logo
Промышленная экология

Природоохранительное законодательство российской федерации Развитие федерального природоохранительного законодательства

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды базируется на системе законодательных и иных правовых актов, регулирующих указанные отношения. Это более 30 федеральных законов и около 200 подзаконных актов.

Природно-ресурсное и природоохранительное законодательство Российской Федерации представлено базовыми федеральными законами: "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции", "Об охране окружающей среды", Лесным и Водным кодексами Российской Федерации. Кроме того, отношения, возникающие при использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности регулируются нормами гражданского, земельного, финансового, налогового, административного, уголовного права.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды подготовлены предложения о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, в том числе:

"О континентальном шельфе Российской Федерации";

"Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";

"О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";

-"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- "О разграничении государственной собственности на землю";

- "О приватизации государственного и муниципального имущества";

"Градостроительный кодекс Российской Федерации";

"Земельный кодекс Российской Федерации".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.02 № 346-р утвержден План подготовки проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В рамках этой работы постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 777 утверждены две основные группы объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю: объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации; объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 23 мая 2002 г. № 340 Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, которое определяет порядок деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В рамках выполнения функций лицензирующего органа утверждены приказы МПР России от 18.07.02 № 451 "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" и от 11.10.02 № 663 "О форме документа, подтверждающего наличие лицензии (бланка лицензии) на деятельность по обращению с опасными отходами".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2002 г. № 421 утверждено Положение о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационнозагрязненных участков территории, устанавливающее порядок и сроки разработки таких программ, финансируемых за счет средств от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов.

Для обеспечения реализации ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 847 утверждено Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, на основе которого предоставлено право разрабатывать и утверждать по согласованию с Минздравом России показатели, на основе которых выдается предписание о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

В рамках реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 833 "О государственном земельном контроле", согласно которому государственный земельный контроль осуществляют Росземкадастр совместно с МПР России, Минсельхозом России, Госстроем России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно Положению о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 830, подготовка предложений о консервации земель осуществляется Росземкадастром с участием Минздрава России и Минсельхоза России на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Утверждены временные рекомендации по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (приказ МПР России № 574

от 12.09.02.).

Правительством Российской Федерации принято постановление от 21 февраля 2002 г. № 124 "О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации", согласно которому определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие рассмотрение декларации безопасности подводных объектов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об охране озера Байкал" Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2002 г. № 67 "Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал", которым установлено, что добыча и сбор эндемичных видов животных и растений, за исключением видов, занесенных в Красную кишу Российской Федерации, осуществляются в пределах общих допустимых уловов этих видов водных биологических ресурсов, определяемых и утверждаемых ежегодно в установленном порядке.

В целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" приказами МПР России от 2 декабря 2002 г. № 785 и № 786 утверждены федеральный классификационный каталог отходов и форма паспорта опасных отходов. Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" приказом МПР России от 11 марта 2002 г. № 115 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В 2002 г. Правительством Российской Федерации утверждены концепции: законопроекта о недрах, новых редакций Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, в соответствии с которыми начата работа по разработке текстов указанных законопроектов.

В целях реализации ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в 2002 г. разработан проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

Указанным проектом федерального закона определен круг организаций и индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется плата за негативное воздействие. Платежной базой признаются приведенная масса выбросов и сбросов веществ, масса размещаемых отходов производства и потребления, а также другие виды негативного воздействия.

При разработке законопроекта ставилась задача стимулирования природопользователей к снижению негативного воздействия на окружающую среду. В проекте предусмотрено, что у плательщиков возникает право на понижение платы за негативное воздействие в размере суммы начисленных платежей в счет выполнения заявленных мероприятий. Это позволит субъектам хозяйственной деятельности высвободить средства для инвестирования природоохранных мероприятий, исчерпывающий перечень которых закрепляется законопроектом.

Приоритетными направлениями развития законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды являются:

создание эффективной системы государственного управления, включая совершенствование форм и методов государственного регулирования, системы контрольных и надзорных функций;

реформирование природопользования на основе внедрения эффективных механизм овобеспечения финансовых интересов государства как собственника природных ресурсов и выравнивания условий доступа к ним;

совершенствование платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование лесным фондом;

выработка механизмов установления и изъятия рентных платежей в целях обеспечения финансовых интересов государства как собственника, выравнивания условий хозяйствования пользователей природных ресурсов и стимулирования повышения эффективности работы предприятий, введение полноценных состязательных процедур предоставления прав пользования природными ресурсами;

приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации;

обеспечение инновационного характера экономического роста.