logo
Промышленная экология

Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

Центральное место в экономическом механизме управления природно-ресурсным комплексом занимают платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.

В рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой реформы, рассчитанной на 2003-2005 гг., практически все виды платежей, налогов и сборов должны претерпеть заметные изменения.

Принципиальными основами реформирования являются рентный подход при определении размера платежа и обеспечение снижения налогового бремени в отношении обрабатывающих отраслей и сферы услуг вследствие налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики,

МПР России ведет систематическую работу в пределах своей компетенции и в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации по совершенствованию этого механизма. В 2002 г. в основном проводилась работа над проектами глав Налогового кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами.

Налог на добычу полезных ископаемых; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ) ввел в действие гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых". Данный законодательный акт полностью отошел от рентного принципа налогообложения добывающей промышленности,

Водный налог. Одним из видов ресурсных налогов является плата за пользование водными объектами, которая взимается в соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" (1998 г., № 71-ФЗ).

В 2003 г. в соответствии с данным законом прекращается действие льгот для предприятий тепло- и атомной энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем прогнозная плата за пользование водными объектами увеличится.

Платежи за пользование лесным фондом. В 2002 г. вес поступления в размере минимальных ставок оставались в региональных бюджетах, а в федеральный бюджет поступали средства сверх минимальных ставок и за перевод или изъятие земель лесного фонда. Итоги года показали определенные проблемы с поступлениями в федеральный бюджет. Задание выполнено на 92%, т. е. бюджет недополучил 158 млн. руб. (из 1950,0 млн. руб. поступило 1792,9 млн. руб.).

Работа органов управления лесным хозяйством и региональных властей по увеличению размера платежей оказалась недостаточной. Не выполнили задание по поступлению в федеральный бюджет платежей за пользование лесным фондом 36 регионов Российской Федерации.

В действующей системе платежей установлен следующий порядок взимания и распределения средств от использования лесного фонда. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются в размере, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. № 127 без повышающего коэффициента. Получаемые средства пополняют доходы бюджетов субъектов Российской Федерации как региональный налог.

МПР России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о платежах за пользование лесным фондом, содержащий положения о внесении изменений и дополнений в другие законодательные акты, регулирующие данные вопросы.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Механизм определения, взимания и использования платы за негативное воздействие на окружающую среду до 2002 г. регулировался Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и был конкретизирован в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Однако по иску ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" решениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 г. № ГКПИ 2002-178 и его Кассационной коллегии от 04.06.02 г. указанное выше постановление Правительства Российской Федерации было признано незаконным (недействительным).

Руководствуясь решением Верховного суда Российской Федерации, предприятия-загрязнители имели законное основание не вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду со второго полугодия 2002 г., что, безусловно, сказалось на доходах бюджетов всех уровней бюджетной системы. В 2002 г. поступления от платы за негативное воздействие в консолидированный бюджет Российской Федерации предусматривались в размере 8,52 млрд. руб.. в том числе в федеральный бюджет - 1,61 млрд. руб., а фактически составили соответственно 5,17 и 0,99 млрд. руб.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.02 № 284-0 постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" было признано законным, сохраняющим силу и подлежащим применению.

Однако препятствием к возобновлению действия системы платы за негативное воздействие являлось отсутствие базовых нормативов платы и коэффициентов ее индексации, которые в 1993-2001 гг. во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации разрабатывались и утверждались МПР России, Минфином России и Минэкономразвития России.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" приказом МПР России от 12.04.02 № 187 были признаны недействующими базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 27.11.92, а также информационные письма Минприроды России - Госкомэкологии России - МПР России об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды за период с 1993 по 2001 г. Тем самым образовалась правовая коллизия - платежи за негативное воздействие восстановлены, а ставки для их расчета отсутствуют.

Для устранения существующих противоречий и в целях законодательного закрепления основных элементов механизма взимания и исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду - плательщиков, ставок платы, мер стимулирования и ответственности -МПР России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол № КА-П9-25пр от 05.06.02) разработан проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". В указанном законопроекте с определенными изменениями сохраняется общая концепция действовавшего механизма определения и взимания платы за негативное воздействие, как наиболее адекватная на ближайшую перспективу современным условиям.

Об исполнении доходной части федерального бюджета. Поступления платежей, налогов и сборов природно-ресурсного комплекса в федеральный бюджет Российской Федерации в 2002 г. в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" должны составить 176,7 млрд. руб. Федеральным бюджетом установлены на 2002 г. поступления:

- фактически, по данным МНС России, они составили 5,2 млрд. руб. Это связано с вышеизложенной ситуацией;

- платы за пользование водными объектами в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации. На 2002 г. прогнозная сумма платежей составила 6,8 млн. руб.; фактически, по данным МНС России, за год поступило 7 млн. руб. (102% от прогнозной суммы).

В итоге в федеральный бюджет поступило по названным видам платежей 210,0 млрд. руб. при бюджетом задании 176,7 млрд. руб.

Использование экономических механизмов в области природопользования и охраны окружающей среды. В 2002 г. МНР России осуществлялось внедрение страховых и лизинговых механизмов, банковских гарантий и иных способов обеспечения исполнения обязательств, а также привлечение внебюджетных средств в эту сферу, включая займы и гранты.

В рамках образованных в МНР России рабочих групп по вопросам страхования в области природопользования и охраны окружающей среды, банковских гарантий и лизинга были внесены предложения по совершенствованию природно-ресурсного законодательства, в том числе проектов Водного кодекса, Лесного кодекса, Кодекса о недрах в части применения страхования и банковских гарантий. Министерство принимало участие в парламентских слушаниях по теме "Об экологическом страховании в Российской Федерации", в доработке законопроектов "Об обязательном экологическом страховании в Российской Федерации", "Об обязательном страховании опасных производственных объектов11, "О порядке осуществления обязательного страхования на территории Российской Федерации", Концепции развития страхования в Российской Федерации. Проведены семинары по вопросам внедрения страхования, банковских гарантий, к расширенной коллегии МПР России приурочены выставки-модули по лизингу и страхованию.

МНР России в 2002 г. проведена работа с Минимуществом России, Минфином России и Минэкономразвития России по расширению сферы применения видов обязательного страхования гражданской ответственности и имущественного страхования природных ресурсов. Речь идет об обязательном страховании экологических рисков и рисков причинения вреда третьим лицам и окружающей среде в результате недропользования, лесопользования, водопользования, землепользования или иной хозяйственной деятельности, а также об обязательном страховании риска утраты, гибели, повреждения участков недр, участков лесного и водного фондов, передаваемых в пользование, концессию или аренду. Для формирования системы гарантий и ответственности инвесторов при недропользовании МПР России внедряет страхование рисков невыполнения обязательств и требований условий лицензионных соглашений инвесторами - недропользователями и предоставление ими банковских гарантий.

Для обеспечения пожарной безопасности лесов МПР России внедряет страхование лесов от пожаров и иных рисков. В 2002 г. на территории Северо-Западного федерального округа начат эксперимент по страхованию от пожаров участков лесного фонда, передаваемых в аренду лесопользователям. В соответствии с распоряжениями МПР России от 05.06.02 №316-р и от 17.09.02 401-р была разработана необходимая документация по страхованию участков лесного фонда, передаваемым в аренду лесопользователям, включающая основные методические подходы к оценке страховой стоимости участков лесного фонда, оценке причиняемого ущерба, определению перечня страхуемых рисков, расчету тарифов по страхованию участков лесного фонда. Также были разработаны и согласованы с государственной лесной службой "Правила страхования лесного фонда", "Программа страхования", примерная форма договора аренды участков лесного фонда, форма заявления на страхование, форма типового договора страхования участков лесного фонда. С целью создания механизма, обеспечивающего гарантии выполнения страховыми компаниями финансовых обязательств по договорам страхования, подписано соглашение о взаимодействии в рамках эксперимента между девятью крупнейшими страховыми компаниями Российской Федерации, являющимися членами Рабочей группы МПР России по страхованию.

Для доработки документов и подготовки Северо-Западного региона к практическому страхованию проведен семинар с участием представителей территориальных органов министерства, лесхозов, заповедников и национальных парков, лесопромышленных компаний, страховых компаний, аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в регионе, консультантов проекта Всемирного банка по устойчивому лесопользованию, представителей администрации г. Санкт-Петербург и Ленинградской области. Рекомендации семинара и пакет необходимых для страхования документов направлены в территориальные органы МПР России.

Государственной лесной службой МПР России в соответствии с планом мероприятий на 2003 г. в рамках пилотного проекта по страхованию участков лесного фонда от пожаров будет осуществляться дальнейшее развитие данного направления на территории Северо-Западного федерального округа и распространение опыта страхования на другие субъекты Российской Федерации. Для обеспечения пожарной безопасности лесов МПР России подготовлен также пакет необходимых для Минфина России обоснований по использованию лизингового механизма для технического перевооружения наземной техники и воздушных судов в лесном хозяйстве.

Особое внимание МПР России уделяло вопросам создания условий для формирования национальной системы страхования имущественных интересов населения, организаций и государства от рисков наводнений и иных стихийных бедствий, сокращения расходов бюджетных средств, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, паводков и наводнений. МПР России развивает страхование в качестве механизма обеспечения безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений. С целью реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876 Рабочей группой МПР России по страхованию подготовлена единая Методика выполнения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России. Подготовлена для представления в МАП России конкурсная документация "Правила и регламент организации и проведения конкурса по отбору страховых компаний для страхования ГТС, эксплуатируемых организациями МПР России".

В 2002 г. внедрен и действует механизм предоставления страховых и иных финансовых гарантий компенсации на случай причинения вреда при осуществлении трансграничных перевозок опасных и ядовитых веществ, опасных отходов, опасных грузов.

Экологический аудит. В феврале 2002 г. проведен расширенный семинар "Экологический аудит, сертификация, страхование и менеджмент в Российской Федерации"; в соответствии с рекомендациями семинара в апреле создана общественная организация аудиторов - экологов и экоаудиторских организаций - некоммерческое партнерство экологического аудита "Экологическая аудиторская Палата". Подготовлен проект концепции закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".

Финансирование природоохранной деятельности. Утвержденный федеральный бюджет в части, касающейся МПР России, позволяет выполнять основные мероприятия, предусмотренные ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)". В 2002 г. государственными службами и структурными подразделениями проведена большая работа по совершенствованию бюджетного процесса в системе МПР России. Сформирована методическая база, обобщен и систематизирован опыт предыдущей работы, разработана принципиальная блок-схема бюджетного процесса и решается задача по наполнению ее регламентирующим содержанием. По основным направлениям деятельности на 2003 г. утверждены соответствующими распоряжениями планы, программы, перечни и другие регламентирующие документы, имеющие количественную оценку ожидаемых результатов.

Работы по фундаментальным исследованиям и содействию научно-техническому прогрессу профинансированы на сумму 116,67 млн. руб., из них по переходящей тематике, не входящей в реализацию выполнения ФЦП, - 48,05 млн. руб., в том числе лесохозяйственного -23,36, водохозяйственного - 1,17 и природоохранного - 23,52 направления.

В рамках ФЦП профинансировано 68,62 млн. руб., в том числе: "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" - 55,26 млн. руб.; "Ядерная и радиационная безопасность" -7,96; "Национальная технологическая база" - 5,4. Заключено 73 государственных контракта и 12 дополнительных соглашений к государственным контрактам.

На финансирование строек и объектов за счет средств федерального бюджета, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу, направлено 506,96 млн. руб., в том числе на подпрограммы "Леса" - 91,3 млн. руб., "Водные ресурсы и водные объекты" - 157,6, "Регулирование качества окружающей среды" - 34,4, "Отходы" - 10,5, "Поддержка особо охраняемых природных территорий" - 16,4, "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" - 33,26, "Возрождение Волги" - 106,72, по не программной части -52,08 млн. руб., на финансирование государственных капитальных вложений на безвозвратной основе - 6,88 и на мероприятия по Федеральной целевой программе "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" - 4,7 и др.

Из общего объема финансирования 24% средств направлено на финансирование лесного хозяйства, 65,4% - водного хозяйства, 8,5% - на экологические объекты. Можно отметить успешную работу в осуществлении своевременного финансирования и контроля за исполнением хода строительства объектов следующих организаций: ФГУ по эксплуатации Саратовского водохранилища, ФГУ по эксплуатации Волгоградского водохранилища, ФГУ "Верхне-Волжскводхоз" и др.

Финансирование государственного заказа на геологическое изучение недр Российской Федерации и воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществлялось по контрактам, заключенным с МПР России, на сумму 2338,93 млн. руб. (переходящие объекты - 1263,24 млн. руб. и вновь начинаемые объекты - 1075,7 млн. руб.) и по контрактам, заключенным с территориальными органами МПР России, на сумму 4081,43 млн. руб. (переходящие объекты - 2863,85 млн. руб. и вновь начинаемые объекты - 1217,57 млн. руб.).

На финансирование мероприятий по разделу "Лесные ресурсы" направлено 5983,79 млн. руб., в том числе на лесоохранные и лесовосстановительные мероприятия - 4607,5, организацию и содержание заповедников и национальных парков - 203,7, тушение лесных пожаров - 1172,6.

Профинансированы мероприятия по ре1упированию. использованию и охране водных ресурсов в сумме 668,18 млн. руб., или 100% выделенных ассигнований, в том числе: по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений - 306,08, нормативно-методическому, информационному, предпроектному обеспечению водохозяйственной отрасли - 63,5, а также содержание 49 водохозяйственных федеральных учреждений - 298,6 млн. руб. Кредиторской задолженности по федеральному бюджету водохозяйственные ФГУ не имеют. Все бюджетные средства, выделенные на мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, израсходованы практически полностью (остаток на 01.01. 03 составляет 0,605 млн. руб.).

По разделу "Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира" фактическое финансирование составило 782,06 млн. руб., или 88,1% утвержденного бюджета. По данному разделу МИР России финансировалось содержание 19 специализированных морских инспекций (78,6 млн. руб.), 35 инспекций аналитического контроля (114,7), инспекции "Тигр" по охране редких, исчезающих видов животных (1,9), государственных инспекций по маломерным судам (193,38), 94 государственных заповедников (327,36).

Кроме того, профинансировано природоохранных мероприятий в объеме 56,2 млн. руб. и мероприятий, направленных на сохранение оз. Байкал, в объеме 9,35 млн. руб.

МПР России принимало участие в финансировании ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2002-2004 г. в размере 0,6 млн. руб.

Фактические расходы на образование составили 179,62 млн. руб., или 99,81% предусмотренных ассигнований на эти цели.

Расходы по линии международной деятельности профинансированы на сумму 66,8 млн. руб., в том числе проекты с участием международных финансовых организаций (взносы в международные организации) 64,28 млн. руб.

В табл. 8.2 и 8.3 представлены данные Госкомстата России за 2002 г. о природоохранных инвестициях и вводе природоохранных мощностей за счет средств предприятий и организаций всех форм собственности по субъектам Российской Федерации и федеральным округам. По данным Госкомстата России, в 2002 г. предприятиями и организациями всех форм собственности израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 25270,05 млн. руб. Основной объем природоохранных инвестиций (млн. руб.) распределяется следующим образом:

в охрану и рациональное использование земель - 4659,944;