logo
Промышленная экология

Экологическая безопасность

В 2002 г. получила дальнейшее развитие нормативно-правовая и методическая база обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Приняты базовые федеральные законы: от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", определяющие основные направления развития нормативно-правовой основы обеспечения экологической безопасности, в первую очередь, в области оценки и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Для реализации положений этих законов необходимо обеспечить разработку и введение в действие ряда законопроектов и проектов иных нормативно-правовых актов. МПР России совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами приступило к работе по подготовке технических регламентов. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В Российской Федерации обязательные требования к видам продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

- пожарной безопасности;

- биологической безопасности;

- электромагнитной совместимости;

- экологической безопасности;

- ядерной и радиационной безопасности.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий но снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Такие объекты подлежат государственному статистическому учету. Министерство приступило к разработке соответствующего нормативно-правового документа.

Территориальными органами МГТР России в 2002 г. было проведено 411 проверок соблюдения природоохранительного законодательства на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации. Наибольшее количество проверок проведено в Северо-Западном (178) и Дальневосточном (96) федеральных округах. В ходе проверок выявлено 1218 нарушений законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

Многочисленные нарушения связаны с отсутствием разрешительной документации в области охраны окружающей среды: разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; лицензий на: пользование поверхностными водными объектами, водопотребление из скважин, обращение с опасными отходами; лимитов и разрешений на размещение отходов производства и потребления в природной среде; положительных заключений государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации при строительстве (реконструкции) объектов.

На многих объектах отмечено неудовлетворительное состояние сооружений очистки сточных вод, превышение нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, несанкционированный выпуск неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, загрязнение почвы нефтепродуктами в районе складов горюче-смазочных материалов (ГСМ) и

в местах размещения транспорта, захламление территорий отходами производства и потребления, нарушения в части достоверности учета образующихся отходов производства и потребления, отсутствие ведомственного экологического контроля и др.

Практически не проводится рекультивация нарушенных и загрязненных земель и передача земель, оставленных после расформирования объектов Минобороны России или передислокации военных объектов.

Не решены вопросы хранения и сбора отработанных ГСМ, не всегда соблюдаются экологические требования при уничтожении и утилизации вооружения и военной техники. Во многих частях автомойки не оборудованы системами оборотного водоснабжения, обработка автотранспорта производится на незащищенных площадках, а также в поймах рек и даже в водоемах.

Во время проведения учений и других мероприятий, связанных с передвижением войск, маршруты движения техники не согласовываются с органами местного самоуправления и нередко проходят по руслам рек к сельскохозяйственным угодьям {Республика Северная Осетия - Алания).

Множество нарушений лесного законодательства выявлено при ведении лесопользования в лесах, расположенных на землях Вооруженных Сил Российской Федерации (Суслонгерский военный лесхоз Республики Марий Эл, Брянское военное лесничество).

В течение длительного времени не решается проблема загрязнения грунтовых вод керосином в Моздокском районе Республики Северная Осетия - Алания. Общая площадь керосиновых линз на поверхности грунтовых вод уже достигает 560 тыс. м2, а объем чистого керосина в подземных водах, по оценке специалистов, - 15 тыс. т.

В ходе проверок установлено, что во многих случаях нарушения, выявленные предыдущими проверками, не устранены (в Республике Адыгея. Чукотском автономном округе и др.) За невыполнение предписаний по устранению нарушений в установленные сроки направлялись ходатайства в адрес вышестоящего командования (Чукотский автономный округ, Красноярский край) о принятии соответствующих мер.

По всем фактам выявленных нарушений выданы предписания об их устранении, некоторые должностные лица привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафных санкций составила 494,6 тыс. руб. Во многих случаях, учитывая наличие объективных причин, связанных с недостаточным финансированием объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, штрафные санкции к нарушителям не применялись. За вред, причиненный окружающей среде при осуществлении военной деятельности, Министерству обороны Российской Федерации предъявлено исков о возмещении ущерба на сумму 577,14 тыс. руб.

Наиболее сложная ситуация отмечена на территории Ивановской, Архангельской. Мурманской, Саратовской, Пензенской, Челябинской, Омской, Читинской, Камчатской областей, Краснодарского, Алтайского, Приморского краев, Республики Хакасия, Чукотского автономного округа.