logo
Промышленная экология

Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

В 2002 г. были в основном завершены организационно-структурные преобразования системы органов МТТР России, осуществляющих государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.

В результате этих преобразований в Государственную службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МИР России (Росприродконтроль МПР России) вошли специализированные структурные подразделения центрального аппарата Министерства; Департаменты государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды по федеральным округам; структурные подразделения государственного контроля в управлениях (главных управлениях) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России субъектов Российской Федерации; отделы государственного контроля Бассейновых водных управлений, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов в пределах бассейнов; специализированные морские инспекции МПР России, осуществляющие государственный контроль на море и континентальном шельфе.

Кроме Росприродконтроля МПР России, в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации государственный контроль за использованием и охраной лесного фонда в пределах своей компетенции осуществляют должностные лица лесхозов, входящих в состав Государственной лесной службы МПР России. Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля возложено на специализированные лаборатории и специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК и др.). Государственный и технический надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, обеспечение безопасности людей в местах массового отдыха населения на водоемах в 2002 г. осуществляла государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС России).

Общая штатная численность сотрудников, одновременно по должности являющихся государственными инспекторами по контролю за природопользованием и охраной окружающей среды в системе МПР России, составила на 1 января 2003 г. 2684 человека. Укомплектованность штатов подразделений Рос природ контроля в территориальных органах МПР России колеблется от 65 до 100%, и в целом по службе составляет 90% штатной численности.

Контрольная деятельность осуществлялась в соответствии с утвержденными годовыми планами. Кроме того, проводились внеплановые целевые проверки по заданию МПР России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Генпрокуратуры России и других органов государственной власти.

Росприродконтроль МПР России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными контрольными и надзорными органами: Госгортехнадзором России, МЧС России, МВД России, Генпрокуратурой России, Росгидрометом, Росземкадастром, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В 2002 г. в целом по Российской Федерации Рос природ контролем МПР России проведены проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды почти на 200 тыс. объектов природопользования, в том числе совместно с правоохранительными и иными контрольно-надзорными органами - на 70 тыс. объектов. В ходе проверок выявлено 208,5 тыс. нарушений, выдано 152 тыс. предписаний по устранению выявленных нарушений. Как и в предшествующем году, более 60% нарушений устранено.

На рассмотрение в правоохранительные органы направлены материалы по более чем 13 тыс. фактов выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представленных материалов возбуждено 4,5 тыс. уголовных дел, 1,2 тыс. должностных лиц и граждан привлечены к уголовной ответственности. Предъявлено исков по возмещению ущерба, причиненного природным ресурсам и окружающей среде, на сумму около 3,9 млрд. руб., взыскано по искам 284,6 млн. руб. и возмещено ущерба в виде проведения восстановительных работ на сумму более 95 млн. руб. Незначительная доля взысканных сумм по сравнению с начисленными по искам объясняется тем, что в течение практически всего 2002 г. в судебных инстанциях рассматривался вопрос о правовых основах платы за загрязнения окружающей среды и связанных с ним проблемах исчисления ущерба за вред, нанесенный окружающей среде.

За нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды привлечено к административной ответственности 50 тыс. должностных лиц и граждан, предъявлено штрафов почти в 2 раза больше, чем в 2001 г., - на сумму 117,8 млн. руб., взыскано 51,5 млн. руб. За нарушения лесохозяйственных требований лесопользователям начислено и предъявлено неустоек на сумму 537 млн. руб., из них взыскано более 160 млн. руб. Инспекторами государственного контроля выявлены неплатежи за пользование недрами в размере более 387 млн. руб.

В органы, выдавшие разрешительные документы на различные виды природопользования, а также на размещение отходов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, внесено 700 предложений об ограничении, приостановлении действия и 595 предложений о прекращении действия этих документов. Реализовано более 70% из внесенных предложений. В течение года приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность более 2,7 тыс. хозяйствующих субъектов. Общая численность должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в Росприродконтроле МПР России составляет 268 человек.

Всего в 2002 г. ими проверено 12,3 тыс. объектов недропользования, в том числе с участием представителей других федеральных органов исполнительной власти - 2, 9 тыс. объектов. В результате проверок выявлено 20,4 тыс. правонарушений законодательства о недрах, в том числе: самовольное (безлицензионное) пользование недрами - 3,0 тыс., нарушении условий лицензионных соглашений - 8,8 тыс., других видов нарушений - 7,8 тыс. Выдано 14,1тыс. предписаний, из которых выполнено 5,7 тыс. Передано в правоохранительные и контрольно-надзорные органы 253 дела, привлечено к административной ответственности 1,2 тыс. должностных, юридических лиц и граждан, возбуждено 6 уголовных дел. По представлению органов госгеолконтроля изъято и приостановлено действие 304 лицензий. В результате проверок выявлено неплатежей за пользование недрами в размере 387,3 млн. руб.

При осуществлении государственного геологического контроля в 2002 г. значительное внимание уделялось проблемам, носящим "смешанный" геоэкологический характер. В частности, была проведена масштабная проверка субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих хранение нефтепродуктов и связанное с ним загрязнение нефтепродуктами подземных вод. Установлено, что загрязнение нефтью и нефтепродуктами почв и подземных вод характерно практически для всех субъектов Российской Федерации, особенно остро данная проблема стоит в Центральном, Приволжском и Уральском регионах.

На территории Московской области проверка показала, что в воде порядка 20% пробуренных на воду скважин содержатся следы нефтепродуктов, а в 3% из них содержание нефтепродуктов значительно превышает ПДК. По экспертной оценке, подземные горизонты Московской области содержат более 50 тыс. т нефтепродуктов. Аналитическим методом (атомно-абсорционным) наличие нефтезагрязнений установлено в районах аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево (в 9 из 10 проверенных объектов). Учитывая, что в Московской области питьевое водоснабжение на 80% осуществляется из подземных водозаборов, можно говорить о существовании реальной опасности (с учетом значительного количества бесхозных скважин загрязнения нефтепродуктами, особенно в юго-восточных районах области, где в основном сконцентрированы хранилища нефтепродуктов.

В настоящее время в ряде регионов страны осуществляются работы по очистке подиной среды от нефтепродуктов. Например, в Самарской области в результате природоохранча, мероприятий в районе Куйбышевского НПЗ получено 30 тыс. т нефтепродуктов и значителен снижен уровень загрязнения.

Проверки показали, что недропользователи не уделяют достаточного внимания вопросам охраны недр. Предприятия-недропользователи не проводят в достаточных объемах работы по обследованию технического состояния эксплуатационных колонн в разведочных и эксплуатационных скважинах, что приводит к загрязнению водоносных горизонтов, а в ряде случаев - к загрязнению почв и водных объектов. Большой проблемой по-прежнему остается контроль за состоянием ранее пробуренных поисково-оценочных скважин, которых на территории Российской Федерации насчитывается около 15 тыс. шт. Устья многих из них в настоящее время находятся в затопляемых и труднодоступных зонах и представляют реальную угрозу не только недрам, но и окружающей среде. Решение проблемы видится в скорейшей передаче вышеуказанных скважин на баланс недропользователей.

При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов инспекторы территориальных органов МПР России особое внимание уделяли мерам по предупреждению негативного воздействия природопользоватслей на состояние водных объектов, а также осуществлению контроля за соблюдением водопользователями и водопотребителями водного законодательства Российской Федерации.

В 2002 г. специалистами госводконтроля было проведено 17 564 целевых проверок объектов, в результате которых было выявлено 24 238 фактов нарушений требований водного законодательства Российской Федерации, выдано 24 264 предписания, из числа которых было выполнено 12 749 (52,5%), предъявлено 4665 штрафов на сумму 12 678,4 тыс. руб., взыскано 2908 штрафов на сумму 6394,49 тыс. руб. (50,4%), вынесено 216 постановлений (исков) о возмещении вреда (ущерба) на сумму 25 466,446 тыс. руб., взыскано 5250,09 тыс. руб. (117шт.), возмещено ущерба в виде восстановительных работ - 2824,26 тыс. руб. Передано 258 дел в правоохранительные органы, из которых были рассмотрены 192, возбуждено 3 уголовных дела. За нарушение требований водного законодательства приостановлена, ограничена или запрещена хозяйственная деятельность 135 объектов водопользования.

Анализ результатов контрольной деятельности Росприродконтроля показывает, что основное количество выявленных нарушений водного законодательства Российской Федерации было связано с;

- сверхлимитным забором и (или) сбросом сточных вод в водные объекты - 752;превышением нормативов ПДС вредных веществ в водные объекты - 2259;нарушением правил эксплуатации судов и других плавсредств - 164;

В целом по территории Российской Федерации, несмотря на определенный спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, загрязнение и засорение водных объектов не снизилось. Повсеместными явлениями, способствующими загрязнению водных объектов, стали массовая, в большинстве случаев - незаконная, застройка водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос. Разрешения на отвод земельных участков в прибрежных защитных полосах водных объектов выдаются органами местного самоуправления в нарушение требований водного, земельного и гражданского законодательства Российской Федерации. При установлении нарушений водного законодательства Российской Федерации дела по данному вопросу передаются в суды и рассматриваются, но решения судов не всегда и не везде выполняются. Кроме того, на территории России идет самозахват земельных участков водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Еще одной причиной роста загрязнения водных объектов является неэффективная работа городских и муниципальных очистных сооружений, что в большинстве случаев связано с плохим техническим состоянием этих сооружений, превышением проектных показателей по объему и качеству очищаемых вод, а также несвоевременным проведением работ по реконструкции и модернизации.

Ситуация осложняется тем, что в густонаселенных районах страны нагрузка на водные объекты от диффузионного стока с селитебных, промышленных и сельскохозяйственных территорий значительно превышает нагрузку от стационарных, систематически контролируемых источников загрязнения, что является показателем санитарного и экологического неблагополучия водосборных территорий.

В 2002 г. государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществлялся также Государственной инспекцией по маломерным судам Российской Федерации МПР России (ГИМС) наряду с надзорными функциями за плаванием маломерных судов и обеспечением безопасности людей в местах массового отдыха на водоемах. В ходе рейдов и патрулирований проведено 6030 проверок, выявлено более 2000 нарушений природоохранительного законодательства, проверено 2300 морских и речных судов по предотвращению сбросов отходов в водоемы, проведен водолазный осмотр 2800 рыбозащитных устройств и иных сооружений, произведено водолазное обследование и очистка 5500,0 тыс. м2 дна водоемов. В 2002 г. проводилась работа по выявлению брошенных на водоемах судов, представляющих угрозу загрязнения водной среды нефтепродуктами и другими загрязняющими веществами. В Волжском бассейне число брошенных и затонувших крупнотоннажных судов составило 764 ед., в Московской области - 42. Перечень этих судов, места их нахождения и список выявленных судовладельцев были представлены в комиссию МПР России, а в адрес Минтранса России направлено представление МПР России о необходимости принятия мер по подъему и утилизации брошенных плавсредств.

Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. За 2002 г. в Российской Федерации количество природопользователей, осуществляющих деятельность, связанную с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, не изменилось и составляло 81 тыс. Их деятельность была сопряжена с вовлечением в хозяйственный оборот (лесопользование) более 100 млн. объектов лесного фонда и других лесохозяйственньх объектов, подлежащих государственному контролю со стороны МПР России. Объекты контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, территориально разобщены на общей площади более 1,2 млрд. га. В целом по Российской Федерации за отчетный период должностными лицами Государственной службы контроля МПР России и Государственной лесной службы МПР России проверено около 60 тыс. организаций и около 140 тыс. объектов контроля, в том числе совместными проверками -28 тыс. В результате выявлено около 87 тыс. нарушений лесного законодательства, приняты меры по их устранению и возмещению причиненного ими ущерба. Выдано более 46 тыс. предписаний об устранении нарушений лесного законодательства, из них выполнено более 37 тыс.

В 2002 г. ущерб, причиненный лесному хозяйству, как и в предыдущем году, составил более 32 млрд. руб. Лесонарушителям предъявлено исков на сумму около 2,6 млрд. руб., из них взыскано около 114 млн. руб. С 2001 г. на стадии претензионного рассмотрения только по одному Таймырскому лесхозу Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу находится 4 иска на сумму 25,9 млрд. руб.

К административной ответственности привлечено более 32 тыс. должностных лиц и граждан, начислено штрафов на сумму около 13,3 млн. руб., из них взыскано более 6,7 млн. руб. В правоохранительные органы направлено более 11,5 тыс. материалов о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации и по результатам их рассмотрения привлечено к уголовной ответственности более 1,2 тыс. человек. За нарушения требований лесного законодательства Российской Федерации в части ведения лесного хозяйства или ненадлежащее исполнение своих обязанностей уволено 55 работников государственной лесной охраны.

В результате контрольных мероприятий изъято более 100 тыс. м незаконно добытой древесины и реализовано на сумму 40 млн. руб. По итогам проверок за нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню начислено неустоек в размере 537 млн. руб., из них взыскано 162 млн. руб. В целом по России 621 раз задерживались транспортные средства и изымались орудия незаконного добывания лесопродукции.

Более чем в 1200 случаях за нарушения лесного законодательства приостанавливалась, ограничивалась и (или) запрещалась хозяйственная и иная деятельность лесопользователей.

Основными видами нарушений являются незаконная порубка или повреждение деревьев, нарушение Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, а также нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. Анализ отчетных данных, характеризующих деятельность государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, зашитой лесного фонда и воспроизводством лесов в Российской Федерации, показывает, что тенденции роста правонарушений в сфере лесных отношений по-прежнему сохраняются. Кроме того, сложившаяся ситуация с соблюдением лесного законодательства лесопользователями свидетельствует, что практически все проверенные лесопользователи допускают в своей деятельности нарушения. Существующий порядок лесопользования не стимулирует их к рациональному использованию лесных ресурсов, соблюдению лесохозяйственных требований, при этом нарушение лесного законодательства оправдывается экономическими соображениями: зачастую лесопользователю экономически выгоднее заплатить штрафные санкции, чем в полном объеме выполнить требования лесного законодательства.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды. В 2002 г. государственными инспекторами по охране природы отделов госконтроля территориальных органов МНР России проведено более 50 тыс. проверок, в том числе совместно с другими специально уполномоченными органами - более 14 тыс. проверок, в ходе которых проверено 51,2 тыс. субъектов хозяйственной и иной деятельности, или 62,7 тыс. учетных единиц контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

При проведении проверок выявлено 66,3 тыс. нарушений, в течение года устранено 38,5 тыс. нарушений, или 58% общего числа выявленных нарушений. По результатам проверок 689 дел переданы на рассмотрение в суды, арбитражные суды и прокуратуру. К уголовной ответственности привлечено 29 человек. К административной ответственности привлечены 17 тыс. лиц. За нарушения природоохранного законодательства наложено штрафов на сумму 46,9 млн. руб., взыскано 25,6 млн. руб., предъявлено исков по возмещению ущерба на сумму 68,1 млн. руб., оплачено - 7,2 млн. руб. Ограничена, приостановлена или прекращена деятельность на 1093 объектах.

В 2002 г. отмечено снижение некоторых количественных показателей контроля, но связано оно не с изменением численности инспекторов, а со сменой приоритетов контрольной деятельности в области охраны окружающей среды. Начиная с 2002 г., деятельность Росприродконтроля МПР России направлена преимущественно на проверки объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. На организацию и проведение таких проверок требуется больше времени, материальных и интеллектуальных ресурсов. Так, в 2002 г. Росприродконтроль МПР России провел комплексную проверку соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, объектах хранения и уничтожения химического оружия, а также на крупных объектах хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Московской области.

По результатам указанных проверок на некоторых проверенных объектах контроля за наиболее грубые нарушения природоохранного законодательства были вынесены предписания о приостановках хозяйственной деятельности предприятий целлюлозно-бумажной промышленности в областях: Калининградской (ЗАО "Цепрусс" и ОАО "Советский целлюлозно-бумажный комбинат"). Ленинградской (ОАО "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" и АООТ "Бумажная фабрика Коммунар"), Вологодской ("Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" и ОАО "Сухонский целлюлозно-бумажный завод"), ряд предприятий Московской области (ОАО "Балашихинский литейно-механический завод", ОАО "Криогенмаш", ОАО "Металлургический завод "Электросталь", ЗАО "Ногинский завод резино-технических изделий" и др.).

В ходе проверок за соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха, проведенных на 18,1 тыс. предприятий, выявлено 21,5 тыс. нарушений. В течение года было проверено более 1 тыс. объектов энергетики, почти 7 тыс. промышленных объектов, 1,8 сельскохозяйственных и более 2 тыс. транспортных предприятий, 1,5 тыс. объектов жилищно-коммунального хозяйства, 0,6 тыс. военных, оборонных и режимных предприятий и 4,3 тыс. предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей других отраслей хозяйства (табл. 4.1). По результатам проверок 238 дел переданы на рассмотрение в суды, арбитражные суды и прокуратуру, 146 из них рассмотрено. Возбуждено 4 уголовных дела.

Более 4 тыс. лиц привлечено к административной ответственности. За нарушения природоохранного законодательства наложено штрафов в сумме 10,4 млн. руб., из них взыскано 5,1 млн. руб. За причиненный окружающей среде ущерб предъявлено 230 исков в размере 5,6 млн. руб., возмещено более 1,6 млн. руб. Ограничена, приостановлена или прекращена деятельность на 397 объектах.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха являются нарушения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - 30,4% общего числа выявленных нарушений (из них 23,0% приходится на стационарные источники выбросов и 7,4% - на передвижные); осуществление деятельности без разрешительных документов или несвоевременное их оформление - 22,3%; ненадлежащее осуществление производственного контроля 14.4%; невыполнение предписаний органов госконтроля - 8,6%; нарушение законодательства при выдаче разрешений на выбросы - 3%.

Структура выявляемых нарушений приблизительно одинакова во всех регионах Российской Федерации, однако в разных отраслях хозяйственной деятельности ситуация существенно различается. Так, из общего числа нарушений, выявленных на транспортных предприятиях и предприятиях энергетического комплекса, доля нарушений, связанных с отсутствием разрешений на выброс, составляет около 17%, в то время как для сельскохозяйственных организаций этот показатель вдвое выше. Факты нарушения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу наиболее характерны для автотранспортных предприятий (более 30% выявленных нарушений) и почти вдвое реже выявляются при проверках воинских частей.

По сравнению с предшествующими годами в общем количестве выявленных нарушений более чем вдвое снизилась (с 16 до 7,5%) доля нарушений нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта. Это связано с тем, что принимаемые традиционные меры - в виде операций "чистый воздух" или так называемых "проверок на дорогах", осуществляемых органами госконтроля МПР России совместно с МВД России - не давали практического эффекта. Поэтому в отчетном году число таких проверок было сокращено, в результате было увеличено число проверок стационарных источников выбросов. Несмотря на некоторое снижение внимания к проблеме загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта, контроль в этой области продолжался и в 2002 г., особенно в мегаполисах и крупных городах.

В ходе проверок за соблюдением законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, проведенных в отношении 21,7 тыс. учетных единиц контроля, выявлено около 26,5 тыс. нарушений (табл. 4.1). В течение года в целом по Российской Федерации было проверено 3,4 тыс. полигонов ТБО и санкционированных свалок, 0,4 тыс. полигонов промышленных отходов, 1,1 тыс. объектов, на территории которых расположены шламохранилища, хвостохранилища, терриконы и т. п., 1,6 тыс. предприятий, осуществляющих временное хранение и переработку отходов, включая особо опасные.

Контрольными органами МПР России было выдано 26,2 тыс. предписаний, из которых выполнено 15,5 тыс. По результатам проверок 275 дел передано на рассмотрение в правоохранительные органы, 191 из них рассмотрено. Возбуждено 4 уголовных дела. За вред, нанесенный окружающей среде в результате нарушений законодательства об обращении с отходами, предъявлено 67 исков на сумму 19,7 млн. руб., из которых возмещено более 1 млн. руб. Ограничена, приостановлена или прекращена деятельность на 163 объектах.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства об обращении с отходами являются деятельность в области обращения с отходами без разрешительных документов -20,6%, нарушение природоохранных требований по обращению с отходами - 21,6% общего числа выявленных нарушений, предоставление недостоверных данных об отходах - 8,3%, несанкционированное размещение, в том числе утеря отходов - 14,1%, отсутствие или ненадлежащее осуществление производственного контроля - 7,3%.

Нелегальное захоронение отходов на несанкционированных свалках является основной проблемой практики удаления отходов в Московской области. Анализ характера образования несанкционированных свалок Подмосковья показывает, что выделяются две формы подобных объектов. Это - собственно несанкционированные свалки (представляющие скопления отходов на территории 0,2-0,5 га и более) и захламления территорий мусором (аморфные, без четко выраженных границ скопления отходов). Наиболее крупные и долговременные несанкционированные свалки, как правило, образовываются в бывших карьерах и оврагах в сельских округах по негласному и гласному, но в любом случае незаконному, разрешению глав администраций городов и сельских округов.

В последние годы наметилась тенденция сокращения вторичного использования образующихся ТБО из-за высокой себестоимости продукции, отсутствия у предприятий оборотных средств, отсутствия специализированных пунктов по приему и сортировке используемых компонентов отходов, высокой стоимости энергоносителей и транспортных услуг, отсутствия нормативно-правовой базы, стимулирующей экологическое предпринимательство. Все это способствует росту числа нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами. Как и в предыдущие годы, отсутствует достоверная информация о реальных объемах образования, сбора, утилизации и захоронения ТБО и об их современном морфологическом составе.

Особо следует отмстить проблему утилизации опасных промышленных отходов (включая отходы 1 и II классов опасности). Из-за отсутствия технологий, производственных мощностей и специализированных полигонов по их утилизации (захоронению) многие предприятия вынуждены осуществлять накопление и временное хранение их на своей территории. Ряд имеющихся полигонов размещения (захоронения) опасных промышленных отходов выработали свой ресурс и не соответствуют требованиям природоохранного законодательства.

Государственный контроль за использованием и охраной земель в 2002 г. осуществлялся государственными инспекторами по охране природы территориальных органов МПР России в основном при проведении комплексных проверок соблюдения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Всего в отчетном году было проверено более 15 тыс. объектов в части использования и охраны земель. При этом было выявлено 10,9 тыс. нарушений земельного и природоохранного законодательства. В результате принятых мер было устранено 6,5 тыс. нарушений, или 59,6% общего количества выявленных в течение отчетного года. За наиболее серьезные нарушения 3,3 тыс. виновных привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на сумму 143,2 млн. руб., из них взыскано 8,7 млн. руб., предъявлено исков о возмещении ущерба на сумму 40,6 млн. руб. С учетом прошлых лет возмещено ущерба в виде проведения восстановительных работ на сумму 93,5 млн. руб. В правоохранительные органы передано на рассмотрение 76 дел, из них рассмотрено 39, по 9 фактам возбуждены уголовные дела.

В составе нарушений преобладают захламление (21,2%) и загрязнение (12,8%) земель, а также нарушение установленного режима использования земель (7,4%) и самовольное занятие земельных участков природоохранного назначения (6,2%).

Захламление земель производственными и бытовыми отходами в основном отмечается при нарушении технологии складирования и захоронения производственных и бытовых отходов на полигонах и свалках по их захоронению, а также в оврагах, на опушках леса, лесополосах, полосах отвода железных и автомобильных дорог. Особую опасность для водных объектов и окружающей среды представляют факты захламления земель водоохранных зон. В связи с этим во многих субъектах Российской Федерации (в Республике Коми, Республике Хакасия, Архангельской области и др.) проведены проверки состояния земель водоохранных зон в предпаводковый период.

В составе нарушений, связанных с загрязнением земель, значительную долю составляют случаи загрязнения земель нефтепродуктами в районах добычи нефти (в Сибирском и Уральском федеральных округах), транспортировки нефтепродуктов и в местах их хранения.

В области государственного контроля за использованием и охраной биоресурсов в отчетном году проведено более 2,7 тыс. проверок. При этом выявлено 3,8 тыс. нарушений. В результате принятых мер устранено 0,9 тыс. Большая часть нарушителей - 1966 человек - привлекалась к административной ответственности с наложением штрафов на сумму 876,9 тыс. руб., из них взыскано 648,3 тыс. руб. За наиболее серьезные нарушения 11 виновных привлечены к уголовной ответственности, материалы по 24 нарушениям переданы в правоохранительные органы. Прекращена или приостановлена деятельность 30 частных лиц и 11 организаций.

Основными видами нарушений, как и в 2001 г., в области охраны животного мира являются: отсутствие у пользователей долгосрочных лицензий на пользование животным миром и договоров с органами исполнительной власти о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром. При осуществлении государственного контроля по вопроса наличия положительных заключений государственной экологической экспертизы и выполнения указанных в них требований в 2002г. проверено 5250 объектов, в том числе совместно с представителями иных органов контроля и надзора - 562. В результате проверок выявлено 3,6 тыс. нарушений, устранено 1,9 тыс., привлечено к административной ответственности 1,9 тыс. лиц, наложено штрафов на сумму 10,1 млн. руб., взыскано 5,1 млн. руб. (51%), в правоохранительные органы передано на рассмотрение 76 дел, рассмотрено 66. Приостановлена или ограничена хозяйственная и иная деятельность 338 объектов. При осуществлении государственного экологического контроля использовались методы аналитического контроля, которые применяли Специализированные инспекции аналитического контроля МИР России (СИ А К), являющиеся составной частью Государственной службы контроля. Измерения нормируемых параметров природопользования и воздействия на окружающую среду, мониторинг источников загрязнения и контроль достоверности данных аналитических лабораторий природопользователей, осуществляющих производственный экологический контроль, лаборатории СИАК проводили по поручениям управлений (главных управлений) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России.

В течение 2002 г. существенного изменения количества СИАК не произошло: СИАК включены в состав 33 федеральных государственных учреждений и 34 филиалов таких учреждений. Численность сотрудников СИАК составляет 2160 человек, из них 1640 - специалисты, непосредственно занимающиеся отбором проб и выполнением химических анализов. В 2002 г. сотрудниками СИАК было отобрано 80,5 тыс. проб (в том числе 33,2 тыс. проб природных и сточных вод, 33,5 тыс. - промышленных выбросов в атмосферу, 5,2 тыс. - проб почв), выполнено 604,8 тыс. элементоопределений (в том числе 407 тыс. - в пробах природных и сточных вод, 72,5 тыс. - в пробах промышленных выбросов в атмосферу, 35,2 тыс. - в пробах почв) в пробах объектов окружающей среды для целей обеспечения государственного экологического контроля. При расследовании аварийных ситуаций, связанных с загрязнением объектов окружающей среды, отобрано 8,45 тыс. проб, выполнено 90,1 тыс. элементоопределений.

В рамках участия в контрольных мероприятиях специалистами СИАК обследовано 24430 предприятий. Рассмотрены и согласованы планы-графики производственного экологического контроля 16 350 предприятий. Выполнены работы по подтверждению технической компетентности (в форме аккредитации и оценки состояния измерений) в 870 аналитических лабораториях, осуществляющих данный вид контроля на предприятиях. Проведен внешний контроль за достоверностью результатов 2648 лабораторий производственного экологического контроля с выдачей 14,2 тыс. шифрованных проб.

Получило дальнейшее развитие метрологическое обеспечение аналитического контроля: за 2002 г. органом по аккредитации ФГУ "ЦЭКА" проведена аккредитация 37 СИАК в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров), общее количество аккредитованных аналитических лабораторий СИАК достигло 124. Ведется ежегодный инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных лабораторий СИАК. Проводилась работа по оценке состояния измерений как в СИАК, так и в экоаналитических лабораториях, осуществляющих производственный экологический контроль.

На основе анализа результатов контрольной деятельности можно сделать заключение, что недостаточная аналитическая база контроля не позволяет инспекторам по охране природы осуществлять наиболее важную и представительную форму контроля - выявление нарушений установленных нормативов выбросов на основании непосредственных замеров. Недостаточное обеспечение инспекторов приборами экспресс-анализа выбросов и сбросов, ограниченность финансовых средств для привлечения к проведению проверок аналитических лабораторий не позволяют в должной степени выполнять важнейшее условие эффективного контроля - инструментальное подтверждение фактов и определение количественных показателей нарушения природоохранных нормативов.

Государственный контроль за охраной водных биологических ресурсов в 2002 г. осуществлялся Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России), Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России) и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах компетенции.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти осуществлялось на основании совместного (ФПС России, МВД России, МИД России, МНС России, МПР России, Минфин России, Минэкономразвития России, Госкомрыболовство России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, Центробанк) приказа от 14.11.00 № 319/827/30613/гс/БГ-З-11/325/172/97Н/1/223/785/465/278/ОД-212 "Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла".

Органы морской охраны ФПС России осуществляют охрану морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и государственный контроль в этой сфере в пределах своей компетенции во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

В 2002 г. на промысле ежедневно находилось около 800 российских и 300 иностранных промысловых судов. ФПС России проведены контрольные проверки в Баренцевом море, Каспийском море и дельте р. Волга, в Японском и Охотском морях, а также у восточного побережья Курильских островов и Камчатки.

В ходе проверок в море и в портах в 2002 г. получены следующие результаты:

Показатель

2002 г.

Показатель

2002 г.

Осмотрено судов, всего

19901

Общая сумма штрафов и предъявленных

исков гражданам о возмещении ущерба

в том числе российских

18586

тыс. руб.

295513,75

иностранных

1315

тыс. долл. США

47,51

Осмотрено малых плавсредств

3127

Конфисковано рыбопродукции, т

10328,51

Проведено рейдов по проверке прибрежного

промысла

10179

на судах, т

10095,39

Оштрафовано капитанов судов, юридических лиц, всего

1759

у граждан, т

233,12

в том числе российских

1723

Конфисковано:

иностранных

36

незаконно добытой морепродукции, т

10328,51

Общая сумма штрафов, всего

малых плавсредств

692

тыс. руб.

46994,77

подвесных рульмоторов

684

тыс. долл. США

47,51

сетей:

в том числе:

штук

18012

сумма штрафов на должностные и юридические

лица, всего

погонных км

952,23

тыс. руб.

44737,07

других орудий совершения правонарушений

6389

тыс. долл. США

47,51

крючковых снастей, шт.

96515

сумма штрафов на граждан

Конфисковано судов, всего

2

тыс. руб.

2257,7

в том числе российских

2

тыс. долл. США

0

В результате административно-процессуальной

деятельности поступило средств, всего

Предъявлено исков за причиненный ущерб, всего

тыс. руб.

130282,05

тыс. руб.

248518,98

тыс. долл. США

0,64

тыс. долл. США

0

из них

Предъявлено исков должностным и юридическим

лицам за причиненный ущерб

по штрафам

тыс. руб.

238396,62

тыс. руб.

30416,29

тыс. долл. США

0

тыс. долл. США

0,64

Предъявлено исков гражданам за причиненный

ущерб

по искам о возмещении ущерба, тыс. руб.

47314,84

тыс. руб.

10122,36

от реализации морепродуктов, тыс. руб.

48392,74

тыс. долл. США

0

от реализации конфискованных судов, тыс. руб.

1567,23

от реализации других орудий совершения

правонарушений, тыс. руб.

2590,95

Система подразделений МПР России, осуществляющих государственный контроль за водными биоресурсами внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в части сохранения биоразнообразия включает 19 специализированных морских инспекций численностью 898 человек.

Ниже представлены результаты контрольных проверок специализированных морских инспекций МПР России в отношении морских ресурсов:

Показатель

2002 г.

Проверено объектов

14379

Выявлено нарушений

6344

Устранено нарушений

4938

Сумма штрафов, тыс. руб.

наложенных

30509,4

взысканных

7761,4

Сумма ущерба, тыс. руб.

предъявленная

1110509,0

оплаченная

88171,0

Сумма конфискатов, тыс. руб.

23303,3

Количество дел, направленных в судебные органы, прокуратуру

371

Количество предписаний о приостановке деятельности объектов

148

Система государственных органов рыбоохраны Госкомрыболовства России включает 25 федеральных государственных учреждений - бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, в состав которых входят 411 республиканских, краевых, окружных, областных, районных (межрайонных), оперативных, морских инспекций рыбоохраны и 248 контрольно-наблюдательных ихтиологических пунктов. Численность государственных инспекторов рыбоохраны составляет 4 тыс. человек.

Для сохранения осетровых видов рыб Каспийского бассейна разработан и реализован совместный план мероприятий ФГУ "Севкаспрыбвод" и ФГУ "Нижневолжрыбвод" по охране осетровых в период нерестовой миграции, что позволило обеспечить их подходы к естественным нерестилищам р. Волга до плотины Волжской ГЭС.

Осуществление совместных мероприятий ФГУ "Севрыбвод" и ФГУ "Комирыбвод" по охране семги на р. Печора в период нерестовых миграций способствовали обеспечению ее естественного воспроизводства. В целях усиления охраны ценных видов рыб Обь-Иртышского бассейна разработаны планы совместных мероприятий ФГУ "Нижнеобьрыбвод", ФГУ "Верх-необьрыбвод" и ФГУ "Камуралрыбвод". В результате принятых в 2002 г. мер были обеспечены самые массовые за последние 20 лет подходы муксуна к нерестилищам, расположенным на территории Томской области.

Деятельность государственных инспекторов рыбоохраны в 2002 г. характеризуется следующими показателями:

Показатель

2002 г.

Выявлено нарушений, тыс.

232,2

Сумма наложенных административных штрафов, млн. руб.

66,0

Предъявлено истов за ущерб, нанесенный гражданами незаконным выловом,

добычей или уничтожением водных биоресурсов, млн. руб.

333,4

Направлено материалов в следственные органы для привлечения

виновных к уголовной ответственности

4599

Регулирование рыболовства и контроль за промыслом водных биоресурсов в территориальном морс, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России обеспечиваются 12 бассейновыми управлениями органов рыбоохраны Госкомрыболовства России.

В 2002 г. в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации осуществляли промысел водных биологических ресурсов около 2500 отечественных судов, которым бассейновыми органами рыбоохраны было выдано 9255 разрешений на ведение морского рыбного промысла, внесено 8854 изменений и дополнений в ранее выданные разрешения. В 2002 г. органами рыбоохраны было приостановлено действие 19 лицензий на рыбохозяйственную деятельность; 16 капитанов лишены личных рыболовных билетов.

В исключительной экономической зоне и территориальном море Российской Федерации в отчетном году, помимо российских судов, вели промысел водных биологических ресурсов 1113 иностранных судов, в том числе: Норвегии, Фарерских островов, Гренландии, Исландии, Латвии, Японии, КНДР, Республики Корея, КНР, Полыни и Украины.

Государственный контроль в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, предупреждения вредного влияния горных работ на окружающую среду осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России).

Государственный контроль в области промышленной безопасности и охраны недр осуществляется Госгортехнадзором России на 127,7 тыс. подконтрольных предприятий (организаций), в том числе на 7,6 тыс. горнодобывающих предприятий, включающих 203,4 тыс. объектов (шахты, рудники, карьеры, скважины). Результаты контроля за 2002 г. представлены ниже:

Показатель

Всего

В том числе в области

охраны недр

Проведено обследований, тыс.

262,3

10,4

Выявлено нарушений правил и норм безопасности и охраны недр, тыс.

1944,9

57,3

Привлечено к административной ответственности должностных лиц

за нарушения требований правил и норм, тыс.

94,2

1,7

Приостановлены работы на предприятиях (организациях), тыс.

105,5

1,8

За нарушение законодательных и нормативных требований на 1224 чел. переданы материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности (по охране недр - 7 чел.). В 154 случаях запрещена самовольная застройка на площадях залегания полезных ископаемых. В результате осуществления государственного горного надзора на балансе горнодобывающих предприятий сохранено из-за отказа в застройке площадей залегания полезных ископаемых, преждевременной ликвидации и консервации предприятий, а также в результате уменьшения нормативов потерь при их согласовании и складирования в спецотвалы и хранилища: угля - 7,2 млн. т, руд черных металлов - 13,9 млн. т, руд цветных и драгоценных металлов - 3,6 млн. т, золотосодержащих песков - 1,4 млн. м", агрохимического сырья - 1,4 млн. т, стройматериалов - 115,9 млн. т.

По экспертным оценкам, экономическая эффективность деятельности территориальных органов Госгортехнадзора России по охране недр за счет отчислений в бюджет платежей за пользование недрами с дополнительной добычи из ранее сохраненных запасов, штрафных санкций за сверхнормативные потери и нарушения налогового законодательства при внесении платежей за пользование недрами составила около 1,5 млрд. руб.