logo search
Промышленная экология

Платность природопользования

Важнейшим экономическим инструментом и основным принципом охраны природы является платность природопользования, которая вводится на основе экономической оценки природных ресурсов. Плата за природные ресурсы является аналогом экологического налога. Выделяют плату за право пользования природными ресурсами, а также плату на воспроизводство я. охрану природных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами связана с изъятием ренты. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов служат компенсацией их затрат в процессе производства.

В Водном кодексе Российской Федерации говорится, что система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами (водный налог); плату, направленную на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется использование водных объектов, и распределяется в следующем соотношении: федеральный бюджет - 40%, бюджет субъекта РФ - 60%. (Статья 124 Водного кодекса РФ).

Плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, вносится за: изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; сверхлимитное изъятие воды; использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. Эта плата поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Плата, поступающая в бюджеты субъектов РФ, используется для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов.

Плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы, сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, - поступает в федеральный бюджет (10%), бюджеты субъектов РФ - (30%); местный бюджет - (60%). Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Эта плата, а также плата, поступающая в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, используется не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. (Статья 125 Водного кодекса).

Использование земли в Российской Федерации является платным. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Формами платы за землю является земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. За земли, передаваемые в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Нормативная цена земли характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Постановлением правительства РФ от 9 июля 1992 года № 478 «О временных минимальных ставках платежей за право пользования недрами» утверждены и введены в действие с 1 июня 1992 года платежи для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности, включая совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, ее континентального шельфа и экономической зоны. Указанные платежи не взимаются:

Таблица 11

Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых (% от стоимости добытого минерального сырья)

Сырье

Размер платежа

Нефть, конденсат и природный газ

6-16

Газ, уголь, горючие сланцы и торф

3-6

Черные металлы (железо, марганец, хром, ванадий)

1-5

Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, олово, никель, кобальт, молибден, ртуть, сурьма, висмут,

кадмий, литий, вольфрам и пр.)

2-6

Рассеянные элементы

4-1

Благородные металлы (золото, платиновые металлы и серебро)

4-10

Алмазы и драгоценные камни

4-8

Цветные камни (самоцветы), пьезооптическое сырье

4-6

Радиоактивное сырье

2-6

Горно-химическое сырье (апатит, фосфорит, поваренная, калийные, магниевые, каменные соли, сульфат натрия,

сера самородная и сера в нефтяных, газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях,

барит, карбонатное сырье для химической промышленности, йод, бром, рассолы и др.), термальные воды

1-5

Горнорудное и нерудное сырье для металлургии (асбест хризолитовый и для специзделий, графит, магнезит,

брусит, дуниты, доломит, флюсовые известняки, глина бентонитовая, формовочная, тугоплавкие и огнеупорные

глины, каолины, кварц и кварциты, кварцевое, кварцево-полевошпатное, кремнистое и стекольное сырье,

тальк, талько-камень, и пирофильмит, горный хрусталь, кварц для плавки, цеолиты, плавиковый шпат,

слюда-мусковит, флогопит и вермикулит, минеральные краски, абразивы и др.)

2-5

Подземные пресные воды

2-8

Нерудные строительные материалы

2-4

Таблица 12

Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых,%

Поступление платежей

Добыча

углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат, природный газ)

полезных ископаемых, кроме общераспространенных

Бюджет района (города)

30

05

Бюджет республики в составе РФ, края, области

30

25

Бюджет РФ

40

25

Постановлением предусмотрено увеличение ставок платежей в два раза за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых. Разрешено министерствам и ведомствам РФ по согласованию с соответствующими госорганами управления производить подведомственным предприятиям и организациям процент ставок платежей за пользование недрами в пределах не более 30% утвержденной ставки с учетом природных, географических, горно-технических, экономических и других условий разработки месторождений.

Россия - одна из первых стран в мире, где введена плата за загрязнение природной среды. Эта плата призвана компенсировать эколого-экономический ущерб, наносимый предприятиями в ходе их деятельности. Она является средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа «загрязнитель платит». Однако в России платежи за загрязнение природы компенсируют лишь незначительную часть эколого-экономического ущерба.

Наказующим экономическим рычагом природопользования являются штрафы за нарушение экологического законодательства. Цель экологических платежей и штрафов -создание финансовых средств, которые можно целенаправленно использовать на природоохранные мероприятия. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом нанесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы возмещения ущерба перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ и расходуются на восстановление водных объектов.