logo search
Промышленная экология

Экологический аудит

Понятие экологического аудита. В условиях глобального экологического кризиса, продолжающегося ухудшения экологической обстановки в России, нерационального использования природных ресурсов одной из принципиально важных задач развития общества становится согласование целей экономической деятельности с экологическими требованиями и ограничениями.

Эта задача должна решаться не только на уровне общества и государства, но и на уровне предприятия-природопользователя, осуществляющего промышленно-хозяйственную или иной вид деятельности и являющегося, с одной стороны, источником угроз техногенного характера для окружающей среды, а с другой — объектом защиты от угроз со стороны загрязненных природных объектов.

Инвестиционная привлекательность предприятия определяется не только стоимостью его основных средств, показателями хозяйственной деятельности, но и в значительной мере «экологичностью», соответствием деятельности предприятия нормам, правилам и стандартам в области охраны окружающей среды.

Возникает необходимость независимого объективного квалифицированного засвидетельствования указанного соответствия.

Одним из правовых механизмов, позволяющих осуществлять требуемое засвидетельствование (оценку) деятельности предприятия, является экологический аудит (экоаудит). В результатах экоаудита заинтересованы владельцы предприятий, инвесторы, банки, страховые организации, контролирующие органы (в области обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности и защиты от ЧС), налоговые органы, общественность. Так, многие иностранные инвесторы в экономику России требуют проведения обязательных программ экоаудита. В первую очередь, это требование относится к инвестициям, осуществляемым через Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и развития. Аудит проводится специализированными, в основном западными, фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг.

В условиях рыночных отношений в России и развития экологически ориентированных (природоохранного значения) работ и услуг формируется «экологическое предпринимательство».

ФЗ «Об охране окружающей среды» введено понятие «предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды (ст. 17).

Фактически на российском рынке аудиторских услуг начиная с 1990-х годов формировались следующие виды аудиторской деятельности: по проверке банковских организаций и кредитных учреждений (банковский аудит); страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков); бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; иных экономических субъектов (общий аудит), предприятий-природопользователей (экологический аудит).

ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит определен как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Правовое регулирование экоаудита. До издания Федерального закона «Об аудиторской деятельности» действовали нормативные правовые акты, которые закрепляли экологический аудит как правовой механизм и стали основой правового регулирования аудиторской деятельности. Рассмотрим указанные акты в порядке их издания.

Вопросы экологического аудита предусмотрены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 г. № 2284, в числе экологических факторов при установлении порядка приватизации химически-, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектов (п. 6.33). Порядок реализации мероприятий по учету экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий определен приказом Минприроды РФ от 21.11.95 г. № 469.

Распоряжением Госкомимущества ч и Минприроды РФ от 08.06.95 г. №791-р/1 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.06.95 г. № 884) определено, что учет экологического фактора при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных в порядке преобразования государственных (муниципальных) предприятий, признанных экологически опасными, в частности, состоит во включении мероприятий по их экологической санации в соответствующие инвестиционные программы.

Лицензирование экологического аудирования закреплено в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды

Обязательность лицензирования аудиторской деятельности, а следовательно, и экоаудиторской деятельности, закреплена ст. 17, п. 1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр установлено: Главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы» их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право: привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр.

. Ст. 27 ч. 2 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (68) Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха определено: государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 (код деятельности 110.010.100).

Минприродных ресурсов РФ изданы приказы от 02.04.98 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования»9 от 31.08.99 г. № 169 «Об утверждении Временного положения об аудите недрополъзования на предприятиях топливно-энергетического комплекса».

Совместным приказом Госстандарта и Госкомэкологии от 11.12.98. № 47/772 создан Технический комитет по стандартизации по тематическому направлению «Охрана окружающей природной среды». В его составе предусмотрен подкомитет экологической сертификации и экологического аудита.

Кроме того, приняты стандарты ГОСТ Р ИСО 14000, содержащие руководящие указания по экологическому аудиту, в том числе требования к экоаудиту, к процедуре экоаудита, к экоаудиторам.

Обратимся к нормативно-правовой базе экологического аудирования регионального уровня.

В Положении о лицензировании экологической деятельности (утверждено постановлением Правительства Москвы от 29.11.1994 № 1078) «экологическое аудирование промышленных, коммунальных и транспортных предприятий» рассматривается как вид экологической деятельности. В 2001 г. с учетом опыта экоаудита подготовлен проект постановления Мэра г. Москвы «О проведении экологического аудита в г. Москве».

Мособлкомприроды издал приказ от 10.01.99 г. № 2 «Об экологическом аудировании». В порядке эксперимента отделу экономики природоохранной деятельности, научно-технического обеспечения, информации и экологического аудирования поручено организовать работу по экологическому аудированию предприятий и организаций в целях проверки соблюдения условий Лицензий, выданных Мособлкомприроды. Определен Перечень предприятий и организаций, подлежащих экологическому аудированию.

Решением Томской областной Думы № 255 от 29.02.96 г. «О введении системы экологического аудита на территории Томской области» утверждены временные правила по проведению процедуры экологического аудита; Закон «Об экологическом аудите в Томской области» принят 27.08.1997. Приняты также законы об экологическом аудите в Пермской области, республиках Татарстан, Удмуртия и Хакасия.

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14.09.1999 № 297 утверждено Временное положение о порядке проведения экологического аудита. В принятом 03.02.1999 постановлении № 62 Главы Администрации Ивановской области «О реализации процедуры экологического аудита на территории Ивановской области» отмечается, что имеется много запросов от предприятий различных форм собственности на проведение экологического аудита.

Виды экологического аудита. Федеральным законом' «Об аудиторской деятельности» введены понятия «сопутствующие аудиту услуги» и «услуги, связанные с аудиторской деятельностью». Установлено, что аудитору запрещено заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской и выполнения сопутствующих аудиту услуг.

Следуя содержанию и смыслу ФЗ «Об охране окружающей среды», правомерно рассматривать следующие виды сопутствующих экоаудиту услуг:

1) по аналогии с иными видами аудиторской деятельности: проведение проверок бухгалтерской отчетности предприятий в области платежей за природопользование; проведение экспресс-анализа, обзорной проверки, анализ природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности.

2) в области экологически ориентированных работ и услуг:

- проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель в целях их консервации и реабилитации;

- экологический мониторинг;

- разработка нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) (включая радиоактивные) загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования и лимитов на размещение отходов, допустимых уровней воздействия на окружающую среду, обоснование лимитов природопользования;

- инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников;

- разработка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- проведение сводных расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- проведение экологической паспортизации;

- осуществление видов деятельности, связанных с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования промышленных производств и промышленных объектов;

- работы и услуги по ликвидации экологических последствий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (промышленных авариях и стихийных бедствиях);

- проведение экологической сертификации;

- экологический консалтинг;

- разработка и внедрение программных средств в области охраны окружающей среды, используемых для государственного управления и отчетности;

- проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработка разделов «Оценка воздействия на окружающую среду» и «Охрана окружающей среды» в составе предпроектной и проектной документации;

- проведение измерений и анализов (включая пробоотбор) и экоанали-тического контроля;

- рассмотрение материалов и документов соискателей лицензий на продление действия лицензии (по всем перечисленным видам деятельности).

Все сказанное выше позволяет сделать выводы о том, что экоаудит является одной из областей аудита, а экоаудиторская деятельность — одним из видов аудиторской деятельности, являющейся предпринимательской деятельностью.

В заключение отметим перспективность экоаудиторской деятельности.

По состоянию на 1 февраля 2002 г. научно-исследовательским центром «Экобезопасность» и Международным независимым эколого-политологическим университетом подготовлено около 550 экоаудиторов. Госкомэкологии России, а после его упразднения Минприродных ресурсов России более чем 50 экоаудиторским организациям выданы лицензии на осуществление экоаудиторской деятельности.

Проведен экоаудит значительного числа предприятий природопользователей, осуществляющих различные виды промышленно-хозяйственной деятельности. Спрос на проведение экоаудита и выполнение сопутствующих ему услуг постоянно возрастает.

Практика экологической аудиторской деятельности будет способствовать дальнейшему совершенствованию правовых основ экоаудиторской деятельности и методологии проведения экоаудита.