Экологическая экспертиза
Экспертиза — это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.
Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а также материалов, приборов, оказание услуг и т.п., использование которых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональному использованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения, растительному и животному миру.
Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорением научно-технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники и технологии. В связи с этим периодически пересматриваются законодательные и нормативные материалы.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ. регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и другой деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрено проведение двух видов экспертиз: государственной и общественной.
Государственная экологическая экспертиза.
Проведение государственной экологической экспертизы организуется Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) и его органами во всех субъектах Российской Федерации (республиках, краях, автономных образованиях, областях, городах).
Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Данные заключения может быть обжаловано только в судебном порядке, а также в арбитражном суде.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды;
материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 500 тыс. долл.;
технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
проекты международных договоров;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в введении РФ;
материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;
документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат:
проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;
материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов РФ, в том числе:
а) проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов РФ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
б) проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектом РФ, в том числе промышленности;
в) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов РФ;
г) проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
д) проекты инвестиционных программ субъектов РФ и органов местного самоуправления;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территориисубъектов РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов РФ местного значения;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления;
все виды градостроительной документации, в том числе:
а) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований:
б) генеральные планы городов, других поселений и их систем;
в) проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;
г) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
д) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
е) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;
проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 500 тыс. долл.;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельностипри пользовании участками недр регионального и местного значения;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;
материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие наокружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иной деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающуюприродную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза
Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
выдвигать предложения в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, и информацию о результатах ее проведения;
осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами являются охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты и порядок проведения общественной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении всех выше перечисленных объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза, как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе в объеме, установленном Федеральным законом;
знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственнойэкологической экспертизы;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные Федеральным законом.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Это заключение приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии распространяются требования Федерального закона.
Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
- Оглавление.
- Введение
- Общая экология
- Основные понятия (термины)экологии. Ее системность Основные понятия
- Структура общей экологии
- Среда обитания. Факторы среды и адаптации к ним организмов. Средыжизни Среда и факторы среды, их классификация
- Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы
- Действие фактора на организмы. «Правило оптимума»
- Среды жизни и адаптации к ним организмов
- Биосфера Биосфера как глобальная экосистема
- Живое вещество, ею средообразующие свойства и функции в биосфере
- Средообразующие функции живого вещества.
- Основные свойства биосферы
- Экосистемный уровень жизни
- Организация (структура) экосистем
- Экологическая ниша
- Энергетика экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем материков и океанов земного шара (Уиттекер, 1980)
- Экологические пирамиды
- Динамика и развитие экосистем. Сукцессии
- Стабильность и устойчивость экосистем
- Агроценозы и естественные экосистемы
- Популяционный уровень жизни
- Структура популяций
- Динамика популяций. Гомеостаз
- Промышленность и окружающая среда. Принципы природопользования.
- Классификация и основные характеристики загрязнений окружающей среды
- Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде
- Влияние галоидов в молекуле на чувствительность определения
- Мониторинг окружающей среды виды мониторинга
- Классификация видов мониторинга
- Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах
- Классификация систем (подсистем) мониторинга
- Критерии оценки качества окружающей среды
- Загрязнение и защита атмосферы. Строение и состав атмосферы.
- Загрязнение атмосферы Качество атмосферы и особенности ее загрязнения
- Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу
- Кислотные дожди
- Загрязнение атмосферы биологическими примесями
- Изменение состава и параметров атмосферы
- Парниковый эффект
- Разрушение озонового слоя
- Методы и средства защиты атмосферы Основные методы защиты атмосферы от химических примесей.
- Классификация систем очистки воздуха и их параметры
- Системы и аппараты пылеулавливания.
- Туманоуловители
- Методы и системы очистки от газообразных примесей
- Загрязнение и защита гидросферы. Гидросфера и ее структура как природного ресурса.
- Свойства воды и круговорот воды в природе
- Загрязнение гидросферы Загрязнение Мирового океана
- Особенности загрязнения морских вод нефтью.
- Особенности загрязнения морей и океанов тяжелыми металлами.
- Загрязнение, истощение и использование материковых вод. Качество воды
- Использование пресных вод.
- Качество воды.
- Характеристики интегральной оценки качества воды
- Методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами Водоотведение сточных вод
- Основные направления в решении проблемы нехватки пресной воды
- Литосфера и её защита от загрязнений. Литосфера и ее строение
- Ландшафты, их виды и разрушение
- Классификация ландшафтов
- Уникальные и рекреационные ландшафты
- Сельскохозяйственные ландшафты
- Лесные ландшафты
- Ландшафты, содержащие в своих недрах месторождения полезных ископаемых
- Территориально-производственные ландшафты
- Почва, ее строение и загрязнение Состав и характеристики почв
- Нормирование и контроль загрязнения почв
- Оценка опасности загрязнения почв Оценка степени опасности загрязнения почвы химическими веществами.
- Нормативы пдк, пдв, пдс в воздухе, водоемах, почве и других средах
- 1. Перечень пдк для основных видов атмосферных загрязнений (сн-245-71)
- 2. Гигиеническое нормирование некоторых тяжелых металлов в воздухе, мг/м3
- 3. Наиболее значимые в гигиеническом отношении вещества, загрязняющие воду мг/л
- 4. Пдк тяжелых металлов и фтора в поливных водах
- Техногенные аварии и катастрофы, их экологические последствия.
- Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью
- Безотходное и малоотходное производство. Программа «отходы»
- Государственная программа «отходы».
- Оценка воздействий на окружающую среду и эколого-экономического ущерба Оценка воздействий на окружающую среду
- Эколого-экономический ущерб
- Методы оценки эколого-экономического ущерба, используемые в мировой практике
- Экстернальные издержки.
- Эколого-экономическая оценка конструкторских и технологических решений
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза
- Финансирование экологической экспертизы
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.
- Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
- Платность природопользования
- Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение воздуха. Озоновый слой земли.
- Поверхностные и подземные воды. Морские воды
- Водопотребление и водоотведение
- Почвы и земельные ресурсы
- Использование полезных ископаемых и охрана недр
- Динамика нарушенных земель по горнодобывающим отраслям промышленности
- Растительный мир, в том числе леса
- Лесопользование
- Воспроизводство лесных ресурсов
- Негативные воздействия на лес Лесные пожары
- Насекомые-вредители, болезни, негативные воздействия природного и антропогенного характера
- Наличие очагов насекомых-вредителей и болезней
- Животный мир, в том числе рыбные ресурсы Состояние основных видов охотничьих животных
- Состояние рыбных и других морских биоресурсов, тенденции их изменения и использования
- Состояние рыбных ресурсов в пресноводных водоемах России
- Улов рыбы в наиболее крупных пресноводных водоемах России в 2000-2002 гг., тыс. Т
- Красная книга Российской Федерации. Красные книги субъектов Российской Федерации.
- Радиационная обстановка
- Радиоактивное загрязнение природной среды на территории России в 1995-2002 гг.
- Особые виды воздействия на окружающую среду Загрязнение окружающей среды стойкими органическими соединениями
- Воздействие ракетно-космичсской техники
- Эколого-эпизоотическая обстановка на территории Российской Федерации
- Климатические и другие особенности 2002 года
- Стихийные бедствия
- Транспорт
- Экологическая безопасность
- Природоохранительное законодательство российской федерации Развитие федерального природоохранительного законодательства
- Развитие и совершенствование нормативно-технических и инструктивно-методических документов Нормативное правовое обеспечение в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
- Нормативное обеспечение в области государственного горного и промышленного надзора
- Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов
- Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
- Общие тенденции экологической преступности
- Государственная экологическая экспертиза
- Экологический мониторинг
- Мониторинг загрязнения окружающей среды
- Государственный мониторинг состояния недр
- Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
- Международное сотрудничество.
- Международные организации
- Многосторонние конвенции и соглашения
- Сотрудничество со странами снг на многосторонней основе
- Двустороннее сотрудничество