Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью
Загрязнение окружающей среды транспортом происходит в результате непрерывного, а также аварийного поступления в нее вредных веществ, других негативных явлений, связанных с разрушением транспортных сооружений и дорожно-транспортными происшествиями.
Функционирование объектов промышленности и транспорта часто связано с риском возникновения на них ситуации, когда в результате случайного непреднамеренного события в окружающую среду могут попасть вредные вещества из-за разрушения (разгерметизации) хранилищ опасных веществ (склады ГСМ, химикатов, лакокрасочных материалов, пескосоляных смесей и др.)» аварий транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Разрушение в результате аварий и катастроф эстакад, путепроводов, мостов, транспортных средств может привести к гибели людей, животных, растительности.
Аварийное загрязнение окружающей природной среды — это выброс или сброс вредных веществ в атмосферу или водную среду, рассредоточение твердых, жидких или газообразных веществ на почве, образование запахов, шумов, радиации, температурных изменений, превышающих для данной территории и времени установленный уровень, произошедшие в результате случайного процесса. Не относятся к аварийному загрязнению (с позиций экологического страхования) такие воздействия, как:
— «текущее» загрязнение, т.е. постоянные выбросы и сбросы вредных веществ. Отличительная черта этого процесса — повторяющийся или перманентный характер;
— загрязнение, вызванное халатностью в работе, а также преднамеренным преступлением, приведшим к аварии;
— загрязнение, вызванное войной, путчем и другими форс-мажорными обстоятельствами.
Экологическая авария на объекте — это случайное (внезапное, непреднамеренное) событие технологического происхождения, в результате которого в окружающую среду попадают вредные вещества в количествах, превышающих допустимые нормы. Превышение допустимых норм воздействия на элементы окружающей среды, рассматриваемое как экологическая авария, может быть не связано с общей технологической аварией или природными катастрофами. Тогда оно представляет собой вероятностное событие. Например, в результате землетрясения происходит разрушение промышленных объектов, емкостей для хранения ГСМ и загрязнение окружающей среды в объемах, превышающих допустимые нормы.
В первом случае вероятность экологической аварии определяется вероятностью наступления события — вероятностью попадания (единовременно и/или последовательно) массы вредного вещества в окружающую среду {Р(М)}, во втором — {Р(М)} и вероятностью технологического сбоя (природной катастрофы) — {Р(А)}.
Риск загрязнения окружающей среды сопряжен с функционированием производственных объектов, работающих как в нормальном режиме, так и в аварийном. «Нормальное» функционирование производства, при котором возникает систематический риск, также может быть выражено через математическое ожидание потерь за определенный период работы объекта. Риск R определяется вероятностью Р возникновения нежелательного события и размером его последствий X. При таком определении риск характеризуется вероятностью события и его последствиями:
R={PX}.
Для показателя риска часто используется скалярная величина — математическое ожидание последствий:
R=PX.
В соответствии с определением риска его оценка включает оценку вероятности возникновения некоторых классов аварийных ситуаций (Ра) у источника опасности и оценку последствий для человека и окружающей среды (Хн и Ха). При оценке риска обычно проводится разграничение нормального режима работы и аварийных ситуаций:
R=Rн+Rа=PнXн+PаXa
Для нормального режима работы характерны небольшие (постоянные) нагрузки на человека и окружающую среду (Хн ) с вероятностью, близкой к единице (Рн=1). Аварийные ситуации характеризуются гораздо большими (кратковременными) нагрузками (и последствиями) на человека и окружающую среду (Хл»Хн), но меньшей вероятностью (Ра«1; Ра«Рн):
R=Rн+Ra~Хн+РаХа
Для некоторых объектов (например, ТЭЦ) главной компонентой является Rн~xh , для других (как, например, для многих объектов химической промышленности) Rа=РаАа, но для большинства — вклад каждой из компонент равносилен или сопоставим.
Анализ риска техногенного воздействия транспорта на окружающую среду начинается с оценки риска источника опасности, измерения этой опасности по уровню эффектов на человека и окружающую среду (рис. 4.5).
Приемлемый техногенный риск не должен превышать уровней риска от естественных, не подвластных возможностям человека причин. Оценка вероятности аварий (Pа) включает группу методов анализа надежности оборудования технических систем, технологических процессов. На основе анализа статистических рядов рассчитывается конечная вероятность возникновения определенного класса
нарушений функционирования объекта, приводящего к соответствующей аварийной ситуации. Методы расчета Ра могут существенно различаться для разных технических объектов.
Превышение допустимых норм приводит к риску утраты эксплуатационных качеств инженерного сооружения, создает экологически аварийную ситуацию. События такого рода возникают в результате закрытия движения по дублирующим транспортным путям из-за стихийных бедствий или — недостатков в организации строительства и ремонта.
На отдельных участках дорог возникают (существуют) места концентрации дорожно-транспортных происшествий с очень большим риском их возникновения. В их числе железнодорожные переезды, места пересечения с магистральными нефте- и газопроводами, эстакады, мосты и др. Эти места являются потенциально опасными, так как вероятность возникновения экологических аварий в случае перевозок особо опасных грузов в них будет значительно больше вероятности совершения этих событий на других участках дорог. Имеется риск возникновения экологических аварий, связанный с использованием строительных материалов с повышенным уровнем радиации.
Известны случаи претензий владельцев придорожных земель по поводу превышения допустимого уровня концентрации вредных газов в воздухе или уровня шума на территориях, находящихся вблизи автомагистралей. Нетрудно представить ситуацию, когда через считавшуюся экологически безопасной территорию прокладывается автомагистраль. Экологическая ценность такой территории резко снижается, хотя непосредственные загрязнения не будут превышать установленных санитарных норм. Но риск возникновения экологической аварии существенно возрастает.
Проблематичными с позиций возникновения экологических аварий являются случаи непредвиденного резкого увеличения интенсивности движения и связанным с этим увеличением уровней (сверхнормативных) расчетных нагрузок на участок дороги, а также транспортных загрязнений и шума на придорожных территориях.
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
- Оглавление.
- Введение
- Общая экология
- Основные понятия (термины)экологии. Ее системность Основные понятия
- Структура общей экологии
- Среда обитания. Факторы среды и адаптации к ним организмов. Средыжизни Среда и факторы среды, их классификация
- Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы
- Действие фактора на организмы. «Правило оптимума»
- Среды жизни и адаптации к ним организмов
- Биосфера Биосфера как глобальная экосистема
- Живое вещество, ею средообразующие свойства и функции в биосфере
- Средообразующие функции живого вещества.
- Основные свойства биосферы
- Экосистемный уровень жизни
- Организация (структура) экосистем
- Экологическая ниша
- Энергетика экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем материков и океанов земного шара (Уиттекер, 1980)
- Экологические пирамиды
- Динамика и развитие экосистем. Сукцессии
- Стабильность и устойчивость экосистем
- Агроценозы и естественные экосистемы
- Популяционный уровень жизни
- Структура популяций
- Динамика популяций. Гомеостаз
- Промышленность и окружающая среда. Принципы природопользования.
- Классификация и основные характеристики загрязнений окружающей среды
- Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде
- Влияние галоидов в молекуле на чувствительность определения
- Мониторинг окружающей среды виды мониторинга
- Классификация видов мониторинга
- Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах
- Классификация систем (подсистем) мониторинга
- Критерии оценки качества окружающей среды
- Загрязнение и защита атмосферы. Строение и состав атмосферы.
- Загрязнение атмосферы Качество атмосферы и особенности ее загрязнения
- Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу
- Кислотные дожди
- Загрязнение атмосферы биологическими примесями
- Изменение состава и параметров атмосферы
- Парниковый эффект
- Разрушение озонового слоя
- Методы и средства защиты атмосферы Основные методы защиты атмосферы от химических примесей.
- Классификация систем очистки воздуха и их параметры
- Системы и аппараты пылеулавливания.
- Туманоуловители
- Методы и системы очистки от газообразных примесей
- Загрязнение и защита гидросферы. Гидросфера и ее структура как природного ресурса.
- Свойства воды и круговорот воды в природе
- Загрязнение гидросферы Загрязнение Мирового океана
- Особенности загрязнения морских вод нефтью.
- Особенности загрязнения морей и океанов тяжелыми металлами.
- Загрязнение, истощение и использование материковых вод. Качество воды
- Использование пресных вод.
- Качество воды.
- Характеристики интегральной оценки качества воды
- Методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами Водоотведение сточных вод
- Основные направления в решении проблемы нехватки пресной воды
- Литосфера и её защита от загрязнений. Литосфера и ее строение
- Ландшафты, их виды и разрушение
- Классификация ландшафтов
- Уникальные и рекреационные ландшафты
- Сельскохозяйственные ландшафты
- Лесные ландшафты
- Ландшафты, содержащие в своих недрах месторождения полезных ископаемых
- Территориально-производственные ландшафты
- Почва, ее строение и загрязнение Состав и характеристики почв
- Нормирование и контроль загрязнения почв
- Оценка опасности загрязнения почв Оценка степени опасности загрязнения почвы химическими веществами.
- Нормативы пдк, пдв, пдс в воздухе, водоемах, почве и других средах
- 1. Перечень пдк для основных видов атмосферных загрязнений (сн-245-71)
- 2. Гигиеническое нормирование некоторых тяжелых металлов в воздухе, мг/м3
- 3. Наиболее значимые в гигиеническом отношении вещества, загрязняющие воду мг/л
- 4. Пдк тяжелых металлов и фтора в поливных водах
- Техногенные аварии и катастрофы, их экологические последствия.
- Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью
- Безотходное и малоотходное производство. Программа «отходы»
- Государственная программа «отходы».
- Оценка воздействий на окружающую среду и эколого-экономического ущерба Оценка воздействий на окружающую среду
- Эколого-экономический ущерб
- Методы оценки эколого-экономического ущерба, используемые в мировой практике
- Экстернальные издержки.
- Эколого-экономическая оценка конструкторских и технологических решений
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза
- Финансирование экологической экспертизы
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.
- Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
- Платность природопользования
- Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение воздуха. Озоновый слой земли.
- Поверхностные и подземные воды. Морские воды
- Водопотребление и водоотведение
- Почвы и земельные ресурсы
- Использование полезных ископаемых и охрана недр
- Динамика нарушенных земель по горнодобывающим отраслям промышленности
- Растительный мир, в том числе леса
- Лесопользование
- Воспроизводство лесных ресурсов
- Негативные воздействия на лес Лесные пожары
- Насекомые-вредители, болезни, негативные воздействия природного и антропогенного характера
- Наличие очагов насекомых-вредителей и болезней
- Животный мир, в том числе рыбные ресурсы Состояние основных видов охотничьих животных
- Состояние рыбных и других морских биоресурсов, тенденции их изменения и использования
- Состояние рыбных ресурсов в пресноводных водоемах России
- Улов рыбы в наиболее крупных пресноводных водоемах России в 2000-2002 гг., тыс. Т
- Красная книга Российской Федерации. Красные книги субъектов Российской Федерации.
- Радиационная обстановка
- Радиоактивное загрязнение природной среды на территории России в 1995-2002 гг.
- Особые виды воздействия на окружающую среду Загрязнение окружающей среды стойкими органическими соединениями
- Воздействие ракетно-космичсской техники
- Эколого-эпизоотическая обстановка на территории Российской Федерации
- Климатические и другие особенности 2002 года
- Стихийные бедствия
- Транспорт
- Экологическая безопасность
- Природоохранительное законодательство российской федерации Развитие федерального природоохранительного законодательства
- Развитие и совершенствование нормативно-технических и инструктивно-методических документов Нормативное правовое обеспечение в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
- Нормативное обеспечение в области государственного горного и промышленного надзора
- Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов
- Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
- Общие тенденции экологической преступности
- Государственная экологическая экспертиза
- Экологический мониторинг
- Мониторинг загрязнения окружающей среды
- Государственный мониторинг состояния недр
- Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
- Международное сотрудничество.
- Международные организации
- Многосторонние конвенции и соглашения
- Сотрудничество со странами снг на многосторонней основе
- Двустороннее сотрудничество