logo search
Методичка АЦНС

Содержание учебного модуля Анатомия переднего мозга (12 час)

Общий обзор структур переднего мозга.

Промежуточный мозг. Топография промежуточного мозга с выделением основных частей: таламуса, гипоталамуса, метаталамуса, эпиталамуса и субталамуса. III желудочек – строение, связи с другими желудочками мозга.

Таламус. Внешнее строение. Основные функции таламуса. Структуры таламуса: передний бугорок, центральная часть, подушка. Топографическая классификация основных групп ядер таламуса. Разделение ядер таламуса на группы по функциональному признаку: специфические, неспецифические, ассоциативные ядра. Соотнесение топографической и функциональной классификаций. Связи групп ядер таламуса с другими структурами головного мозга в связи с выполняемой функцией.

Эпиталамус. Структуры эпиталамуса: поводки, спайка поводков, эпифиз. Происхождение эпифиза в филогенезе, понятие о теменных органах. Особенности внешнего и внутреннего строения эпифиза в связи с выполняемой функцией. Гипоталамо-эпифизарный комплекс. Хабенулярные ядра поводков: общая характеристика в связи с выполняемой функцией.

Метаталамус. Структуры метаталамуса: медиальные и латеральные коленчатые тела. Характеристика ядер метаталамуса в связи с выполняемой функцией. Связи ядер метаталамуса с другими структурами головного мозга. Гипоталамус. Структуры гипоталамуса: переднебоковая и задняя части. Переднебоковая часть: серый бугор, воронка, зрительные тракты. Задняя часть: сосцевидные тела гипоталамуса. Основные функции гипоталамуса. Классификация гипоталамических ядер. Преоптическая область и передний гипоталамус. Нейросекреторные ядра, их связи с разными отделами гипофиза. Строение нейросекреторных клеток гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарная система. Характеристика средней и задней групп ядер гипоталамуса в связи с выполняемой ими функцией. Связи гипоталамуса с другими структурами головного мозга.

Конечный мозг. Общий обзор строения конечного мозга: расположение серого и белого вещества; основные комиссуры больших полушарий. Характеристика боковых желудочков. Рельеф больших полушарий с верхнелатеральной, нижней и медиальной сторон. Доли коры: лобная, височные, теменные, затылочная, островок, лимбическая кора. Основные борозды и извилины коры конечного мозга. Морфологическая асимметрия больших полушарий.

Кора (плащ) больших полушарий. Общая характеристика: площадь поверхности, типы нейронов, виды коры – неокортекс, палеокортекс, архикортекс. Цитоархитектоника неокортекса. Миелоархитектоника неокортекса.

Вертикальная организация коры больших полушарий. Гипотеза Маунткасла о модульной организации коры. Колонка как функциональная единица коры.

Функциональные зоны коры больших полушарий. Поля Бродмана. Расположение сенсорных, ассоциативных и двигательных зон в коре больших полушарий. Локализация корковых центров неспецифических функций у человека. Локализация корковых центров специфических функций у человека

Древние, старые и межуточные корковые формации. Особенности цитоархитектоники. Обзор и краткая характеристика основных структур: гиппокамп, зубчатая извилина, препериформая и периформная области и т.д.

Базальные ядра конечного мозга. Топография базальных ядер. Основные структуры: хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, ограда, миндалевидное тело. Особенности их строения, взаимосвязей в связи с выполняемыми функциями. Связи с другими структурами головного мозга.

Лимбическая система как цепь нервных структур среднего, промежуточного и конечного мозга. Функции лимбической системы. Структуры лимбической системы в узком и широком понимании. Структурные элементы и функциональное значение «эмоционального кольца Пайпеца» и круга миндалины.

Белое вещество конечного мозга. Внутренние связи конечного мозга: комиссуральные и ассоциативные. Обзор сенсорных проводящих путей. Обзор проводящих путей пирамидной системы. Обзор проводящих путей экстрапирамидной системы.

Основная литература: 1 [120-144], 2 [59-85], 3 [296-318], 4 [162-198].

Дополнительная литература: 6, 8, 10, 11, 12, 14, 20, 21, 22, 25, 31

Тема (учебный модуль) 7

Цель преподавания: провести общий обзор строения органов чувств и проводящих путей соответствующих сенсорных систем как пропедевтическую основу для освоения в дальнейшем физиологии сенсорных систем и психологии восприятия

Цель обучения: усвоить начальные знания о строении органов чувств и проводящих путей соответствующих сенсорных систем.