Общие тенденции экологической преступности
Таблица 5.4
Год | Число зарегистрирован- ных преступлений | Прирост, % к | Удельный вес в общем числе преступле- ний, % | ||
|
| 1997 г. | 1999 г. | 2000 г. |
|
1997 | 6971 | 100 |
|
| 0,29 |
1998 | 8628 | 23,8 |
|
| 0,33 |
1999 | 12413 | 78,1 | 100 |
| 0,41 |
2000 | 14818 | в 2,1 раза | 19,4 | 100 | 0,5 |
2001 | 17128 | в 2,5 раза | 38 | 15,6 | 0,58 |
2002 | 21429 | в 3,1 раза | 72,6 | 44,6 | 0,85 |
2002 г. рост зарегистрированных экологических преступлений наблюдался в 67 из 89 субъектов Российской Федерации.
Сохраняются различия в состоянии и динамике экологической преступности по федеральным округам и отдельным субъектам Российской Федерации.
Наибольшее количество экологических преступлений зарегистрировано в Южном (в 2000 г. - 3954, 2001 г. - 5140, 2002 г. - 5998), в Сибирском (соответственно: 2125; 2530; 3160), Центральном (2092; 2093; 3091), Приволжском (1816; 2174; 2933) и Дальневосточном (1031; 1325; 1418) округах, а наименьшее в Уральском округе (580; 692; 954).
Так, в Южном федеральном округе экологическая преступность на 89% формируется в результате преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов (ст. 256 УК РФ). В таких округах, как Сибирский, Приволжский, Центральный и Дальневосточный - экологическая преступность связана с незаконной порубкой деревьев и кустарников (примерно 66%) и незаконной добычей водных биоресурсов (примерно 30-35%).
Таким образом, сохраняется тенденция, согласно которой фиксируется наибольшее количество экологических преступлений в регионах промышленного производства древесины, промышленного лова рыбы или имеющих на своей территории охотничьи хозяйства, заповедники или заказники.
Очень низкими остаются показатели регистрируемой экологической преступности в таких регионах, как г. Санкт-Петербург (в 2000 г. - 5; 2001 - 5; 2002 - 6), Ненецком (соответственно 0; 10; 6), Агинском Бурятском (2; 2; 4), Таймырском (1; 6; 4), Эвенкийском (2; 2; 3), Корякском (13; 13; 7), Чукотском (5; 10; 5) автономных округах.
Такие низкие показатели, как представляется, связаны не с благоприятной ситуацией в сфере охраны природы и использования природных ресурсов, а с отсутствием должного контроля со стороны правоохранительных и природоохранных органов в этих субъектах Федерации. Статистика фиксирует скорее реагирование правоохранительных органов на экологическую преступность, чем реальную ее картину. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что самые низкие показатели экологической преступности оказались в Чеченской, Ингушской и некоторых других республиках Закавказья, т. е. там, где все силы брошены на организованную преступность, терроризм, тяжкую насильственную преступность.
Анализируемый период характеризуется еще большим смещением приоритетов на борьбу с незаконным завладением природными ресурсами в ущерб борьбе с загрязнением окружающей среды.
Так, в Российской Федерации в 2000 г. зарегистрировано суммарно по ст. 250 УК РФ загрязнение вод, ст. 251 - загрязнение атмосферы, ст. 252 УК РФ - загрязнение морской среды, ст. 254 УК РФ - порча земли - 38 преступлений, 2001 - 27, 2002 - 8. За 2 года произошло снижение числа регистрируемых преступлений в этой сфере практически в 5 раз. Их удельный вес в общем количестве экологических преступлений снизился за этот период с 0,26% в 2000 г. до 0,04% в 2002 г.
При этом удельный вес преступлений, связанных с незаконным завладением природными ресурсами (ст. 256 УК РФ - незаконная добыча водных животных и растений, ст. 258 УК РФ - незаконная охота, ст. 260 УК РФ - незаконная порубка деревьев и кустарников), составил в 2000 г. 98,4% общего числа экологических преступлений, 2001 г. - 98,3%, 2002 г. - 95,8%.
Снижение количества регистрируемых преступлений, связанных с незаконной охотой (ст. 258 УК РФ) объясняется не только неадекватной реакцией правоохранительных органов на охрану и рациональное использование объектов животного мира, но также и тем, что в результате повышенного спроса на продукцию животного происхождения, использующуюся в восточной медицине, на протяжении последних 5-7 лет происходило хищническое истребление таких животных, как сайгак, кабарга, косуля, лось, пятнистый олень, бобр, горностай, рысь и др., в результате чего произошло резкое снижение их численности в местах обитания.
Число преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, из года в год неуклонно снижается. Так, в 2000 г. зарегистрировано 3 преступления, связанных с загрязнением морской среды (ст. 252 УК РФ), 2001 г. - 1 и 2002 г. - 0 (табл. 5.6). В то же время известно, например, что из года в год все предприятия теплоэнергетики г. Санкт-Петербург производят сброс неочищенных сточных вод в Балтийское море (Невская губа, Финский залив, Северный и Южный курортные районы). В 2001 г. все 8,66 млн. м3 сточных вод с территории г. Санкт-Петербург в Балтийское море, являются загрязненными.
Объем сброса сточных вод в Кольский залив Баренцева моря от 73 водопользователей составил 82,4 млн. м3, из них загрязненных - 76,5 млн. м3.
В результате сброса сточных вод в Берингово, Восточно-Сибирское и Чукотское моря ухудшается качество прибрежных морских вод по гидрохимическим и биологическим показателям, что крайне негативно сказывается на состоянии морских гидробионтов, их численности и биологическом разнообразии. Основными источниками загрязнения вод являются предприятия теплоэнергетики и ЖКХ, не имеющие очистных сооружений.
Однако, несмотря на то, что виновные в загрязнении окружающей водной среды и атмосферного воздуха известны, известны и источники загрязнения, ситуация в этой области не только не меняется, но и ухудшается из года в год в результате изношенности практически всех канализационных сетей бытовых и промышленных стоков и отсутствия средств для строительства новых очистных сооружений.
Недооценка экологического благополучия населения сказывается и на особенностях современной политики в сфере борьбы с экологической преступностью. По-прежнему неадекватным остается реагирование правоохранительных органов на лесные пожары, 85% которых происходит по вине людей. Так, количество регистрируемых преступлений по ст. 261 УК РФ -уничтожение или повреждение лесов - за анализируемый период с 2000 г. по 2002 г. возросло со 142 до 730 (более чем в 5 раз), однако, количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности остается практически прежним: в 2000 г. -- 117, а в 2002 г. - 119. Это объясняется не только недостатком внимания к этим проблемам, но и слабой судебной перспективой таких уголовных дел, что связано с недостатками специального профессионализма следователей, отсутствием возможности проведения дорогостоящих экспертиз, закрепления доказательств, низким качеством материалов, поступающих из контролирующих органов. В результате, из расследуемых уголовных дел о загрязнении окружающей среды в 2000 г. дошли до суда 8, прекращены 17, а в 2001 г. - соответственно 11 и 26.
Показателен в этом отношении и тот факт, что за 3 года {2000-2002 гг.) общее количество уголовных дел об экологических преступлениях, приостановленных за нерозыском и неустановлением виновных, выросло в 3 раза. В 2002 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число нераскрытых экологических преступлений выросло почти в 2 раза и достигло 8236. Такое положение приводит практически к полной безнаказанности лиц, виновных в совершении экологических преступлений.
Во многом безнаказанности способствует и современная уголовная политика в сфере борьбы с экологической преступностью. Она демонстрирует далеко не всегда оправданную гуманизацию ответственности лиц, виновных в совершении таких преступлений. На стадии следствия ежегодно по нереабилитирующим основаниям освобождается от 15 до 30% виновных. Далее на стадии судопроизводства от 1 до 3 тыс. лип освобождается от наказания по амнистии и другим нереабилитируюшим основаниям. Из числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение экологических преступлений, практически только около половины осуждается судом. Анализ практики применения наказаний свидетельствует о постепенном снижении уровня их карательного воздействия.
Большое внимание прокуроры уделяют поддержанию государственного обвинения по делам данной категории в судах. Участвуя в судах, прокуроры в большинстве случаев правильно ориентируют суды на вынесение законных и обоснованных приговоров.
Повышение эффективности деятельности прокуратуры связано, в первую очередь, с реализацией средств прокурорского надзора и мер уголовно-правового воздействия, а также с улучшением координации деятельности прокуратуры с контролирующими природоохранными органами и органами исполнительной власти в субъектах Федерации. Требует серьезного совершенствования и система информационного обеспечения природоохранной деятельности прокуратуры. В настоящее время в статистике (в ф. П) выделяются суммарно лишь показатели общего числа нарушений законодательства о земле, воде, атмосферном воздухе и показатели нарушений законодательства об охране животного мира. При этом специальное изучение данных из некоторых регионов свидетельствует о том, что указанные правонарушения составляют лишь 7-ю-10-ю часть всех правонарушений.
За рамками анализа остаются конкретные показатели деятельности прокуратуры в сфере надзора: за законностью землепользования, хотя сейчас очень остро стоит проблема загрязнения земель нефтепродуктами, бытовыми и токсичными отходами; отсутствуют позиции, отражающие количество нарушений лесного законодательства, хотя ежегодные потери от незаконных порубок леса, по данным Счетной Палаты Российской Федерации, составляют ежегодно более 20 млрд. долларов; данные о различных нарушениях законодательства о недрах и об отходах.
Статистические данные об охране животного мира также целесообразно дифференцировать, по крайней мере, на 2 вида: наземные животные и водные биоресурсы. Необходимо совершенствование статистической отчетности о природоохранной деятельности прокуратуры, включение в нее всех вышеназванных показателей (тем более, что до 1997г. ф. П содержала целый ряд дифференцированных показателей, которые впоследствии были объединены), а также показателей, отражающих количество проведенных прокуратурой проверок соблюдения природоохранного законодательства, в том числе проведенных совместно с государственными контролирующими органами. Это способствовало бы улучшению информационного обеспечения не только деятельности прокуратуры, но и других органов, деятельность которых связана с обеспечением экологической безопасности страны.
Требует серьезного совершенствования и система информационного обеспечения природоохранной деятельности прокуратуры. В настоящее время в статистике (в ф. П) выделяются суммарно лишь показатели общего числа нарушений законодательства о земле, воде, атмосферном воздухе и показатели нарушений законодательства об охране животного мира. При этом специальное изучение данных из некоторых регионов свидетельствует о том, что указанные правонарушения составляют лишь 7-ю-10-ю часть всех правонарушений.
За рамками анализа остаются конкретные показатели деятельности прокуратуры в сфере надзора: за законностью землепользования, хотя сейчас очень остро стоит проблема загрязнения земель нефтепродуктами, бытовыми и токсичными отходами; отсутствуют позиции, отражающие количество нарушений лесного законодательства, хотя ежегодные потери от незаконных порубок леса, по данным Счетной Палаты Российской Федерации, составляют ежегодно более 20 млрд. долларов; данные о различных нарушениях законодательства о недрах и об отходах.
Статистические данные об охране животного мира также целесообразно дифференцировать, по крайней мере, на 2 вида: наземные животные и водные биоресурсы. Необходимо совершенствование статистической отчетности о природоохранной деятельности прокуратуры, включение в нее всех вышеназванных показателей (тем более, что до 1997г. ф. П содержала целый ряд дифференцированных показателей, которые впоследствии были объединены), а также показателей, отражающих количество проведенных прокуратурой проверок соблюдения природоохранного законодательства, в том числе проведенных совместно с государственными контролирующими органами. Это способствовало бы улучшению информационного обеспечения не только деятельности прокуратуры, но и других органов, деятельность которых связана с обеспечением экологической безопасности страны.
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
- Оглавление.
- Введение
- Общая экология
- Основные понятия (термины)экологии. Ее системность Основные понятия
- Структура общей экологии
- Среда обитания. Факторы среды и адаптации к ним организмов. Средыжизни Среда и факторы среды, их классификация
- Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы
- Действие фактора на организмы. «Правило оптимума»
- Среды жизни и адаптации к ним организмов
- Биосфера Биосфера как глобальная экосистема
- Живое вещество, ею средообразующие свойства и функции в биосфере
- Средообразующие функции живого вещества.
- Основные свойства биосферы
- Экосистемный уровень жизни
- Организация (структура) экосистем
- Экологическая ниша
- Энергетика экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем материков и океанов земного шара (Уиттекер, 1980)
- Экологические пирамиды
- Динамика и развитие экосистем. Сукцессии
- Стабильность и устойчивость экосистем
- Агроценозы и естественные экосистемы
- Популяционный уровень жизни
- Структура популяций
- Динамика популяций. Гомеостаз
- Промышленность и окружающая среда. Принципы природопользования.
- Классификация и основные характеристики загрязнений окружающей среды
- Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде
- Влияние галоидов в молекуле на чувствительность определения
- Мониторинг окружающей среды виды мониторинга
- Классификация видов мониторинга
- Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах
- Классификация систем (подсистем) мониторинга
- Критерии оценки качества окружающей среды
- Загрязнение и защита атмосферы. Строение и состав атмосферы.
- Загрязнение атмосферы Качество атмосферы и особенности ее загрязнения
- Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу
- Кислотные дожди
- Загрязнение атмосферы биологическими примесями
- Изменение состава и параметров атмосферы
- Парниковый эффект
- Разрушение озонового слоя
- Методы и средства защиты атмосферы Основные методы защиты атмосферы от химических примесей.
- Классификация систем очистки воздуха и их параметры
- Системы и аппараты пылеулавливания.
- Туманоуловители
- Методы и системы очистки от газообразных примесей
- Загрязнение и защита гидросферы. Гидросфера и ее структура как природного ресурса.
- Свойства воды и круговорот воды в природе
- Загрязнение гидросферы Загрязнение Мирового океана
- Особенности загрязнения морских вод нефтью.
- Особенности загрязнения морей и океанов тяжелыми металлами.
- Загрязнение, истощение и использование материковых вод. Качество воды
- Использование пресных вод.
- Качество воды.
- Характеристики интегральной оценки качества воды
- Методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами Водоотведение сточных вод
- Основные направления в решении проблемы нехватки пресной воды
- Литосфера и её защита от загрязнений. Литосфера и ее строение
- Ландшафты, их виды и разрушение
- Классификация ландшафтов
- Уникальные и рекреационные ландшафты
- Сельскохозяйственные ландшафты
- Лесные ландшафты
- Ландшафты, содержащие в своих недрах месторождения полезных ископаемых
- Территориально-производственные ландшафты
- Почва, ее строение и загрязнение Состав и характеристики почв
- Нормирование и контроль загрязнения почв
- Оценка опасности загрязнения почв Оценка степени опасности загрязнения почвы химическими веществами.
- Нормативы пдк, пдв, пдс в воздухе, водоемах, почве и других средах
- 1. Перечень пдк для основных видов атмосферных загрязнений (сн-245-71)
- 2. Гигиеническое нормирование некоторых тяжелых металлов в воздухе, мг/м3
- 3. Наиболее значимые в гигиеническом отношении вещества, загрязняющие воду мг/л
- 4. Пдк тяжелых металлов и фтора в поливных водах
- Техногенные аварии и катастрофы, их экологические последствия.
- Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью
- Безотходное и малоотходное производство. Программа «отходы»
- Государственная программа «отходы».
- Оценка воздействий на окружающую среду и эколого-экономического ущерба Оценка воздействий на окружающую среду
- Эколого-экономический ущерб
- Методы оценки эколого-экономического ущерба, используемые в мировой практике
- Экстернальные издержки.
- Эколого-экономическая оценка конструкторских и технологических решений
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза
- Финансирование экологической экспертизы
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.
- Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
- Платность природопользования
- Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение воздуха. Озоновый слой земли.
- Поверхностные и подземные воды. Морские воды
- Водопотребление и водоотведение
- Почвы и земельные ресурсы
- Использование полезных ископаемых и охрана недр
- Динамика нарушенных земель по горнодобывающим отраслям промышленности
- Растительный мир, в том числе леса
- Лесопользование
- Воспроизводство лесных ресурсов
- Негативные воздействия на лес Лесные пожары
- Насекомые-вредители, болезни, негативные воздействия природного и антропогенного характера
- Наличие очагов насекомых-вредителей и болезней
- Животный мир, в том числе рыбные ресурсы Состояние основных видов охотничьих животных
- Состояние рыбных и других морских биоресурсов, тенденции их изменения и использования
- Состояние рыбных ресурсов в пресноводных водоемах России
- Улов рыбы в наиболее крупных пресноводных водоемах России в 2000-2002 гг., тыс. Т
- Красная книга Российской Федерации. Красные книги субъектов Российской Федерации.
- Радиационная обстановка
- Радиоактивное загрязнение природной среды на территории России в 1995-2002 гг.
- Особые виды воздействия на окружающую среду Загрязнение окружающей среды стойкими органическими соединениями
- Воздействие ракетно-космичсской техники
- Эколого-эпизоотическая обстановка на территории Российской Федерации
- Климатические и другие особенности 2002 года
- Стихийные бедствия
- Транспорт
- Экологическая безопасность
- Природоохранительное законодательство российской федерации Развитие федерального природоохранительного законодательства
- Развитие и совершенствование нормативно-технических и инструктивно-методических документов Нормативное правовое обеспечение в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
- Нормативное обеспечение в области государственного горного и промышленного надзора
- Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов
- Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
- Общие тенденции экологической преступности
- Государственная экологическая экспертиза
- Экологический мониторинг
- Мониторинг загрязнения окружающей среды
- Государственный мониторинг состояния недр
- Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
- Международное сотрудничество.
- Международные организации
- Многосторонние конвенции и соглашения
- Сотрудничество со странами снг на многосторонней основе
- Двустороннее сотрудничество