logo search
Промышленная экология

Экологический мониторинг

Деятельность МПР России в области создания системы государственного экологического мониторинга регулируется законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о МПР России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. № 726, рядом нормативных актов. В 2002 г. нормативно-правовая база в области государственного экологического мониторинга получила свое развитие. Термин "государственный экологический мониторинг" закреплен в статьях 1, 5, 63 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 346-р "Об утверждении Плана подготовки проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "Об охране окружающей среды", МПР России был разработан, согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" (постановление принято 31 марта 2003 г., № 177).

С целью исключения дублирования работ, проводимых разными министерствами и ведомствами, интеграции ведомственных служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, их информационного, методического и метрологического сопряжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 ноября 1993 г. № 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" (ЕГСЭМ).

Основными системообразующими элементами государственного комплексного мониторинга являются создаваемые в субъектах Российской Федерации территориальные системы комплексного мониторинга, включая базовые функциональные (возглавляемые Росгидрометом, Госкомрыболовством России, Минобороны России, Минатом России и др., их территориальными органами) и локальные (на уровне предприятия) системы мониторинга (см. рисунок).

В 2002 г. продолжались работы по развитию взаимодействия ведомств - участников ЕГСЭМ. Осуществлялось сотрудничество с Минздравом России, Минатомом России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минюстом России, МЧС России, Минсельхозом России, Росгидрометом, Роскартографией, Росземкадастром, Госкомрыболовством России по подготовке и согласованию проекта постановления Правительства Российской Федерации "О порядке организации и осуществления государственного экологического мониторинга". Проведен ряд межведомственных совещаний, в том числе совместно с Росземкадастром по согласованию проекта постановления Правительства Российской Федерации "О государственном мониторинге земель" (постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846).

Работы по созданию ЕГСЭМ и ее территориальных подсистем (ТСЭМ) проводились в соответствии с постановлениями, принятыми администрациями более 48 субъектов Российской Федерации (республики: Мордовия, Чувашская, Саха (Якутия), Татарстан, Адыгея; области: Курганская, Пермская, Оренбургская, Иркутская, Калужская, Астраханская, Вологодская; автономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и др.). В ряде субъектов Российской Федерации в отчетном году активизировались работы по ТСЭМ.

В Тюменской области областная инвестиционная программа "Создание единой территориальной системы экологического мониторинга на 1998-2000 гг." продлена распоряжением губернатора области на 2001-2003 гг.

В Курганской области в 2002 г. принят ряд программ экологического мониторинга:

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 году»

371

Работы, проводимые в области государственного экологического мониторинга МПР России, осуществляются на сети наблюдения за состоянием геологической среды (подземные воды, экзогенные, эндогенные геологические процессы), водных объектов (поверхностные, сточные воды, водохозяйственные системы и сооружения), за источниками антропогенного воздействия и зонами их влияния.

В ряде регионов размещены автоматизированные станции мониторинга окружающей среды, например, в Республике Татарстан имеется 6 таких станций и плавучая лаборатория с автоматизированным аналитическим комплексом ("Акватория", разработки АОЗТ "Гранит-НЭМГГ); Курганской области - 2 лаборатории комплексного контроля состояния окружающей среды "Инлан" (АО "Аналит-инвест") и наземный комплекс ПЛИ (пункт приема и обработки космической информации); в Пермской области - 2 станции комплексного мониторинга атмосферного воздуха и т, д. Однако большинством территориальных органов МП? России отмечается, что из-за длительного реорганизационного периода, существенного недофинансирования указанных работ обновление и модернизация приборного парка лабораторий не проводятся.

В рамках совместной Программы производственного экологического мониторинга ОАО "Газпром" подписан ряд соглашений и организована работа по "апробации" и внедрению элементов подсистемы мониторинга источников антропогенного воздействия на предприятиях Астраханской, Пермской, Челябинской областей и др. В Астраханской области в 2002 г. введена в действие первая очередь территориально-производственной системы экологического мониторинга, включающая автоматизированную систему производственного экологического мониторинга ОАО "Астраханьгазиром". В Ненецком автономном округе осуществляется ведомственный мониторинг окружающей среды территорий, на которых располагаются производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса; результаты поступают в Управление природных ресурсов по Ненецкому автономному округу.

В 22 субъектах Российской Федерации действуют региональные информационно - аналитические центры (РИАЦ), использующие ГИС-технологии обработки данных, в том числе с возможностями интеграции в "ГИС-оболочку" данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). РИАЦ созданы в Пермской, Оренбургской, Калужской, Кировской, Курганской, Омской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, республиках Алтай и Башкортостан, в Ямало-Ненецком автономном округе и других субъектах Федерации.

ГУПР по Хабаровскому краю совместно с Министерством природных ресурсов Хабаровского края осуществляют сводные расчеты загрязнения воздушного бассейна по населенным пунктам края в целях создания системы "Эколог - Город". В 2002 г. выполнены "Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха г. Хабаровска", создана электронная карта города.

Финансирование работ по развитию ТСЭМ в Российской Федерации предусмотрено в разделе "Создание сети комплексного мониторинга окружающей природной среды, дооснащение действующих и создание новых центров экологического мониторинга в субъектах Российской Федерации" подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" ФЦП "Экология и природные ресурсы Российской Федерации (на 2002-2010 гг.)".

Решением XIII сессии Межгосударственного экологического Совета (июнь 2002 г., г. Санкт-Петербург) одобрен проект Межгосударственной научно-технологической программы "Создание системы экологического мониторинга государств - участников СНГ". Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации проводятся работы по реализации Соглашения об экологическом мониторинге государств - участников СНГ в части ст. 6 (создание Межгосударственного центра экологического мониторинга).

В соответствии с решением 4-й Конференции Министров ''Окружающая среда для Европы" (Орхус, 1998) и рекомендациями Общеевропейского межправительственного совещания ''Развитие системы экологического мониторинга в Европейском регионе" (Москва, декабрь 1999 г.) Комитет по экологической политике ЕЭК ООН учредил Специальную рабочую группу по мониторингу окружающей среды, на которую возложены функции по подготовке Российской части Общеевропейского доклада о состоянии окружающей среды. При финансовой поддержке Европейского Союза начат проект ТАСИС "ЕС-00-0208.00" "Системы экологического мониторинга в Российской Федерации".