Государственная экологическая экспертиза
В 2002 г. государственная экологическая экспертиза проводилась Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и его территориальными органами в соответствии с действующими нормативными документами.
В 2002 г. в МПР России проведена государственная экологическая экспертиза 165 объектов федерального уровня, в том числе следующих:
"Обоснование инвестиций стадии I проекта "Сахалин";
проект "Строительство скважин с большим отходом от вертикали (БОН) и скважины для закачки шлама на суше для освоения месторождения Чайво" (проект "Сахалин 1");
материалы, обосновывающие объемы общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2003 год;
материалы "Прогноз общих допустимых уловов нерпы и рыбы в 2002 году в озере Байкал";
проект "Опытно-промышленный объект для подземной изоляции РАО низкой и средней активности и дефектных ОТБС на архипелаге Новая Земля";
ТЭО строительства атомной теплоэлектростанции малой мощности на базе плавучего энергетического блока с реакторными установками КЛТ-40С в г. Северодвинск Архангельской области;
"Обоснование инвестиций в строительство объектов производственного комплекса "Северный газоперерабатывающий завод" на территории Приморского НТЦ РКК "Энергия" им. С. II. Королева";
Генеральный план для проекта реконструкции Самотлорского месторождения. Обоснование инвестиций";
ТЭО (проект) "Морской торговый порт в г. Ломоносов".
Территориальными органами МПР России проведена государственная экологическая экспертиза более чем 34 000 объектов.
Для обеспечения наиболее полного учета общественного мнения при проведении ОВОС и государственной экологической экспертизы Департамент государственной экологической экспертизы и нормирования качества окружающей природной среды МПР России и экспертные подразделения государственной экологической экспертизы территориальных органов Министерства в течение года проводили планомерную разъяснительную и методическую работу. Так, по инициативе отдела государственной экологической экспертизы ГУПР МПР России по Пермской области было принято постановление губернатора Пермской области "Об учете общественного мнения при размещении объектов хозяйственной деятельности на территории Пермской области".
В развитие "Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" (2000 г.) экспертными подразделениями государственной экологической экспертизы территориальных органов МПР России ведутся работы по формированию требований к проведению ОВОС для объектов планируемой хозяйственной деятельности на территории субъекта Федерации. ГУПР МПР России по Архангельской области разработан проект Временного положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Архангельской области. Аналогичные работы ведутся в ГУПР по Вологодской, Кемеровской, Ленинградской, Свердловской, Томской областям.
В г. Белокуриха (Алтайский край) в апреле 2002 г. состоялся межрегиональный семинар "Обмен опытом по организационным и правовым вопросам проведения государственной экологической экспертизы на уровне субъектов Российской Федерации и выработка региональных подходов по решению эколого-экспертных проблем".
Особое внимание в связи с принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" было уделено ст. 9 "Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой идет речь о возможности передачи части полномочий в сфере отношения, связанных с охраной окружающей среды, в том числе и в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами. Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" соглашение о разграничении полномочий по предметам совместного ведения может быть заключено на основании федерального закона или договора. Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения, а при отсутствии федерального закона - по предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, договор о передаче полномочий в области государственной экологической экспертизы заключить нельзя. Кроме того, концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах "О животном мире", "О континентальном шельфе Российской Федерации". "Об использовании атомной энергии", "О мелиорации земель", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "Об уничтожении химического оружия", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов. Таким образом, практическое применение п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об охране окружающей среды" если и возможно, то только после внесения изменений, в том числе и концептуального характера, во все вышеуказанные законодательные акты.
В 2002 г. завершена работа над проектом Руководства по оценке воздействия на окружающую среду для стран - участников СНГ. В итоге сформировано единое терминологическое пространство в области ОВОС, не противоречащее национальным законодательствам стран СНГ.
По сравнению с предыдущим годом численность специализированных структурных подразделений территориальных органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы, не изменилась.
При рассмотрении документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, выявляются серьезные недостатки: нарушения действующих нормативных правовых актов, строительных норм и правил, государственных стандартов; отсутствие результатов инженерных и инженерно-экологических изысканий, согласований объектов экспертизы органами надзора и контроля, альтернативных вариантов места размещения объекта государственной экологической экспертизы; низкое качество представляемых материалов оценки воздействия на окружающую среду; формальное выполнение требований по учету мнений общественности.
Повышение эффективности государственной экологической экспертизы, как одного из важнейших инструментов превентивного экологического контроля намечаемой хозяйственной деятельности, должно обеспечиваться усилением кадрового потенциала экспертных подразделений.
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
- Оглавление.
- Введение
- Общая экология
- Основные понятия (термины)экологии. Ее системность Основные понятия
- Структура общей экологии
- Среда обитания. Факторы среды и адаптации к ним организмов. Средыжизни Среда и факторы среды, их классификация
- Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы
- Действие фактора на организмы. «Правило оптимума»
- Среды жизни и адаптации к ним организмов
- Биосфера Биосфера как глобальная экосистема
- Живое вещество, ею средообразующие свойства и функции в биосфере
- Средообразующие функции живого вещества.
- Основные свойства биосферы
- Экосистемный уровень жизни
- Организация (структура) экосистем
- Экологическая ниша
- Энергетика экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем материков и океанов земного шара (Уиттекер, 1980)
- Экологические пирамиды
- Динамика и развитие экосистем. Сукцессии
- Стабильность и устойчивость экосистем
- Агроценозы и естественные экосистемы
- Популяционный уровень жизни
- Структура популяций
- Динамика популяций. Гомеостаз
- Промышленность и окружающая среда. Принципы природопользования.
- Классификация и основные характеристики загрязнений окружающей среды
- Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде
- Влияние галоидов в молекуле на чувствительность определения
- Мониторинг окружающей среды виды мониторинга
- Классификация видов мониторинга
- Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах
- Классификация систем (подсистем) мониторинга
- Критерии оценки качества окружающей среды
- Загрязнение и защита атмосферы. Строение и состав атмосферы.
- Загрязнение атмосферы Качество атмосферы и особенности ее загрязнения
- Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу
- Кислотные дожди
- Загрязнение атмосферы биологическими примесями
- Изменение состава и параметров атмосферы
- Парниковый эффект
- Разрушение озонового слоя
- Методы и средства защиты атмосферы Основные методы защиты атмосферы от химических примесей.
- Классификация систем очистки воздуха и их параметры
- Системы и аппараты пылеулавливания.
- Туманоуловители
- Методы и системы очистки от газообразных примесей
- Загрязнение и защита гидросферы. Гидросфера и ее структура как природного ресурса.
- Свойства воды и круговорот воды в природе
- Загрязнение гидросферы Загрязнение Мирового океана
- Особенности загрязнения морских вод нефтью.
- Особенности загрязнения морей и океанов тяжелыми металлами.
- Загрязнение, истощение и использование материковых вод. Качество воды
- Использование пресных вод.
- Качество воды.
- Характеристики интегральной оценки качества воды
- Методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами Водоотведение сточных вод
- Основные направления в решении проблемы нехватки пресной воды
- Литосфера и её защита от загрязнений. Литосфера и ее строение
- Ландшафты, их виды и разрушение
- Классификация ландшафтов
- Уникальные и рекреационные ландшафты
- Сельскохозяйственные ландшафты
- Лесные ландшафты
- Ландшафты, содержащие в своих недрах месторождения полезных ископаемых
- Территориально-производственные ландшафты
- Почва, ее строение и загрязнение Состав и характеристики почв
- Нормирование и контроль загрязнения почв
- Оценка опасности загрязнения почв Оценка степени опасности загрязнения почвы химическими веществами.
- Нормативы пдк, пдв, пдс в воздухе, водоемах, почве и других средах
- 1. Перечень пдк для основных видов атмосферных загрязнений (сн-245-71)
- 2. Гигиеническое нормирование некоторых тяжелых металлов в воздухе, мг/м3
- 3. Наиболее значимые в гигиеническом отношении вещества, загрязняющие воду мг/л
- 4. Пдк тяжелых металлов и фтора в поливных водах
- Техногенные аварии и катастрофы, их экологические последствия.
- Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью
- Безотходное и малоотходное производство. Программа «отходы»
- Государственная программа «отходы».
- Оценка воздействий на окружающую среду и эколого-экономического ущерба Оценка воздействий на окружающую среду
- Эколого-экономический ущерб
- Методы оценки эколого-экономического ущерба, используемые в мировой практике
- Экстернальные издержки.
- Эколого-экономическая оценка конструкторских и технологических решений
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза
- Финансирование экологической экспертизы
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.
- Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
- Платность природопользования
- Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение воздуха. Озоновый слой земли.
- Поверхностные и подземные воды. Морские воды
- Водопотребление и водоотведение
- Почвы и земельные ресурсы
- Использование полезных ископаемых и охрана недр
- Динамика нарушенных земель по горнодобывающим отраслям промышленности
- Растительный мир, в том числе леса
- Лесопользование
- Воспроизводство лесных ресурсов
- Негативные воздействия на лес Лесные пожары
- Насекомые-вредители, болезни, негативные воздействия природного и антропогенного характера
- Наличие очагов насекомых-вредителей и болезней
- Животный мир, в том числе рыбные ресурсы Состояние основных видов охотничьих животных
- Состояние рыбных и других морских биоресурсов, тенденции их изменения и использования
- Состояние рыбных ресурсов в пресноводных водоемах России
- Улов рыбы в наиболее крупных пресноводных водоемах России в 2000-2002 гг., тыс. Т
- Красная книга Российской Федерации. Красные книги субъектов Российской Федерации.
- Радиационная обстановка
- Радиоактивное загрязнение природной среды на территории России в 1995-2002 гг.
- Особые виды воздействия на окружающую среду Загрязнение окружающей среды стойкими органическими соединениями
- Воздействие ракетно-космичсской техники
- Эколого-эпизоотическая обстановка на территории Российской Федерации
- Климатические и другие особенности 2002 года
- Стихийные бедствия
- Транспорт
- Экологическая безопасность
- Природоохранительное законодательство российской федерации Развитие федерального природоохранительного законодательства
- Развитие и совершенствование нормативно-технических и инструктивно-методических документов Нормативное правовое обеспечение в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
- Нормативное обеспечение в области государственного горного и промышленного надзора
- Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов
- Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
- Общие тенденции экологической преступности
- Государственная экологическая экспертиза
- Экологический мониторинг
- Мониторинг загрязнения окружающей среды
- Государственный мониторинг состояния недр
- Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
- Международное сотрудничество.
- Международные организации
- Многосторонние конвенции и соглашения
- Сотрудничество со странами снг на многосторонней основе
- Двустороннее сотрудничество