logo search
Промышленная экология

Государственная экологическая экспертиза

В 2002 г. государственная экологическая экспертиза проводилась Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и его территориальными органами в соответствии с действующими нормативными документами.

В 2002 г. в МПР России проведена государственная экологическая экспертиза 165 объектов федерального уровня, в том числе следующих:

"Обоснование инвестиций стадии I проекта "Сахалин";

"Обоснование инвестиций в строительство объектов производственного комплекса "Северный газоперерабатывающий завод" на территории Приморского НТЦ РКК "Энергия" им. С. II. Королева";

Территориальными органами МПР России проведена государственная экологическая экспертиза более чем 34 000 объектов.

Для обеспечения наиболее полного учета общественного мнения при проведении ОВОС и государственной экологической экспертизы Департамент государственной экологической экспертизы и нормирования качества окружающей природной среды МПР России и экспертные подразделения государственной экологической экспертизы территориальных органов Министерства в течение года проводили планомерную разъяснительную и методическую работу. Так, по инициативе отдела государственной экологической экспертизы ГУПР МПР России по Пермской области было принято постановление губернатора Пермской области "Об учете общественного мнения при размещении объектов хозяйственной деятельности на территории Пермской области".

В развитие "Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" (2000 г.) экспертными подразделениями государственной экологической экспертизы территориальных органов МПР России ведутся работы по формированию требований к проведению ОВОС для объектов планируемой хозяйственной деятельности на территории субъекта Федерации. ГУПР МПР России по Архангельской области разработан проект Временного положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Архангельской области. Аналогичные работы ведутся в ГУПР по Вологодской, Кемеровской, Ленинградской, Свердловской, Томской областям.

В г. Белокуриха (Алтайский край) в апреле 2002 г. состоялся межрегиональный семинар "Обмен опытом по организационным и правовым вопросам проведения государственной экологической экспертизы на уровне субъектов Российской Федерации и выработка региональных подходов по решению эколого-экспертных проблем".

Особое внимание в связи с принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" было уделено ст. 9 "Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой идет речь о возможности передачи части полномочий в сфере отношения, связанных с охраной окружающей среды, в том числе и в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами. Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" соглашение о разграничении полномочий по предметам совместного ведения может быть заключено на основании федерального закона или договора. Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения, а при отсутствии федерального закона - по предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, договор о передаче полномочий в области государственной экологической экспертизы заключить нельзя. Кроме того, концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах "О животном мире", "О континентальном шельфе Российской Федерации". "Об использовании атомной энергии", "О мелиорации земель", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "Об уничтожении химического оружия", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов. Таким образом, практическое применение п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об охране окружающей среды" если и возможно, то только после внесения изменений, в том числе и концептуального характера, во все вышеуказанные законодательные акты.

В 2002 г. завершена работа над проектом Руководства по оценке воздействия на окружающую среду для стран - участников СНГ. В итоге сформировано единое терминологическое пространство в области ОВОС, не противоречащее национальным законодательствам стран СНГ.

По сравнению с предыдущим годом численность специализированных структурных подразделений территориальных органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы, не изменилась.

При рассмотрении документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, выявляются серьезные недостатки: нарушения действующих нормативных правовых актов, строительных норм и правил, государственных стандартов; отсутствие результатов инженерных и инженерно-экологических изысканий, согласований объектов экспертизы органами надзора и контроля, альтернативных вариантов места размещения объекта государственной экологической экспертизы; низкое качество представляемых материалов оценки воздействия на окружающую среду; формальное выполнение требований по учету мнений общественности.

Повышение эффективности государственной экологической экспертизы, как одного из важнейших инструментов превентивного экологического контроля намечаемой хозяйственной деятельности, должно обеспечиваться усилением кадрового потенциала экспертных подразделений.