logo search
Промышленная экология

Двустороннее сотрудничество

Республика Казахстан. В соответствии с решением шестого заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (февраль 2002 г.) подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природопользования между Россией и Казахстаном.

В 2002 г. Российским авиационно-космическим агентством продолжены работы в рамках совместной Российско-Казахстанской программы "Оценка влияния запусков ракет-носителей с космодрома "Байконур" на окружающую среду на период 2000-2004 годов".

Деятельность Росавиакосмоса осуществлялась по следующим основным направлениям:

- совершенствование нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения экологически безопасного функционирования космодрома "Байконур" (подготовлен пакет соответствующих документов);

- создание комплексной системы экологического мониторинга и контроля (СЭМК) для оценки и прогнозирования экологической обстановки в районах осуществления ракетно-космической деятельности на территории Республики Казахстан. В 2002 г. разработана и одобрена научно-техническим советом Программы концепция СЭМК и ее функциональных блоков на основе использования современных ГИС-технологий;

Подготовлены проекты межправительственных Соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природопользования с природоохранными министерствами Армении, Таджикистана, Молдавии и Грузии. В рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины в области охраны окружающей среды (1995 г.) подготовлен проект межведомственного Соглашения о создании совместной особо охраняемой природной территории "Брянские и Старогутские леса".

В декабре 2002 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

США. В Вашингтоне 27-29 марта 2002 г. состоялось совещание по Разделу V "Охрана природы и организация заповедников" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Принята программа совместной деятельности в 2002 г., нацеленная на сохранение биоразнообразия, управление особо охраняемыми природными территориями, развитие экологического просвещения на базе заповедников, национальных парков и других типов охраняемых территорий, научные исследования перелетных птиц, морских млекопитающих, анадромных рыб и других видов флоры и фауны по направлениям, представляющих взаимный интерес.

В России 6-7 июня 2002 г. проведена встреча российских и американских экспертов по выполнению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством США о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя. Представители коренных народностей Аляски и Чукотки проинформировали участников встречи о состоянии и результатах работ по использованию традиционных знаний для мониторинга состояния популяции.

Германия. На 7-м заседании Координационного Совета, состоявшемся 3-4 июня 2002 г. в Берлине, обсуждены результаты деятельности совместных рабочих групп. В рамках рабочей группы "Окружающая среда и энергия" создана территориально-производственная система экологического мониторинга Астраханской области; рабочей группой "Военная деятельность и охрана окружающей среды" реализуется проект "Модельный менежмент-план и руководство-инструкция для административных мер по учету экологических требований при подготовке передачи военных объектов в гражданское пользование"; рабочей группой "Охрана природы и биологическое разнообразие" - проект создания четырехсторонней биосферной охраняемой территории на Алтае.

Норвегия. На 9-й сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды, состоявшейся в г. Тромсс 1516 апреля 2002 г., подведены итоги деятельности пяти рабочих групп: по изучению радиоактивного загрязнения северных регионов, по экосистемам суши, охране памятников культуры, биологическому разнообразию, морской среде. Принята рабочая программа на 2002-2003 гг., предусматривающая совместное изучение радиоактивного загрязнения северных регионов, в том числе оценку воздействия на окружающую среду потенциальных аварий в случае транспортировки радиоактивных материалов. Начата реализация проекта по модернизации комбината "Печенганикель" и снижению выбросов диоксида серы и тяжелых металлов от предприятия. В рамках направления "Чистое производство" осуществляется работа на российских предприятиях в области разработки и внедрения новых инструментов управления и контроля загрязнения, экологического аудита.

Дания. В рамках реализации Программы датско-российского сотрудничества в области охраны окружающей среды на 2001-2003 годы предусмотрено финансирование проектов в объеме 120-140 млн. датских крон, включая проекты в области водоснабжения и обращения с отходами в регионе Балтийского моря. В Санкт-Петербурге 3 октября 2002 г. проведено заседание Совместной российско-датской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. На заседании сделан обзор состояния дел с реализацией проектов, в том числе проекта прекращения потребления озоноразрушающих веществ в секторе обслуживания холодильного оборудования в г. Санкт-Петербург, проекта поддержки присоединения России к Орхусской конвенции.

Нидерланды. Подписан Меморандум о взаимопонимании между МПР России и Нидерландской организацией прикладных научных исследований (TNO), касающийся расширения сотрудничества в области геологических наук, охраны окружающей среды и экологической безопасности, политики и технологий в области использования природных ресурсов, изучения экологических рисков, развития природоохранных биотехнологий, мониторинга качества окружающей среды.

Финляндия. В МПР России 8 апреля 2002 г. в ходе переговоров представителей Министерства окружающей среды Финляндии и Министерства природных ресурсов Российской Федерации обсуждены следующие вопросы: окончание строительства Юго-Западных очистных сооружений Санкт-Петербурга; оценка влияния на окружающую среду Финского залива строительства и будущей эксплуатации нефтяного терминала в г. Приморск и Балтийской трубопроводной системы; реструктуризация части задолженности России перед Финляндией путем финансирования природоохранных проектов на территории Северо-Запада России. Правительством Финляндии принято решение о выделении 60 млн. финских марок на завершение проекта по строительству упомянутых очистных сооружений.

Продолжалось осуществление российско-финляндской программы "Развитие устойчивого лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе России" на 2001-2004 годы. Важнейший проект в данной области - "ГЭП-анализ на Северо-Западе России" - посвящен биологическому исследованию сети ООПТ в Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Вологодской областях и в Республике Карелия.

Швеция. Российская делегация приняла участие в 6-м заседании Координационного комитета по сотрудничеству России и Швеции в области охраны окружающей среды (23-24 сентября 2002 г., Стокгольм). В рамках двустороннего сотрудничества на территории России было осуществлено 52 природоохранных проекта, 16 из них находятся в стадии реализации. Приоритетными направлениями природоохранного сотрудничества для обоих государств определены: охрана водных ресурсов; экологическое образование; сохранение биоразнообразия; экологическая информация и др. Реализация совместных проектов предусмотрена в Калининградской, Мурманской, Ленинградской областях и в г. Санкт-Петербург. Принято предложение Российской Стороны об осуществлении совместных проектов по обращению с отходами.

Индия. Российская делегация участвовала в работе 8-го заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, также 4-го заседания Рабочей группы по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Подведены итоги выполнения мероприятий и разработаны меры по реализации российско-индийской Конвенции по охране перелетных птиц и мест их обитания от 8 октября 1994 г., а также совместного проекта по изучению сезонного пребывания стерха. Российская Сторона представила проект совместного План действий по охране и восстановлению общей популяции стерха.

Китай. В Пекине в ходе работы Ассамблеи Глобального экологического фонда (16 октября 2002 г.) состоялись двусторонние российско-китайские консультации в области охраны окружающей среды. Подтверждена заинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества по следующим направлениям: управление особо охраняемыми природными территориями, включая трансграничные, и меры по сохранению биоразнообразия; охрана трансграничных водных объектов, включая управление береговыми зонами и водными биологическими ресурсами; трансграничное загрязнение воздуха; комплексное использование и охрана земель; экологический туризм. Китайской Стороне передан проект "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод".

Япония. В рамках двустороннего сотрудничества реализуются проекты по сохранению биоразнообразия в Приморском крае и Сахалинской области, в частности, по сохранению мигрирующих видов (японского журавля и др.), устойчивому лесопользованию в Охотском регионе, изучению экосистемы озера Байкал (в том числе, по программе международного Байкальского центра экологических исследований - BICER), по оценке состояния морской среды Японского моря и развитию совместной системы реагирования на чрезвычайные ситуации, вызванные загрязнением окружающей среды нефтью. Международное сотрудничество в области регулирования рыболовства и контроля за промыслом водных биоресурсов в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Российская Федерация является участницей 11 международных организаций, что позволяет совместно с другими рыболовными державами вырабатывать текущую и перспективную политику, пользоваться научными рекомендациями при проведении промысла в конвенционных районах. В целях обеспечения интересов отечественных рыбаков в исключительной экономической зоне и за се пределами, в районах международных соглашений по рыболовству Госкомрыболовство России имеет представительства в 10 странах. С 46 государствами Российская Федерация заключила 59 межправительственных соглашений в области рыбного хозяйства. Регулирование рыболовства в Азовском море осуществлялось в соответствии с решениями Российско-Украинской Комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море. Подтверждено решение о запрещении промышленного лова осетровых видов рыб в 2002 г., их изъятие осуществлялось только в научных целях и для воспроизводства. Стороны намерены запретить применение жаберных сетей для лова судака, поскольку данные орудия лова наносят непоправимый ущерб осетровым и другим ценным видам рыб.

Российские представители принимают активное участие в работе Международной организации по сотрудничеству в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана (НАФО), Международной организации по сотрудничеству в области рыболовства в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК), Организации по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО), Международной комиссии по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК), Международного совета по исследованию моря (ИКЕС). Возобновлена практика направления российских наблюдателей на российские и иностранные суда в районе действия международных соглашений по рыболовству (НЕАФК, НАФО).

С 2002 г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 132, промысел минтая иностранными судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Охотском море приостановлен. Промысел водных биоресурсов осуществлялся в рамках квот, выделенных иностранным государствам на платной и взаимной основах в соответствии с заключенными Российской Федерацией межправительственными соглашениями по рыболовству, а также по квотам, приобретенным иностранными пользователями на аукционной основе. В 2002 г. право промысла в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации было предоставлено 628 иностранным судам, в том числе 496 японским, 124 южнокорейским, 8 китайским судам.

Международное сотрудничество в области снижения техногенного загрязнения околоземного земного космического пространства. В настоящее время ряд стран, космических агентств и международных организаций все больше внимания уделяют проблемам снижения техногенного засорения околоземного космического пространства и обеспечения безопасности космических полетов. В 2002 г. проблемы техногенного засорения околоземного космического пространства рассматривались в качестве первоочередных с участием российских специалистов на 39-й сессии Научно-технического подкомитета Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях и на 20-й сессии Межагентского координационного комитета по космическому мусору (IADC). Основные усилия участников этих совещаний были направлены на разработку:

1) требований к космическим аппаратам и ракетам-носителям, предусматривающих ограничение техногенного загрязнения околоземного космического пространства;

2) предложений по внедрению системы международных правовых актов, регламентирующих процесс создания изделий космической техники, эксплуатация которых не приведет к дальнейшему росту техногенного загрязнения околоземного космического пространства.

Таким образом, в 2002 г. международная деятельность в области охраны окружающей среды получила дальнейшее развитие по всем основным направлениям (международные организации, многосторонние конвенции и соглашения, двустороннее сотрудничество) и занимала важное место в экологической политике Российской Федерации.