logo search
Промышленная экология

Многосторонние конвенции и соглашения

В ходе выполнения обязательств по Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция, 1972 г.) основное внимание Российской Стороны было обращено на соблюдение добровольного моратория на сброс жидких радиоактивных отходов (ЖРО), который Россия соблюдает до окончательного присоединения к поправке LC.51 (16) к Конвенции, полностью запрещающей сброс ЖРО в море.

Проведено межведомственное совещание Минатома России, Минобороны России и Минтранса России по выработке согласованных предложений в проект постановления Правительства, включая технические и финансовые мероприятия, которые позволят России отозвать декларацию о непринятии данной поправки без ущерба национальным интересам.

В ноябре 2002 г. российская делегация участвовала в работе 24-го Консультативного совещания Лондонской конвенции, на котором сформулирована позиция России относительно возможности присоединения к поправке LC.51(16), обсуждены вопросы, связанные с затоплением после Великой Отечественной войны химического оружия в Северном и Балтийском морях и др. В ходе совещания удалось добиться признания соблюдения Россией моратория на сброс ЖРО в море, продолжения работ по научному обоснованию экологической опасности затопленного химического оружия, принятия решения по соблюдению соответствующего, с точки зрения экологической безопасности, режима эксплуатации офшорных установок.

По линии выполнения обязательств, следующих из Венской конвенции об охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.), обеспечен режим соблюдения Монреальского протокола и Лондонской поправки к нему, т. е. снижение выбросов озоноразрушающих веществ (ОРВ) в результате полного прекращения их производства на территории России. За счет средств безвозмездного гранта по Проекту "Специальная инициатива" проведена технологическая конверсия 7 предприятий.

По решению заседания Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. по вопросу "Об исполнении федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами требований Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой" подготовлен проект Плана действий по остаточного потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ) в Российской Федерации в 2002-2005 годах и выполнению обязательств, следующих из Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Российская делегация приняла участие (Рим, 23-29 ноября 2002 г.) в работе 29-го заседания Комитета по выполнению процедуры несоблюдения Монреальского протокола, 6-го совещания Сторон Венской конвенции и 14-го совещания Сторон Монреальского протокола. В ходе этих мероприятий был официально подтвержден возврат Российской Федерации в режим соблюдения Монреальского протокола и дана высокая оценка усилиям России по соблюдению соответствующих мер регулирования.

В рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния в 2002 г. при участии российских экспертов завершена работа над проектом Протокола о финансировании основной деятельности по Конвенции с тем, чтобы он мог быть принят и подписан на Киевской конференции министров в 2003 г.

На состоявшихся в течение 2002 г. очередных совещаниях Руководящего органа ЕМЕП и Рабочей группы по стратегиям и обзору определены новые руководящие принципы подготовки национальных данных по выбросам загрязняющих веществ и подготовки к обзору Протоколов 1998 г. по стойким органическим загрязнителям, тяжелым металлам и Протокола 1999 г. по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном.

По линии Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением практически завершена работа над проектами Технических руководящих принципов по экологически обоснованному обращению с опасными отходами нескольких классов опасности. Большое внимание уделялось вопросу об учреждении региональных центров для подготовки кадров и обмену технологиями (РЦБК), включая вопросы усиления юридического статуса этих центров, в том числе Регионального центра для стран СНГ и ЦВЕ в Москве (на базе Центра международных проектов) на основе заключения двустороннего рамочного соглашения между Секретариатом Базельской конвенции и Правительством принимающей Стороны.

Направлен в Секретариат национальный доклад за 2000 г. о состоявшихся трансграничных перевозках опасных отходов, регулируемых Базельской конвенцией.

Российская делегация приняла участие в 6-м совещании Конференции Сторон Базельской конвенции (9-13 декабря, Женева), на котором были обсуждены итоги работы за период 1999-2002 гг., а также приняты: перспективная программа работы на период 2002-2004 гг., Стратегический план по выполнению Конвенции на период до 2010 г., поправки к Приложениям 8 и 9 Конвенции, Руководящие принципы по контролю и предотвращению нелегальных перевозок опасных и других отходов, бюджет на 2003 и 2004 гг.

По линии Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий состоялось заседание Межправительственной рабочей группы по гражданской ответственности, на котором проходили переговоры по проекту Протокола о гражданской ответственности за трансграничный ущерб, нанесенный опасной деятельностью. Подготовлен и направлен в ЕЭК ООН I национальный доклад о выполнении Россией обязательств, вытекающих из участия в Конвенции.

Состоялись 8-я и 9-я сессии Черноморской комиссии Конвенции по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция). Приняты решения по докладу Черноморской комиссии о состоянии окружающей среды Черного моря, Декларации по защите экосистем Черного моря, Протоколу по сохранению биоразнообразия и ландшафтов, Соглашению о привилегиях и иммунитетах Черноморской комиссии, по подготовке отчета о выполнении Стратегического плана действий по оздоровлению и защите Черного моря от загрязнения, а также по вопросам, связанным с региональным планом чрезвычайных мер по борьбе с разливами нефти.

В рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция) Российская Сторона приняла участие в 23-й сессии Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) (5-7 марта 2002 г., Хельсинки, Финляндия), на которой рассмотрен ход выполнения Копенгагенской декларации, приняты Рекомендации ХЕЛКОМ (16 рекомендаций) и план работы Целевой группы по выполнению Программы природоохранных мероприятий в бассейне Балтийского моря. Подготовлены и направлены в Секретариат ХЕЛКОМ и Договаривающимся Сторонам Конвенции материалы о планируемой хозяйственной деятельности на Балтике (месторождение "Кравцовское") вблизи объекта всемирного наследия "Куршская коса".

По линии Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер сформирована позиция Российской Федерации по проекту Протокола о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды. Проведен международный семинар "Межгосударственное распределение водных ресурсов в бассейнах трансграничных рек", подготовлены предложения к 3-й Конференции Сторон Конвенции в 2003 г.

На 12-м совещании Конференции Сторон Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (ноябрь 2002 г., Чили) приняты: представленная Россией резолюция в отношении мер по охране и использованию осетровых видов рыб, включая введение маркировки продукции из осетровых видов рыб; подготовленная Российской Стороной резолюция по введению сертификата многоразового пользования для гастролирующих цирковых животных; отвечающие интересам России решения, касающиеся сохранения и торговли по ряду видов, обитающих в России (медведь, кабарга, тигр, леопард).

Российский представитель вошел в состав Комитета по животным СИТЕС. Подготовлена на английском языке и представлена в Секретариат СИТЕС информация о российском законодательстве, касающемся выполнения положений СИТЕС. Обеспечено оперативное взаимодействие с органами СИТЕС Сторон Конвенции по вопросам практического выполнения положений Конвенции, включая подтверждение квот и выдачи более 1000 разрешений на операции с образцами СИТЕС, методическую помощь в выдачи разрешений в Российской Федерации.

По линии Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) российская делегация участвовала в Общеевропейском региональном совещании по проблемам биоразнообразия (февраль 2002 г., Венгрия), на котором определены общие подходы к представляющим взаимный интерес вопросам, вынесенным в повестку дня 6-й Конференции Сторон КБР. Начата реализация решений Конференции Сторон КБР: обновляются списки национальных экспертов по различным направлениям деятельности КБР, подготовлены необходимые документы для выполнения финансовых обязательств (выплата взноса в бюджет КБР), проводится анализ многолетней программы работы Конвенции до 2010 г. и др. В стадии формирования находится второй национальный доклад по биоразнообразию.

В рамках выполнения Международной конвенции о регулировании китобойного промысла российская делегация приняла участие в 54-й сессии Международной китобойной комиссии (МКК) и заседаниях научного комитета и подгрупп (апрель - май 2002 г, г. Симоносеки, Япония). В ходе консультаций с представителями Японии, Новой Зеландии и США определены позиции и возможности их сближения по представляющим взаимный интерес вопросам: пересмотренная схема управления запасами китов, управление аборигенным и прибрежным промыслом, добыча китов в научных целях, создание китовых заповедников в Южном полушарии, расширение компетенции МКК за счет китообразных и проблемы реального изъятия китообразными рыб и других морских животных, изменение Правил процедуры в отношении применения голосования по аборигенному промыслу.

На Межсессионной встрече Комиссионеров (октябрь 2002 г., Великобритания) Россией получена блок-квота на добычу гренландских китов для аборигенного промысла на Чукотке.

На 8-м совещании Конференции Сторон Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) (ноябрь 2002 г., Испания) с участием делегации России одобрен Стратегический план работы на 2003-2008 гг., принято свыше 40 резолюций по всему спектру вопросов, касающихся реализации положений Конвенции, включая критерии распределения водных ресурсов, методологию инвентаризации водно-болотных угодий, финансовые вопросы и т. д. Подготовлен национальный доклад о ходе выполнения обязательств по Конвенции.

В контексте выполнения решений Комитета всемирного наследия Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия доведена до сведения Секретариата Конвенции и зарубежных партнеров российская позиция в отношении планируемой хозяйственной деятельности вблизи объекта всемирного наследия "Куршская коса".

В Секретариат Конвенции направлены материалы по предотвращению включения озера Байкал в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. Продолжена работа по подготовке к финансированию в рамках Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды инвестиционного проекта на Байкальском ЦБК.

В мае 2002 г. в Нью-Йорке состоялось подписание от имени Российской Федерации Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Назначен Национальный координационный центр Российской Федерации по Стокгольмской конвенции (Центр международных проектов). В июне 2002 г. состоялось 6-с совещание Межправительственного переговорного комитета по Стокгольмской конвенции. Основным вопросом была подготовка к первому совещанию Конференции Сторон.

По линии Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхусская конвенция) российские эксперты внесли большой вклад в разработку проекта Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязняющих веществ. Не являясь Стороной Конвенции, Россия принимает участие в большинстве мероприятий, проходящих под ее эгидой.

В рамках Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием подготовлены согласованные с другими ведомствами предложения по присоединению России к указанной конвенции. Совместно с Минсельхозом России, МИД России, Минэкономразвития России, Минфином России подготовлен проект доклада по данному вопросу Правительству Российской Федерации.

По линии Меморандума о взаимопонимании относительно мер по сохранению и восстановлению популяций стерха в рамках Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) проведена работа по охране мест обитания стерхов, увеличению численности и генетического разнообразия, осуществлялся обмен информацией со странами ареала вида.

В контексте разрабатываемого Меморандума о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования сайгака состоялся с участием российских экспертов международный семинар (5-10 мая 2002 г., Элиста, Республика Калмыкия) по проблемам сохранения этого вида мигрирующих животных.

Продолжен мониторинг по линии деятельности Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция) по таким направлениям, как инвазивные чужеродные виды, охрана птиц и мест обитания, стратегическое развитие Конвенции и др. Обозначены перспективы участия России в данной Конвенции как полноправной стороны.