1.1. Цель и содержание курса ксе
Слово «концепция» происходит от латинского слова conceptio (понимание, система) и означает определенный способ понимания какого-либо предмета или явления или руководящую идею для систематического освещения предмета или явления.
Таким образом, судя по названию курса, Вам предстоит освоить основные руководящие идеи, на которых строится современное естествознание.
Но прежде, чем обратиться к содержанию курса, ответим на два важных для дальнейшего понимания вопроса. Первый - что такое естествознание? И второй, - зачем нужен такой курс в гуманитарном вузе, какие цели преследуются при введение его в учебные планы гуманитарных специальностей?
Ответ на первый вопрос достаточно прост. Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов «естество» (природа) и «знание». Таким образом, из чисто лингвистического анализа мы можем заключить, что «естествознание» - это знание о природе. Рассмотрим одно из широко известных определений: «естествознание» - это совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Таким образом, естествознание - это не просто сумма разрозненных наук, а единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук. Ядро естествознания составляют три основные научные дисциплины: физика, химия и биология.
Проблемы устройства, происхождения, организации всего, что есть во Вселенной, т.е. проблемы естествознания (в современном понимании) первоначально (в Древней Греции) относились к «физике» или «физиологии». Например, Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или «физиологами», поскольку древнегреческое слово «физис» (или «фюсис»), очень близкое по значению к русскому слову природа означало «происхождение», «рождение», «создание» [Кузнецов и др.].
Рассмотрев ответ на первый вопрос, мы убедились, что в дальнейшем нам необходимо познакомиться с понятием «наука», поскольку естествознание - это лишь часть науки.
Ответ на второй вопрос звучит так: «Основная цель курса КСЕ - способствовать формированию специалиста, опирающегося в своей практической деятельности на современное научное мировоззрение». Такая цель вызывает новый вопрос, а почему, собственно, для формирования современного специалиста нужно знать основные идеи науки, а если конкретнее, - естествознания? Попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Для этого рассмотрим влияние техники и технологий на жизнь людей. Все многообразие технических достижений, которые реализовывались в истории цивилизации, современный американский социолог О. Тоффлер представляет в виде трех технологических волн, которые радикально повлияли не только на облик экономики, но и на культуру общества, его ценности [Тоффлер]:
- Первая волна связана с возникновением аграрного хозяйства. Аграрное общество использовало примитивные технологии, основанные на обыденном опыте. Доминировало применение ручного труда. Хозяйственная деятельность представляла собой земледелие, скотоводство, рыболовство, примитивные ремесла. Поколения людей сменяли друг друга и заставали одни и те же технологические приемы и нормы социальной жизни;
- Вторая волна - это комплекс технологий, обеспечивающих массовое стандартное производство, т.е. общество техногенной цивилизации. Для него характерны централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение природы. Темпы социальных и техногенных изменений возрастают;
- Третья волна связана с созданием информационного общества. Распространение третьей волны меняет характер труда. Рутинный, повторяющийся монотонный труд уходит в прошлое. Темп изменений, происходящих в техногенной среде и общественной жизни, заметно изменяется уже на протяжении жизни одного поколения.
Современное общество - это общество техногенной цивилизации и зарождающееся информационное общество. Это означает, что мы живем в мире, в котором нас, наряду с объектами естественной природы, окружает так называемая «вторая природа» - т.е. все то, что внесено в мир и создано руками человека. Другими словами, нас окружает сложный наукоемкий быстроизменяющийся мир.
Поведение человека в современном мире может быть успешным (приводящим к сохранению его как индивида и человеческой цивилизации в целом) лишь в том случае, если у него в сознании имеется информационный образ мира, в достаточной степени адекватный этому миру. В современном обществе сформировать такой образ может только наука.
Именно в силу указанного обстоятельства современному специалисту любой профессии чрезвычайно важно ознакомиться с основными руководящими идеями современной науки и освоить методы научного познания.
Таким образом, отвечая на вопрос, зачем специалисту гуманитарного профиля изучать основные идеи современного естествознания, мы прояснили для себя и содержание нашего курса. Нам необходимо рассмотреть:
- что представляет собой наука (отличительные черты науки, возникновение науки и основные этапы ее развития, особенности методов научного познания, классификация наук, естественнонаучная и гуманитарная культура);
- основные идеи современной физики и химии, составляющих фундамент современного естествознания;
- основные идеи биологии, как науки, описывающей живые системы.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)