2.4. Конечный продукт науки.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ
Основным конечным продуктом научной деятельности являются научные знания.
Однако, продуктом науки являются не только знания. Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования и многообразных средств, при помощи которых они осуществляются. Многочисленные приборы, экспериментальные установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи информации оказываются широко применимыми не только в науке, но и за ее пределами.
К продуктам науки следует отнести научный стиль рациональности, который транслируется в наше время во все сферы человеческой деятельности. Систематичность и обоснованность, открытость для рациональной критики, столь характерные для научной деятельности, являются большой социальной ценностью, которая в той или иной степени оказывает воздействие как на жизнь общества в целом, так и на каждого из нас.
Методы, которая использует наука, принято называть «методы научного познания». Их мы рассмотрим в лекции «Научный метод».
Средства научного познания
Важнейшим средством научного познания является язык науки. Для языка науки характерны и особая лексика, и особая стилистика, а именно: определенность используемых понятий и терминов, стремление к четкости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении материала.
У каждой науки имеется свой особый язык, своя система понятий. Довольно значительна вариативность и в стилистике, и в степени строгости рассуждений. Тем не менее, специалист всегда четко отделит научное исследование от полухудожественного текста.
Например Георгий Гачев написал статью «Космос Достоевского» и хотел опубликовать ее в научном журнале «Труды по знаковым системам». Она попала на рецензию к известному литературоведу Ю.М. Лотману, который имел очень лестное мнение о работе автора, но не мог причислить эту работу к числу научных. Приведем отрывок из письма Ю.М. Лотмана к Г. Гачеву [Гачев]: «Глубокоуважаемый Георгий Дмитриевич! Вашу статью я прочитал... Сразу скажу Вам откровенно, что решить ее судьбу ...мне очень трудно. С одной стороны, статья мне, безусловно, нравится...Она, бесспорно, очень значительно явление. Но вот чего? Нашей культуры – вне всяких сомнений. А вот науки? Мое "с другой стороны" пояснит мысль: Ваша работа глубока по мыслям, но мысли эти мне представляются скорее художественными, чем научными. И вообще статья факт художественной прозы в большей мере, чем научной. Это не умаление ее... Ваше мышление – художественно. Это обнаруживается и в той роли, которую у Вас играет стиль, выражение мысли, и в том, как Вы относитесь к научным идеям: Вы ими вдохновляетесь, а не убеждаетесь, и читателя хотите вдохновить в большей мере, чем убедить...»
В современной науке все большее значение приобретает использование математики.
Современное научное исследование немыслимо без создания специальных наблюдательных средств и экспериментальных установок. Прогресс научного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств. Это радиотелескопы, синхрофазотроны, микроскопы, спектрофотометры и различные другие приборы и устройства.
Современная наука для обработки и передачи научной информации широко использует компьютеры.
Совершенно очевидно, что методы и средства, используемые в разных науках, существенно отличаются. Например, понятно, что нельзя экспериментировать с прошлым. Весьма рискованны и очень ограничены эксперименты с человеком и обществом.
Отметим, что науки развиваются не изолированно друг от друга. Происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств отдельных наук. Развитие конкретной области науки осуществляется не только за счет выработанных в ней приемов, методов и средств познания, но и за счет постоянного заимствования научного арсенала из других наук. Например, использование радиоизотопного метода позволяет датировать различные геологические пласты, останки древних животных и людей, что вносит большой вклад в развитие ряда наук, таких как геология, антропология, биология.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)