logo

2.2. Наука и ее основная цель

Существует много определений, каждое их которых отражает те или иные аспекты такого сложного понятия как наука. Приведем несколько определений.

Наука - это форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.

Наука - это система понятий о явлениях и законах действительности.

Наука - это система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества.

Наука - это итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности для последующего использования полученных результатов в практике.

Наука - это особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества [Бургин и др.].

Каждое из приведенных определений отражает тот или иной аспект понятия «наука», некоторые высказывания дублируются.

В основание последующего анализа положим тот факт, что наука является специфической человеческой деятельностью [Философия и методология науки].

Рассмотрим, в чем состоит особенность этой деятельности. Любая деятельность:

- имеет цель;

- конечный продукт, методы и средства его получения;

- направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет;

- представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.

По всем этим параметрам наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности. Рассмотрим каждый из параметров в отдельности.

Главной, определяющей целью научной деятельности является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но в этих сферах человеческой деятельности получение знания не является главной целью.

Например, искусство предназначено для создания эстетических ценностей. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отражение ее самой. Подобным образом обстоит дело и в инженерной деятельности. Ее продуктом являются проект, разработка новой технологии, изобретение. Конечно, инженерные разработки опираются на науку. Но в любом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности использования ресурсов, расширения возможностей преобразования действительности, а не по количеству приобретенных знаний.

Из приведенных примеров видно, что наука отличается от всех других видов деятельности своей целью.

Знания бывают научные и ненаучные. Рассмотрим подробнее отличительные черты именно научного знания.