2.2. Наука и ее основная цель
Существует много определений, каждое их которых отражает те или иные аспекты такого сложного понятия как наука. Приведем несколько определений.
Наука - это форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.
Наука - это система понятий о явлениях и законах действительности.
Наука - это система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества.
Наука - это итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности для последующего использования полученных результатов в практике.
Наука - это особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества [Бургин и др.].
Каждое из приведенных определений отражает тот или иной аспект понятия «наука», некоторые высказывания дублируются.
В основание последующего анализа положим тот факт, что наука является специфической человеческой деятельностью [Философия и методология науки].
Рассмотрим, в чем состоит особенность этой деятельности. Любая деятельность:
- имеет цель;
- конечный продукт, методы и средства его получения;
- направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет;
- представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.
По всем этим параметрам наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности. Рассмотрим каждый из параметров в отдельности.
Главной, определяющей целью научной деятельности является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но в этих сферах человеческой деятельности получение знания не является главной целью.
Например, искусство предназначено для создания эстетических ценностей. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отражение ее самой. Подобным образом обстоит дело и в инженерной деятельности. Ее продуктом являются проект, разработка новой технологии, изобретение. Конечно, инженерные разработки опираются на науку. Но в любом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности использования ресурсов, расширения возможностей преобразования действительности, а не по количеству приобретенных знаний.
Из приведенных примеров видно, что наука отличается от всех других видов деятельности своей целью.
Знания бывают научные и ненаучные. Рассмотрим подробнее отличительные черты именно научного знания.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)