logo

4.3.Создание классической механики

и экспериментального естествознания

Трагическая гибель Джордано Бруно произошла на ру- беже двух эпох: эпохи Возрождения и эпохи Нового време- ни. Последняя охватывает три столетия — ХVП, ХVIII, ХIХ вв. В этом трехсотлетнем периоде особую роль сыграл ХVII век, ознаменовавшийся рождением современной на- уки, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Галилей, Кеплер, Ньютон.

В учении Галилео Галилея (1564 — 1642) были заложены основы нового механистического естествознания. Как сви- детельствуют А. Эйнштейн и Л. Инфельд, "самая фунда- ментальная проблема, остававшаяся в течение тысячи лет неразрешенной из-за сложности — это проблема движения" 4.

До Галилея общепринятым в науке считалось понима- ние движения, выработанное Аристотелем и сводившееся к следующему принципу: тело движется только при наличии внешнего на него воздействия, и если это воздействие пре- кращается, тело останавливается. Галилей показал, что этот принцип Аристотеля (хотя и согласуется с нашим повсе- дневным опытом) является ошибочным. Вместо него Га- лилей сформулировал совершенно иной принцип, получив- ший впоследствии наименование принципа инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не из- меняя направления и скорости своего движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия.

"Открытие, сделанное Галилеем, и применение им ме- тодов научного рассуждения были одним из самых важных достижений в истории человеческой мысли, и оно отмечает действительное начало физики. Это открытие учит нас тому, что интуитивным выводам, базирующимся на непос- редственном наблюдении, не всегда можно доверять, так как они иногда ведут по ложному следу"5.

Большое значение для становления механики как науки имело исследование Галилеем свободного падения тел. Он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а пройденный падаю- щим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Галилей открыл, что траектория брошенного тела, движу- щегося под воздействием начального толчка и земного при- тяжения, является параболой. Галилею принадлежит экс- периментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.

Галилей выработал условия дальнейшего прогресса естествознания, начавшегося в эпоху Нового времени. Он понимал, что слепая вера в авторитет Аристотеля силь- но тормозит развитие науки. Истинное знание, считал Галилей, достижимо исключительно на пути изучения при- роды при помощи наблюдения, опыта (эксперимента) и вооруженного математическим знанием разума, — а не пу- тём изучения и сличения текстов в рукописях античных мыслителей.

Росту научного авторитета Галилея способствовали его астрономические исследования, обосновавшие и утверждав- шие гелиоцентрическую систему Коперника. Используя построенные им телескопы (вначале это был скромный оп- тический прибор с трехкратным увеличением, а впослед- ствии был создан телескоп и с 32-кратным увеличением), Галилей сделал целый ряд интересных наблюдений и откры- тий. Он установил, что Солнце вращается вокруг своей оси, а на его поверхности имеются пятна. У самой большой пла- неты Солнечной системы — Юпитера — Галилей обнару- жил 4 спутника (из 13 известных в настоящее время). На- блюдение за Луной показали, что ее поверхность гористого строения и что этот спутник Земли имеет либрацию, т. е. видимые периодические колебания маятникового характера вокруг центра. Галилей убедился, что кажущийся туманно- стью Млечный Путь состоит из множества отдельных звезд.

Но самое главное в деятельности Галилея как ученого- астронома состояло в отстаивании справедливости учения Н. Коперника, которое подвергалось нападкам не только со стороны церковных кругов, но и со стороны некоторых ученых, высказывавших сомнения в правильности этого учения. Галилей сумел показать несостоятельность всех этих сомнений и дать блестящее естественнонаучное доказатель- ство справедливости гелиоцентрической системы в знаме- нитой работе "Диалог о двух системах мира – Птолемеев- ской и Коперниковой".

Как уже отмечалось выше, католической церковью в 1616 г. было принято решение о запрещении книги Коперника "Об обращениях небесных сфер", а его учение объявле- но еретическим. Галилей в этом решении упомянут не был, но ему все же пришлось предстать перед судом инквизиции. После длительных допросов он был вынужден отречься от учения Коперника и принести публичное покаяние6.

Однако остановить движение, прервать преемственность научной мысли было уже невозможно. С астрологическими наблюдениями Галилея, описанными им в сочинении "Звездный вестник", ознакомился и дал высокую оценку один из крупнейших математиков и астрономов конца ХVI — первой трети ХVIII вв. Иоган Кеплер (1571 — 1630). Эта оценка астрономических исследований Галилея содержалась в работе Кеплера "Рассуждение о "Звездном вестнике".

Кеплер занимался поисками законов небесной механи- ки и составлением звездных таблиц. На основе обобщения данных астрономических наблюдений он установил три за- кона движения планет относительно Солнца. В своем пер- вом законе Кеплер отказывается от коперниковского пред- ставления о круговом движении планет вокруг Солнца. В этом законе утверждается, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Согласно второму закону Кеплера, радиус-вектор, прове- денный от Солнца к планете, в равные промежутки време- ни описывает равные площади. Из этого закона следовал вывод, что скорость движения планеты по орбите не посто- янна и она тем больше, чем ближе планета к Солнцу. Тре- тий закон Кеплера гласит: квадраты времен обращения пла- нет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстоя- ний от него.

Помимо сказанного, Кеплеру принадлежит немало заслуг в астрономии и математике. Он разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложил способы их пред- сказания, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем, составил так называемые Рудольфовы таблицы — по имени австрийского императора Рудольфа II, при дворе которого Кеплер занимал место астронома, сменив на этой должности умершего Тихо Браге. С помощью этих таблиц можно было с высокой степенью точности определять в лю- бой момент времени положение планет. Кеплеру принад- лежит также решение ряда важных для практики стереомет- рических задач.

Поскольку Кеплер был сторонником гелиоцентричес- кой космологии Коперника и не скрывал этого, Ватикан относился к его сочинениям отрицательно, включив неко- торые из них в список запрещенных книг. Но сам Кеплер прекрасно понимал значение выполненных им работ. Не без сарказма он писал: "Мне все равно, кто будет меня чи- тать: люди нынешнего или люди будущего поколения. Раз- ве Господь Бог не дожидался шесть тысяч лет, чтобы кто-- нибудь занялся созерцанием его творений? "7

Конечно, главной заслугой Кеплера было открытие за- конов движения планет. Но он не объяснил причины их движения. И это неудивительно, ибо не существовало еще понятий силы и взаимодействия. В то время из разделов механики были разработаны лишь статика — учение о рав- новесии (которая разрабатывалась еще в античности, в пер- вую очередь, Архимедом), а в работах Галилея были сдела- ны первые шаги в разработке динамики. Но в полной мере динамика — учение о силах и их взаимодействии — была создана лишь позднее Исааком Ньютоном.

В такой ситуации большое впечатление на естествоис- пытателей произвела теория вихрей, выдвинутая в 40-х го- дах ХVII в. французским ученым Рене Декартом (1596— 1650)8. Декарт полагал, что мировое пространство заполнено особым легким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Вихревые потоки, окру- жая все небесные тела, увлекают их и приводят в движе- ние. Солнечная система представляет собой громадный вихрь, в центре которого находится Солнце. Этот солнеч- ный вихрь увлекает в своем движении все планеты. Цент- рами других, меньших вихрей, вращающихся вокруг Солн- ца, являются планеты. Планетные вихри вовлекают в кру- говое движение спутники этих планет. Так, вихрь, окру- жающий Землю, приводит в движение вокруг Земли ее спут- ник — Луну. Причем в каждом вихре тело, находящееся ближе к центру, вращается вокруг него быстрее, чем более далекое. Этим Декарт объяснял тот факт, что чем ближе планеты к Солнцу, тем короче периоды их обращения вок- руг него (всего 88 дней для Меркурия, 225 дней для Вене- ры, 365 дней для Земли и т. д.).

Что касается эллиптического движения планет по уже известным законам Кеплера, то Декарт не смог ясно этого объяснить. Он говорил, что под действием давления со- седних вихрей и вследствие других причин вихри могут при- нимать сплюснутую или эллиптическую форму. Таким об- разом, теория вихрей Декарта фактически не могла объяс- нить движение планет по законам Кеплера.

Космологическая гипотеза Декарта оказалась несостоя- тельной, и была отвергнута последующим развитием науки. Но Декарт обессмертил свое имя в другой области — в мате- матике. Создание им основ аналитической геометрии, вве- дение осей координат, носящих по сей день наименование декартовых, введение им многих алгебраических обозначе- ний, формулирование понятия переменной величины — вот далеко не полный перечень того, что сделал Декарт в обла- сти математики, обеспечив ее существенный прогресс.

Вторая научная революция завершалась творчеством од- ного из величайших ученых в истории человечества, како- вым был Исаак Ньютон (1643 — 1727). Его научное насле- дие чрезвычайно разнообразно. В него входит и создание (параллельно с Лейбницем, но независимо от него) дифференциального и интегрального исчисления, и важные ас- трономические наблюдения, которые Ньютон проводил с помощью собственноручно построенных зеркальных телеско- пов (он, так же как и Галилей, именно телескопу обязан первым признаниям своих научных заслуг), и большой вклад в развитие оптики (он, в частности, поставил опыты в об- ласти дисперсии света и дал объяснение этому явлению). Но самым главным научным достижением Ньютона было продолжение и завершение дела Галилея по созданию клас- сической механики. Благодаря их трудам, ХVII в. считается началом длительной эпохи торжества механики, господства механических представлений о мире.

Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, впервые сфор- мулированный еще Галилеем: всякое тело сохраняет состоя- ние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил. Существо второго закона механи- ки Ньютона состоит в констатации того факта, что приоб- ретаемое телом под действием какой-то силы ускорение пря- мо пропорционально этой действующей силе и обратно про- порционально массе тела. Наконец, третий закон механи- ки Ньютона — это закон равенства действия и противодей- ствия. Этот закон гласит, что действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противопо- ложные стороны.

Данная система законов движения была дополнена от- крытым Ньютоном законом всемирного тяготения9, соглас- но которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное при- тяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно про- порциональное квадрату расстояния между ними.

Пожалуй, ни одно из всех ранее сделанных научных от- крытий не оказало такого громадного влияния на дальней- шее развитие естествознания, как открытие закона всемирного тяготения. Огромное впечатление на ученых произво- дил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествозна- нием. Это был поистине универсальный закон природы, ко- торому подчинялось все — малое и большое, земное и небес- ное. Этот закон явился основой создания небесной механи- ки — науки, изучающей движение тел Солнечной системы.

"Созданная Ньютоном теория тяготения и его вклад в астрономию знаменуют последний этап преобразования ари- стотелевской картины мира, начатого Коперником. Ибо представление о сферах, управляемых перводвигателем или ангелами по приказу бога, Ньютон успешно заменил пред- ставлением о механизме, действующем на основании про- стого естественного закона..."10

Воображение ученых захватывала простота той картины мира, которая складывалась на основе ньютоновской клас- сической механики. В этой картине, носящей абстрактный характер, отбрасывалось все "лишнее": не имели значения размеры небесных тел, их внутреннее строение, идущие в них бурные процессы. Оставались только массы и расстоя- ния между центрами этих масс, к тому же связанные не- сложной формулой. Как пишет известный японский физик Х. Юкава, "Ньютон многое отсек у реального мира, о ко- тором размышляют физики... Конечно, Ньютон абстраги- руется, но он оставляет самое существенное и создает еди- ную картину мира. Ему принадлежит, по крайней мере, построение теории Солнечной системы. Это один из ми- ров. Остается еще... и множество других миров. В них он не успел разобраться, но Солнечная система прекрасно вос- создана в рамках его механики"11.

В 1687 г. вышел в свет главный труд Ньютона "Мате- матические начала натуральной философии", заложивший основы современной теоретической физики. Оценивая это событие, видный физик ХХ века, бывший президент Ака- демии наук СССР С. И. Вавилов писал: "В истории есте- ствознания не было события более крупного, чем появле- ние "Начал" Ньютона. Причина была в том, что эта книга подводила итоги всему сделанному за предшествующие ты- сячелетия в учении о простейших формах движения мате- рии. Сложные перипетии развития механики, физики и астрономии, выраженные в именах Аристотеля, Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, поглощались и заменялись гениальной ясностью и стройностью "Начал"12.

Не менее высокую оценку дает "Началам" Ньютона та- кой крупный специалист по истории науки, как Джон Бер- нал. "По убедительности аргументации, подкрепленной физическими доказательствами, — пишет он, — книга не имеет себе равных во всей истории науки. В математичес- ком отношении ее можно сравнить только с "Элементами" Евклида, а по глубине физического анализа и влиянию на идеи того времени — только с "Происхождением видов" Дар- вина. Она сразу же стала библией новой науки, не столько как благоговейно чтимый источник догмы..., сколько как источник дальнейшего расширения изложенных в ней ме- тодов"13.

В своей знаменитой работе Ньютон предложил учено- му миру научно-исследовательскую программу, которая вскоре стала ведущей не только в Англии, на родине вели- кого ученого, но и в континентальной Европе. Свою науч- ную программу Ньютон назвал "экспериментальной фило- софией", подчеркивая решающее значение опыта, экспе- римента в изучении природы.

Ньютон подверг критике картезианство, в частности, декартову гипотезу "вихрей". Главный упрек в адрес карте- зианцев (последователей Декарта) сводился к тому, что они не обращались в должной мере к опыту, конструировали «гипотезы», «обманчивые предположения» для объяснения природных явлений. «Гипотез не измышляю» – таков был девиз Ньютона.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Бруно Джордано. О бесконечности, Вселенной и мирах. М.: ОГИЗ, 1936.

Вавилов С. И. Исаак Ньютон. М., 1989.

Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Авторский коллектив под руководством С. И. Самыгина. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 448 с.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20.

Седов Л. И. Галилей и основы механики. М., 1964.

Эйнштейн А. и Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.

Юкава Х. Лекции по физике. М., 1981

Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Москва, 1998. – 143 с.

Самыгин С. И., Голубинцев В. О. и др. Концепции современного естествознания: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: «Культура и спорт», из-во «Юнити», 1997, - 287с.