3.5. Предпосылки возникновения современной науки
и ее основные характеристики
РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Большинство историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить, начиная с XVI-XVII в. [Философия и методология науки]. Это эпоха, когда появляются работы Кеплера, Гюйгенса, Галилея.
Обратим внимание на мнение знаменитого физика современности С. Хокинга [Хокинг]: «Галилей, пожалуй, больше, чем кто-либо другой из отдельных людей, ответственен за рождение современной науки ... Он одним из первых объявил, что у человека есть надежда понять, как устроен мир, и, более того, что этого можно добиться, наблюдая наш реальный мир». Такого же мнения придерживается и А.Эйнштейн [Эйнштейн]: «...прежде, чем человечество созрело для науки, охватывающей действительность, необходимо было... фундаментальное достижение, которое не было достоянием философии до Кеплера и Галилея. Чисто логическое мышление не могло принести нам никакого знания эмпирического мира... Именно потому, что Галилей сознавал это, и особенно потому, что он внушал эту истину ученым, он является отцом современной физики и, фактически, современного естествознания вообще».
Наука в таком понимании - новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.
В XVII в. происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское королевское общество, в 1666 г. - Парижская академия наук.
Следует отметить, что становление естествознания в тот период не ставило проблемы перестройки традиционных культурных ценностей, адаптации их к ценностям науки. Наука начала с того, что сама резко отграничила себя от других феноменов культуры и их ценностей, т.е. религии, морали, образования. Эти гарантии невмешательства в другие сферы были зафиксированы в уставах научных обществ. Они дали науке возможность выживания на арене социального действия того времени.
К примеру, в уставе Лондонского королевского общества, который был сформулирован Робертом Гуком, записано, что целью общества является [Философия и методология науки]: «совершенствование знания о естественных предметах и всех полезных искусствах... с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)».
Попытаемся выделить социально-культурные предпосылки, повлиявшие на возникновение «новой» науки. Благодаря открытиям Колумба и Магеллана, произошло существенное расширение жизненного мира людей XVI-XVII вв. Обитаемый мир оказался значительно разнообразнее и богаче того мира, который «рисовали» античные авторы и библия.
Параллельно с географическими открытиями росло убеждение людей в том, что наряду с новыми землями на географическом глобусе должны существовать еще не открытые «земли» на интеллектуальном глобусе [Философия и методология науки]. Вот что говорит по этому поводу английский философ и родоначальник методологии опытной науки Фрэнсис Бэкон: «Не должно считать малозначащим и то, что дальние плавания и странствия (кои в наши века участились) открыли и показали в природе много такого, что может подать новый свет философии. Поэтому было бы постыдным для людей, если бы границы умственного мира оставались в тесных пределах того, что было открыто древними, тогда как в наши времена неизмеримо расширились и прояснились пределы материального мира, т.е. земель, морей, звезд».
Несомненно важным условием формирования новой науки было изменение оценки технического мастерства. Античное и средневековое мировоззрение рассматривало техническую деятельность как вид искусства. Техническое устройство - искусственный предмет - онтологически, то есть по уровню своего бытия, выступало качественно иным по сравнению с природными вещами. Для человека нового мировоззрения созданная человеком вещь, например машина, является полноправной реальностью.
Сближение теории и технического мастерства в XVI-XVII вв. явилось одной из решающих предпосылок формирования активного конструктивно-технологического типа мышления.
Также огромную роль в формировании мировоззренческих и социальных основ современной науки сыграли технические достижения нового времени. В частности К.Маркс отмечает [Маркс]: «Порох, компас, книгопечатание - три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития».
Следует отметить, что с зарождением новой науки связана и математизация науки о природе. Математика, применяемая в познании природных явлений, нередко рассматривается как мировоззренчески нейтральный язык, который может быть использован в любых формах и видах познания. Между тем, в исторической перспективе становится ясным, что введение математического «алфавита» предполагает и неявно содержит в себе специфические и довольно сильные допущения о природе исследуемых объектов. Таких допущений не было в аристотелевской качественной физике.
Аристотель вполне последовательно утверждал [Аристотель]: «Математической точности нужно требовать не для всех предметов, а лишь для нематериальных. Вот почему этот способ не подходит для рассуждающего о природе, ибо вся природа, можно сказать, материальна».
Как раз одной из решающих мировоззренческих предпосылок введения математического языка для описания явлений и процессов послужило упомянутое выше снятие принципиальной грани между естественными, природными предметами и искусственной человеческой деятельностью и ее продуктами. Сравним высказывание Галилея по этому поводу с приведенной выше цитатой из Аристотеля [Галилей]: «Философия написана в величайшей книге, которая всегда открыта перед нашими глазами (я разумею Вселенную), но ее нельзя понять, не научившись сначала понимать ее язык и не изучив буквы, которыми она написана. А написана она на математическом языке, и ее буквы это - треугольники, дуги и другие геометрические фигуры, без которых невозможно понять по-человечески ее слова».
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Наука и техника в XX столетии стали подлинными локомотивами истории. Они придали ей беспрецедентынй динамизм, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей. Современную науку называют «большой наукой». Она оказывается удивительным феноменом, радикально отличающимся от того ее образа, который вырисовывался еще в прошлом веке. Обратим внимание на основные черты «большой науки». Начнем наше рассмотрение с классификации наук.
Классификация наук
Наука дает знание обо всем: о событиях, процессах, объектах, о мире объективном и субъективном. Она изучает:
- природу (естественные материальные системы, процессы и т.д.);
- искусственные материальные системы созданные самим человеком, т.е. «вторую природу» (техника, архитектура, предметы быта);
- религию;
- искусственные идеальные системы (произведения искусства, языки и т.д.);
- саму науку, знания и т.д.
При этом наука исходит из того, что все сущее в мире может быть понято на основе его самого, то есть на основе действующих в нем законов. Это является одной из характерных черт науки, отличающих ее от теологии (учение о цели и целесообразности), которая также стремится дать людям систематические и обоснованные знания. Однако телеология полагает, что в мире действует «внешняя целесообразность», устанавливаемая богом.
Классификация - это сложная логическая операция. В основу классификации должен быть положен какой-либо признак, который будет служить основой разделения наук. При классификации такого сложного понятия как наука, возможно, придется использовать не один признак, а группу признаков.
Все науки отличны друг от друга по трем основным признакам. Первый - это «что изучается», то есть объект исследования. Второй - «каким способом изучается», т.е. специфика методов исследования. Третий - «зачем изучается тот или иной объект». По первым двум признакам все науки можно разделить на естественные, технические и гуманитарные.
Естественные науки изучают природу.
Технические науки изучают искусственные материальные системы. Технические науки направлены на достижение какого-либо практического результата.
Гуманитарные науки изучают искусственные идеальные системы. Отметим, что в современном науковедении отсуствует единое понимание специфики гуманитарных наук. В настоящее время наиболее распространенной точкой зрения на объект гуманитарных наук является концепция русского литературоведа М.М. Бахтина. Он пишет следующее: «Гуманитарные науки - это науки о человеке, о его специфике, а не о безгласной вещи в естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др).» [цит. по Рузавин].
Т.о., гуманитарные науки изучают человека через его поступки, намерения, цели, действия. Человек каким-либо образом проявляет себя, говорит о себе, т.е. выражает себя (действует, пишет письма, ведет дневники, беседы и т.д.). Для того, чтобы узнать человека, необходимо знать, как он себя выражает, высказывается. Совокупность высказываний носит название текста. Текстом может быть любое произведение, созданное человеком и предназначенное для других людей (книга, картина, пьеса и т.д.). Ученый-гуманитарий, по Бахтину М.М. - это человек, изучающий текст.
Таким образом, естественные науки изучают природу и фиксируют ее в языковой (или символьной) форме, гуманитарные науки изучают тексты.
Основное различие в методах гуманитарных и естественных наук заключается, по мнению М.М. Бахтина, в том, что естественные науки, имея дело с неодушевленной природой, никогда не вступают с нею в диалог, методы естественных наук - монологичны. Гуманитарные науки имеют дело с осмыслением текста, поэтому здесь всегда присутствуют два сознания: одно - сознание автора, другое - сознание исследователя. Методы гуманитарных наук диалогичны.
Специфика гуманитарных наук состоит в том, что там отсутствуют количественные методы описания. Поэтому часто говорят, что естественные и технические науки - это точные науки, а гуманитарные науки - это качественные науки. Однако, это не совсем верно. При изучении языков также используются математические модели.
Гуманитарные науки, по мнению Бахтина М.М., не занимаются воспроизведением и нахождением объективной реальности, они вскрывают мнение автора (субъекта). Тем не менее, гуманитарные знания являются научными, поскольку они стремятся найти истину, познать объективные законы человеческой деятельности и культуры.
В последние годы под влиянием научно-технической революции и возникновением общенаучных методов исследования (таких как системный и синергетический подход) все больше ощущается проникновение методов естественных и технических наук в гуманитарную сферу.
Численность ученых
Можно отметить резкое возрастание числа ученых, что видно из приведенной ниже таблицы.
Таблица 2.
Численность ученых в мире
-
Период
Число человек
На рубеже XVIII-XIX вв.
около 1 тыс
В середине XIX в.
10 тыс
В 1900 г.
100 тыс.
Конец XX в.
Конец XX в.
Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличивалось после второй мировой войны.
Таблица 3.
Удвоение числа ученых (50-70-ые годы ХХ в.)
-
Страна
Период, за который произошло
удвоение численности ученых
Европа
за 15 лет
США
за 10 лет
СССР
за 7 лет
Такие высокие темпы привели к тому, что около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Профессия «научный работник»
Для современной науки характерно превращение научной деятельности в особую профессию. Наука еще совсем недавно была свободной деятельностью отдельных людей. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Вплоть до конца XIX в. у подавляющего большинства ученых научная деятельность не являлась главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в университетах, и ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы.
Одна из первых научных лабораторий была создана немецким химиком Ю.Либихом в 1825 г. Она приносила ему значительные доходы. Однако, это не было характерным для XIX века. Сегодня ученый - это особая профессия. В XX веке появилось понятие «научный работник».
Взаимодействие науки и общества
В наше время наука стала непосредственной производительной силой. Вместе с тем резко возросла зависимость науки от общества. Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства.
В развитых странах сегодня на науку затрачивается 2-3% всего валового национального продукта. При этом финансирование осуществляется как на фундаментальные, так и на прикладные исследования. Финансирование осуществляется как государством, так и отдельными предприятиями.
Сегодня наука не может обойтись без помощи общества, государства. Она испытывает огромное давление со стороны общества. Коммерческая выгода, интересы политиков воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. В определенных ситуациях общество посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов.
Классические примеры воздействия на науку политики дает история тоталитарных государств. В СССР государством стимулировались космические исследования, развивалась ядерная энергетика. С другой стороны, государство поддерживало антинаучную позицию по отношению к генетике, выступало против кибернетики. Идеологические догмы, внедряемые КПСС и государством, деформировали науки о культуре, человеке, обществе, фактически ликвидировав возможности их творческого развития.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)