logo

2.5. Наука как социальный институт

Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. Сегодня наука представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций.

Наука сегодня  это специальная профессиональная деятельность, дело, которому человек посвящает всю свою жизнь. Научная деятельность сегодня  это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по областям знаний и по отдельным проблемам, но и по распределению различных функций в научной деятельности. Например, в науке существуют менеджеры, существуют ученые, деятельность которых направлена на создание приборов, установок и других научных средств, существуют экспериментаторы и теоретики и т.д.

Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. Ученый ведет исследования по изучению окружающего мира, вступая в сложные отношения со своими коллегами, с обществом. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, которое осуществляется как через систему объективной оценки (публикации, ученые степени), так и через общественное признание (звания, награды).

Самой высокой престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике с 1969 г. является Нобелевская премия. Сведения обо всех лауреатах Нобелевской премии до 1986 г. представлены в книгах [Лауреаты Нобелевской премии]. До 1990 г. было присуждено 427 премий [Философия и методология науки]. Вот как эти премии распределились по странам:

США 172

Англия 66

Германия 62

Франция 23

Россия и СССР 2+9=11

В России нобелевские премии по медицине и физиологии до революции получили Павлов И.П. (1904 г.) и Мечников И.И. (1908 г.).

Женщины получили 9 премий. Мария Склодовская-Кюри была награждена дважды. Самым молодым лауреатом стал в 25 лет У.Л. Брэгг (1915).

Жизнь в науке  это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу самой специфики науки это и борьба за приоритет в полученном результате.

Из истории науки известно, как непросто утверждались в науке даже фундаментальные научные теории, такие как теория относительности, квантовая механика, генетика, теория эволюции, структурная лингвистика.

Очень сложно иной раз складываются отношения науки и общества. Печально известна судьба Галилея, который был подвергнут суду инквизиции и пожизненному домашнему аресту за отстаивание гелиоцентрической модели мира. В Советском Союзе фактически была запрещена генетика как наука, а приверженцы ее были подвергнуты жесточайшим репрессиям и даже физическому уничтожению. Весьма часто события складываются так, что научные результаты становятся известными и широко признанными уже после смерти ученого. Например, работы Г. Менделя, заложившие основу генетики, были признаны уже после его смерти.

Литература

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов ВУЗов - М.: «Аспект Пресс», 1994. - 304 с. - (Программа: Обновление гуманит. образования в России).

Гачев Г. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария или образы в науке. М., «Педагогика», 1991. -272 с.

Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: А - Л // Пер. с англ. // М.: Прогресс, 1992. - 775 с.

Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: М - Я // Пер. с англ. // М.: Прогресс, 1992. - 861 с.

Савицкий И.О. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века, М.: Логос, 1992, с.9.

Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М.: из-во политич. лит-ры, 1989. - 270 с.

Философия и методология науки (под ред. В.И. Купцова) // М.: Аспект пресс, 1996. - 551 с.