2.5. Наука как социальный институт
Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. Сегодня наука представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций.
Наука сегодня это специальная профессиональная деятельность, дело, которому человек посвящает всю свою жизнь. Научная деятельность сегодня это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по областям знаний и по отдельным проблемам, но и по распределению различных функций в научной деятельности. Например, в науке существуют менеджеры, существуют ученые, деятельность которых направлена на создание приборов, установок и других научных средств, существуют экспериментаторы и теоретики и т.д.
Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. Ученый ведет исследования по изучению окружающего мира, вступая в сложные отношения со своими коллегами, с обществом. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, которое осуществляется как через систему объективной оценки (публикации, ученые степени), так и через общественное признание (звания, награды).
Самой высокой престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике с 1969 г. является Нобелевская премия. Сведения обо всех лауреатах Нобелевской премии до 1986 г. представлены в книгах [Лауреаты Нобелевской премии]. До 1990 г. было присуждено 427 премий [Философия и методология науки]. Вот как эти премии распределились по странам:
США 172
Англия 66
Германия 62
Франция 23
Россия и СССР 2+9=11
В России нобелевские премии по медицине и физиологии до революции получили Павлов И.П. (1904 г.) и Мечников И.И. (1908 г.).
Женщины получили 9 премий. Мария Склодовская-Кюри была награждена дважды. Самым молодым лауреатом стал в 25 лет У.Л. Брэгг (1915).
Жизнь в науке это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу самой специфики науки это и борьба за приоритет в полученном результате.
Из истории науки известно, как непросто утверждались в науке даже фундаментальные научные теории, такие как теория относительности, квантовая механика, генетика, теория эволюции, структурная лингвистика.
Очень сложно иной раз складываются отношения науки и общества. Печально известна судьба Галилея, который был подвергнут суду инквизиции и пожизненному домашнему аресту за отстаивание гелиоцентрической модели мира. В Советском Союзе фактически была запрещена генетика как наука, а приверженцы ее были подвергнуты жесточайшим репрессиям и даже физическому уничтожению. Весьма часто события складываются так, что научные результаты становятся известными и широко признанными уже после смерти ученого. Например, работы Г. Менделя, заложившие основу генетики, были признаны уже после его смерти.
Литература
Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов ВУЗов - М.: «Аспект Пресс», 1994. - 304 с. - (Программа: Обновление гуманит. образования в России).
Гачев Г. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария или образы в науке. М., «Педагогика», 1991. -272 с.
Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: А - Л // Пер. с англ. // М.: Прогресс, 1992. - 775 с.
Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: М - Я // Пер. с англ. // М.: Прогресс, 1992. - 861 с.
Савицкий И.О. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века, М.: Логос, 1992, с.9.
Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М.: из-во политич. лит-ры, 1989. - 270 с.
Философия и методология науки (под ред. В.И. Купцова) // М.: Аспект пресс, 1996. - 551 с.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)