3.2. Донаучные знания
Возникновению научно-теоретического знания предшествовал огромный по длительности этап постепенного накопления в трудовой деятельности людей опыта, наблюдений, производственных навыков, общих представлений о мире. Наиболее значимые элементы этого знания освящались авторитетом, превращались в хранимый в поколениях запас рецептов деятельности, отлагались в мифологических картинах мира.
В родовом обществе не только накапливается опыт трудовой деятельности, наблюдения над природой, производственные навыки, но и формируются общие представления о мире на основе мифологического сознания. Мифологическое сознание не тождественно опыту, поскольку оно по самой своей природе призвано выходить за пределы последнего. Миф унифицирует и упорядочивает опыт, раскрывает причины происходящих событий.
Большинство исследователей древнего общества признают, что мифы и другие формы коллективной культуры скрывают в себе обширные астрономические, географические, биологические и иные сведения. Таким образом, наука возникла не на пустом месте.
Современная историография науки отодвигает все дальше вглубь веков первые проявления научной мысли, обнаруживая ее зачатки у разных народов древности. Древние Египет и Вавилон, Китай и Индия внесли в предысторию научной мысли свои неповторимые и своеобразные идеи. Многотысячелетний опыт земледелия, строительства, ремесла, мореплавания, военного дела и других видов деятельности древних людей послужил той прочной основой, на которой только и могла возникнуть наука [Филатов].
В традиционных культурах Древнего Египта, Шумер, Вавилона, Персии, Индии, Китая знание функционирует внутри определенного религиозного мировоззрения, составляет неотъемлемую часть культурно-религиозных комплексов. Основная функция знания - быть средством достижения сакрально-религиозных целей, способом воздействия на мистические силы, чтобы направить их действие в нужную сторону.
Например, в книгах Тота - бога Луны, счета, письма и медицины (Древний Египет) можно обнаружить сведения по измерению земли, сооружению храмов, географии, астрономии, арифметике, музыке. Представляя собой сборники различных заклинаний, эти книги призваны обеспечить умершему благополучие в загробном мире и бессмертие. Очищать знание от сакрально-религиозных элементов нельзя, ибо бог Тот - покровитель писцов м сам писец верховного бога Ра, выступает в качестве его медиатора и «хранителя кисти Владыки мира».
И хотя конкретные системы счета и измерений у древних вавилонян и египтян были лучше более поздних греческих, но они носили подчиненный сакрально-магическому действию характер. Таким образом, все когнитивные достижения внутри религиозно-сакральных культур традиционных обществ были подчинены внепознавательным целям - ритуалу, обретению бессмертия, избавлению от страданий, достижению блаженства, воздействию на космические силы.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)