logo

3.2. Донаучные знания

Возникновению научно-теоретического знания предшествовал огромный по длительности этап постепенного накопления в трудовой деятельности людей опыта, наблюдений, производственных навыков, общих представлений о мире. Наиболее значимые элементы этого знания освящались авторитетом, превращались в хранимый в поколениях запас рецептов деятельности, отлагались в мифологических картинах мира.

В родовом обществе не только накапливается опыт трудовой деятельности, наблюдения над природой, производственные навыки, но и формируются общие представления о мире на основе мифологического сознания. Мифологическое сознание не тождественно опыту, поскольку оно по самой своей природе призвано выходить за пределы последнего. Миф унифицирует и упорядочивает опыт, раскрывает причины происходящих событий.

Большинство исследователей древнего общества признают, что мифы и другие формы коллективной культуры скрывают в себе обширные астрономические, географические, биологические и иные сведения. Таким образом, наука возникла не на пустом месте.

Современная историография науки отодвигает все дальше вглубь веков первые проявления научной мысли, обнаруживая ее зачатки у разных народов древности. Древние Египет и Вавилон, Китай и Индия внесли в предысторию научной мысли свои неповторимые и своеобразные идеи. Многотысячелетний опыт земледелия, строительства, ремесла, мореплавания, военного дела и других видов деятельности древних людей послужил той прочной основой, на которой только и могла возникнуть наука [Филатов].

В традиционных культурах Древнего Египта, Шумер, Вавилона, Персии, Индии, Китая знание функционирует внутри определенного религиозного мировоззрения, составляет неотъемлемую часть культурно-религиозных комплексов. Основная функция знания - быть средством достижения сакрально-религиозных целей, способом воздействия на мистические силы, чтобы направить их действие в нужную сторону.

Например, в книгах Тота - бога Луны, счета, письма и медицины (Древний Египет) можно обнаружить сведения по измерению земли, сооружению храмов, географии, астрономии, арифметике, музыке. Представляя собой сборники различных заклинаний, эти книги призваны обеспечить умершему благополучие в загробном мире и бессмертие. Очищать знание от сакрально-религиозных элементов нельзя, ибо бог Тот - покровитель писцов м сам писец верховного бога Ра, выступает в качестве его медиатора и «хранителя кисти Владыки мира».

И хотя конкретные системы счета и измерений у древних вавилонян и египтян были лучше более поздних греческих, но они носили подчиненный сакрально-магическому действию характер. Таким образом, все когнитивные достижения внутри религиозно-сакральных культур традиционных обществ были подчинены внепознавательным целям - ритуалу, обретению бессмертия, избавлению от страданий, достижению блаженства, воздействию на космические силы.