3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
Предпосылки возникновения науки
Научное познание, рассматриваемое в исторической перспективе, является довольно поздним феноменом человеческой культуры. Существовали высокоразвитые цивилизации, которым эта форма познания была незнакома, да и сейчас существуют общества, в которых она не играет сколь-нибудь существенной роли [Филатов].
Процесс накопления и уточнения знания об определенных вещах и явлениях долгое время может осуществляться в до- и вненаучных формах. Переход же к научно-теоретическому познанию предполагает качественный перелом - выработку особого взгляда на мир, возникновение специализированных методов получения, оценки и проверки знаний.
Наиболее распространённым является представление о том, что наука возникла примерно в V в. до н.э. в Восточном Средиземноморье, точнее, в древней Греции. Это время великого перелома в жизни греческого общества, эпоха освобождения от власти родовых вождей, возникновения самоуправляющихся городов-полисов. Это эпоха зарождения такой формы государственного устройства, которая была названа «демократией» (властью народа).
Основными предпосылками зарождения науки являются изменение форм социальной жизни людей и широкое распространения письменности.
Изменение форм социальной жизни
Начиная с VI до н.э. в античных полисах развивается интенсивная социально-политическая жизнь. Особое положение в этой жизни занимают судебные дела, торговые сделки, политические дискуссии. Все это настоятельно требовало развития логической, рациональной аргументации, методов элементарного логического доказательства, критики традиционных племенных и родовых обычаев.
Политический строй Греции был основан на самоуправлении свободных граждан небольших городов-полисов. Поэтому здесь не было необходимости, как на Востоке, в большой прослойке жрецов и чиновников. Ни те, ни другие не обладали такой силой, которая позволила бы им узурпировать знание. Важно и то, что сведения, заимствованные греками у более древних цивилизаций Востока, обычно лишались своей первоначальной сакрально-мифологической формы, так как заносились в Грецию купцами, ремесленниками, воинами - людьми, далекими от религиозной сферы.
Существует мнение, что наука (как рациональное мышление) и демократия связаны изначально [Философия и методология науки]. В родовом обществе, в государствах восточных деспотий, где властвует традиция и авторитеты, где подавляется индивидуальность, рождение науки невозможно.
К примеру, в технологическом плане Поднебесная империя Китая ощутимо обгоняла западноевропейскую цивилизацию вплоть до XV в. Китай дал миру порох, компас, книгопечатание, механические часы и технику железного литья, фарфор, бумагу и многое другое. Китайцы смогли развить великолепную технику вычислений и применить ее во многих областях практики. По мнению известного английского историка Джозефа Нидама, между I в. до н.э. и XV в. н.э. с точки зрения эффективности приложения человеческих знаний к нуждам человеческой практики китайская цивилизация была более высокой, чем западная. Но науки эта империя не создала [Философия и методология науки].
Древний Вавилон создал развитую арифметику, на которой базировались точные геометрические измерения и обработка астрономических наблюдений. Учителями древних греков в области математики были, прежде всего, египтяне, которые сумели передать им многое из того, что было накоплено в Вавилоне и Месопотамии, добавив при этом то, что было сделано самими египтянами. Тем не менее, наука зародилась именно в Древней Греции.
Греческая наука с момента ее зарождения была наукой теоретической, ее целью был - поиск истины. Теоретические построения ранних древнегреческих мыслителей уже несут в себе черты зарождающейся науки: на смену некритической традиции, в рамках которой из поколения в поколение транслировался почти неизменный веками авторитарный запас знания, встает традиция рациональной критики. Подвергая сомнению архаическое мировосприятие, зарождающаяся античная наука не могла немедленно предложить взамен столь же многообразную и субъективно приемлемую картину мира. Однако, независимо от различий в понимании строения действительности, все античные мыслители сходились на том, что ключом к познанию действительного положения вещей является теоретическая мысль.
Широкое распространение письменности
Для донаучного знания письменность не играет заметной роли, это знание осваивается и передается в устной традиции и в совместной практической деятельности людей. Проявление теоретического мышления даже у достаточно развитых бесписьменных народов обнаружить не удается.
Теоретические сущности, в отличие от построений донаучного мышления, должны быть строго определенными, в некотором смысле тождественными для всех мыслящих людей. Этим они отличаются от донаучных норм и оценок, лишь приблизительно воспроизводящихся от человека к человеку. Письменный язык создает условия для коммуникации без непосредственной адресации мысли конкретным лицам, что переводит коммуникацию на новый надперсональный уровень, характерный для теоретического мышления.
Параллельно с упрочением нового научно-теоретического взгляда на мир складывались и типичные для науки формы коллективной познавательной деятельности. Возникновение первых собственно научных школ и традиций происходило в тесной связи с такими видами духовной деятельности, которые мы сегодня относим к явно вненаучным и даже противостоящим науке.
Например, одно из первых научных сообществ - пифагорейская школа - не рассматривала научное познание как деятельность, которая имеет самостоятельную ценность и цель. Пифагорейская школа была религиозно-нравственным союзом, сосредоточенным на поисках путей очищения души человека. Занятия математикой, астрономией, теорией музыкальной гармонии, философской космологией, практиковавшиеся в этом союзе, рассматривались в качестве важнейшего, но не единственного средства подобного очищения души.
Лишь у Аристотеля теоретическая деятельность отделяется от религиозной и политической сфер. Поиск знания начинает рассматриваться как самоценная активность, а наука - как сфера деятельности, не только не подчиненная каким-либо другим видам деятельности, но и превосходящая их по своей внутренней ценности. Именно в аристотелевской школе складывается прототип научного сообщества, ведущего планомерные исследования в различных областях знания, подготавливающего научную смену, систематизирующего и критикующего работы представителей других школ и традиций.
Хотя довольно большое знание о мире может храниться и передаваться в рамках сакральных познавательных позиций (например, касты жрецов), существенный прогресс в познании возможен лишь с появлением собственно научных сообществ и упрочением их социального статуса.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)