4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
начала нового времени
Гелиоцентрическая Система мира.
Учение о множественности миров
Первая научная революция произошла в эпоху, оставив- шую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца ХV — ХVI вв., ознаменовавший переход от Средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрож- дением культурных ценностей античности (отсюда и назва- ние эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гума- низма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась суще- ственным прогрессом науки и радикальным изменением ми- ропонимания, которое явилось следствием появления гелио- центрического учения великого польского астронома Нико- лая Коперника (1473 — 1543).
В своем труде "Об обращениях небесных сфер" Копер- ник утверждал, что Земля не является центром мироздания и что "Солнце, как бы восседая на Царском престоле, уп- равляет вращающимся около него семейством светил"1. Это был конец старой аристотелевско-птолемеевской геоцент- рической системы мира. На основе большого числа астро- номических наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в ис- тории человечества научной революцией.
Возникло принципиально новое миропонимание, ко- торое исходило из того, что Земля – одна из планет, движу- щихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая об- ращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба. Но гелио- центрическая система мира, предложенная Коперником, не сводилась только к перестановке предполагаемого центра Вселенной. Включив Землю в число небесных тел, кото- рым свойственно круговое движение, Коперник высказал очень важную мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном некоторым об- щим закономерностям единой механики. Тем самым было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном "перводвигателе", якобы приводящем в дви- жение Вселенную.
Коперник показал ограниченность чувственного позна- ния, неспособного отличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеет место (визуально нам кажется, что Солнце "ходит" вокруг Земли). Таким обра- зом, он продемонстрировал слабость принципа объяснения окружающего мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума.
Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Последняя исходи- ла из признания центрального положения Земли, что дава- ло основание объявлять находящегося на ней человека цен- тром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиоз- ное учение о природе противопоставляло земную материю, объявляемую тленной, преходящей — небесной, которая считалась вечной и неизменной. Однако в свете идей Ко- перника трудно было представить, почему, будучи "рядовой" планетой, Земля должна принципиально отличаться от других планет.
Католическая церковь не могла согласиться с этими выводами, затрагивающими основы ее мировоззрения. Защитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты гонениям. Сам Коперник избежал пресле- дования со стороны католической церкви ввиду своей смер- ти, случившейся в том же году, в котором был опублико- ван его главный труд "Об обращении небесных сфер". В 1616 году этот труд был занесен в папский "Индекс" запре- щённых книг, откуда был вычеркнут лишь в 1835 году.
Отмечая влияние работы Коперника на существовавшие в его время представления о природе, Ф. Энгельс писал: "Революционным актом, которым Исследование природы заявило о своей независимости... было издание бессмерт- ного творения, в котором Коперник бросил — хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре — вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое ле- тосчисление освобождение естествознания от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий за- тянулось до наших дней и в иных головах далеко еще не за- вершилось даже и теперь"2.
Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствовавшее до него убеждение в конечности мироздания. И хотя он утверждал, что види- мое небо неизмеримо велико по сравнению с Землей, он все же полагал, что Вселенная где-то заканчивается твер- дой сферой, на которой были закреплены неподвижные звезды. Нелепость такого взгляда на Вселенную, противо- речащего картине мира, основы которой были заложены самим Коперником, обнаружилась в расчетах, проведенных датским астрономом Тихо Браге (1546 — 1601). В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи пла- неты Венера. Согласно его расчетам получалось, что эта комета должна была натолкнуться на твердую поверхность сферы, ограничивающей Вселенную, если бы таковая су- ществовала.
Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившегося жизнью за свои убеждения, был знамени- тый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 — 1б00). Но он пошел дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Все- ленной. Бруно говорил о существовании во Вселенной мно- жества тел, подобных Солнцу и окружающим его планетам. Причем многие из бесчисленного количества миров, счи- тал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, "если не боль- ше и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже" 3.
Инквизиция имела серьезные причины бояться распрост- ранения образа мыслей и учения Бруно. В 1592 году он был арестован и в течение восьми лет находился в тюрьме, под- вергаясь допросам со стороны инквизиции. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжен на кос- тре на Площади цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познаний человеком мира. На научном небосводе уже взошла звезда Галилея.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)