Финансовый план.
Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.
Цель раздела - высветить основные пункты из массы финансовых данных, содержащихся в следующем разделе. При составлении финансового плана необходимо также учитывать риски, рассмотренные в предыдущем разделе бизнес-плана.
В финансовом плане предприятия (он обычно составляется на 3-5 лет) находят отражение:
план доходов и расходов;
план денежных поступлений и выплат;
анализ состояния потока реальных денег (наличности);
балансовый план;
Прогноз доходов и расходов составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.
Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может "скакать" и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.
План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей (эти данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.
Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.
План денежных поступлений и выплат, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.
Прогноз потока реальных денег (наличности) строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.
В балансовом плане отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов.
Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.
Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.
Данные об источниках финансирования могут иметь следующее содержание:
Предполагаемая система финансирования и её инструменты: будут ли это банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т. д.
Величина процентов и основных выплат по долгу. Только около трети российских предпринимателей указывают в своих бизнес-предложениях величины процентов по кредитам, а указанные проценты обычно предполагаются гораздо более низким, чем действующие на реальном ссудном рынке. Такой подход, естественно, не может заинтересовать потенциальных инвесторов. Кроме того, желательно указывать распорядок выплат по финансовым соглашениям.
Гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений.
Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесённые с соответствующими среднеотраслевыми показателями.
Список текущих кредитов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам.
Налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса.
При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.
Анализ чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта - затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.
Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.
Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
Критерием эффективности бизнес-проекта является положительная величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала.
Помимо анализа чувствительности, обоснование финансового плана обеспечивается и другими показателями, такими как:
Окупаемость.
Оценка финансовой и деловой активности.
Устойчивость.
Оценка денежных потоков (от операционной, финансовой, инновационной и других видов деятельности).
Рентабельность - отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим.
Точка безубыточности — минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
Оценка альтернативных путей вложения капитала.
- Оглавление
- 1Теоретическая часть 4
- 2 Проектная часть. 33
- Введение
- Теоретическая часть
- Понятие планирования
- Задачи и содержание бизнес-плана.
- Структура бизнес-плана
- Титульный лист и оглавление.
- Вводная часть.
- Анализ положения дел в отрасли.
- Резюме (содержание бизнес-плана).
- План маркетинга.
- Производственный план.
- Организационный план.
- Оценка риска.
- Финансовый план.
- Приложение.
- 2 Проектная часть.
- 2.1 Анализ отечественного рынка минеральных удобрений
- 2.1.1 Производство азотных удобрений
- 2.1.2 Производство калийных удобрений
- 2.1.3 Производство фосфатных удобрений
- 2.1.4 Цены на минеральные удобрения
- 2.1.5 Основные тенденции рынка минеральных удобрений
- 2.2 Планирование производственной мощности условного химического предприятия
- Цех азотной кислоты
- Цех аммиачной селитры
- Цех нитрофоски
- 2.3 Профиль производственной мощности
- Аммиачная селитра
- Нитрофоска
- Расшивка “узких мест”
- Расчет показателей производственной программы
- Нитрофоска
- Аммиачная селитра
- Азотная кислота
- Планирование материально-технического обеспечения (мто)
- План по труду и численности персонала
- Доплата за работу в выходные и праздничные дни
- Доплаты за работу в ночное и вечернее время
- Доплаты за переработку времени
- 2.7 Сводная таблица технико-экономических показателей
- Заключение
- Литература
- Приложение Исходные данные для расчета курсового проекта