Понятие планирования
Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Или же процесс разработки и осуществления системы мероприятий по реализации предпринимательского, инновационного, инвестиционного и других проектов, развития предприятия (организации) на определенный период времени.[18]
Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и умственных усилий. Время – особый невосполнимый вид ресурсов.
Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование – это наука.
В связи с тем, что специалисты применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования в зависимости от конкретной ситуации, своих знаний, личных качеств, стиля и подхода, планирование – это искусство.
Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению цели.
Основные цели процесса планирования:
оптимизация всех видов затрат;
координация действий коллектива;
предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь;
готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды.
Планирование может осуществляться с разной границей охвата времени – горизонтом планирования, который бывает [11]:
долгосрочным – 5-10 лет;
среднесрочным – 2–5 лет;
краткосрочным – до 2 лет.
Кроме того, планирование должно придерживаться определенных принципов:
Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться.
Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.
Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.
Научность. Необходимо применять научные методы в планировании.
И следовать определенным этапам [11]:
определение миссии – основного ориентира действий;
прогнозирование – оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов;
формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой;
программирование – создание планов действий, программ, графиков работ – планов во временной последовательности;
бюджетирование – определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ;
формирование политики предприятия – составление общих правил деятельности на предприятии;
формирование процедур действий (бизнес-процессов).
Предмет планирования – деятельность компании, заключающаяся в стремлении к достижению основных целей, соответствующих миссии компании. Планирование призвано способствовать достижению целей компании.
Объектами планирования являются ресурсы и процессы компании.
Основные ресурсы:
трудовые – квалифицированный персонал и неквалифицированная рабочая сила;
материальные – сырье и материалы, инвентарь, незавершенное производство, товары и готовая продукция и т. д.;
основные средства – здания, сооружения, машины, оборудование, средства труда, нематериальные активы и т. д.;
информационные – информация для принятия решений, для контроля за реализацией выполнения решений и т. д.;
финансовые – деньги, фонды, ценные бумаги и т. д.
Процессы подразделяются на бизнес-процессы и проекты.
Бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи).
Виды бизнес-процессов [7]:
основные – направлены на внешнего потребителя;
вспомогательные (обеспечивающие) – направлены на внутреннего потребителя;
управленческие – процессы подготовки и принятия решений.
Проект – уникальный процесс, предполагающий координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений. Проекты могут быть направлены на развитие системы управления; развитие существующих бизнесов и создание новых бизнесов.
Объекты планирования измеряемы в показателях.
Основными планируемыми показателями являются:
выручка, доля рынка;
потоки и остаток денежных средств;
финансовый результат – прибыль/убыток;
затраты;
конкурентоспособность;
изменения в продукте, производстве, распределении.
Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:
открытие нового дела;
перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности;
подготовка заявок для получения кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.
Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).
Основная форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.
Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.
Или, иными словами, бизнес-план - это программа осуществления бизнес операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. [17]
Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
- Оглавление
- 1Теоретическая часть 4
- 2 Проектная часть. 33
- Введение
- Теоретическая часть
- Понятие планирования
- Задачи и содержание бизнес-плана.
- Структура бизнес-плана
- Титульный лист и оглавление.
- Вводная часть.
- Анализ положения дел в отрасли.
- Резюме (содержание бизнес-плана).
- План маркетинга.
- Производственный план.
- Организационный план.
- Оценка риска.
- Финансовый план.
- Приложение.
- 2 Проектная часть.
- 2.1 Анализ отечественного рынка минеральных удобрений
- 2.1.1 Производство азотных удобрений
- 2.1.2 Производство калийных удобрений
- 2.1.3 Производство фосфатных удобрений
- 2.1.4 Цены на минеральные удобрения
- 2.1.5 Основные тенденции рынка минеральных удобрений
- 2.2 Планирование производственной мощности условного химического предприятия
- Цех азотной кислоты
- Цех аммиачной селитры
- Цех нитрофоски
- 2.3 Профиль производственной мощности
- Аммиачная селитра
- Нитрофоска
- Расшивка “узких мест”
- Расчет показателей производственной программы
- Нитрофоска
- Аммиачная селитра
- Азотная кислота
- Планирование материально-технического обеспечения (мто)
- План по труду и численности персонала
- Доплата за работу в выходные и праздничные дни
- Доплаты за работу в ночное и вечернее время
- Доплаты за переработку времени
- 2.7 Сводная таблица технико-экономических показателей
- Заключение
- Литература
- Приложение Исходные данные для расчета курсового проекта