5.1. Понятие научного метода
Предмет и метод традиционные характеристики всякой науки и всякого научного исследования. Существуют различные определения предмета и метода и их разновидностей.
Под предметом исследования можно понимать совокупность задач, решенных или нерешенных, поставленных корректно или не вполне корректно, но имеющих научный смысл. Например, мы поставили цель, выяснить как воздействуют высокое электрическое поле и морская вода на время жизни кабельной изоляции. Понятно, что решить эту задачу сразу невозможно, поэтому мы расчленили главную задачу на ряд более мелких. Одной из таких более мелких задач является выявление влияния электрического поля и морской воды на электропроводность изоляции. В этом частном исследовании предметом будет являться изучение электропроводности кабельной изоляции в контакте с морской водой. Рассмотрим еще один пример, касающийся научно-методического исследования. Например, перед нами поставлена цель разработать программу профильного обучения физике в классе гуманитарного профиля. Достичь эту цель сразу непросто. Поставим несколько более мелких задач. Например, одной из таких задач будет являться отбор содержания учебного материала в соответствии с выбранным профилем обучения. На этом этапе предметом будет являться “изучение соответствия содержания учебной программы выбранному профилю обучения в рамках предложенных часов”.
Следует разделять предмет исследования и объект исследования. В приведенных примерах это образцы кабельных изделий в первом случае и содержание учебного предмета во втором.
Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя множество разных приемов, методов и форм познания. Различия между приемами, методами, формами познания условны, очень часто эти термины употребляются как синонимы, однако между ними существует различие.
Слово метод происходит от греческого слова , которое означает "путь исследования, познания, теория, учение". В философском словаре приведено несколько значений понятия. С одной стороны, метод это способ построения и обоснования системы философского знания. Также метод это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Под приемами мышления и научного познания будем понимать общелогические и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех сферах и на любом этапе и уровне научного познания. Приемы научного мышления это анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, моделирование, индукция, дедукция, аналогия и т.д. Иногда в философской литературе приемы познавательной деятельности называют "методы-приемы". Более подробно с приемами мышления можно познакомиться в книге «Введение в философию» (под редакцией Фролова И.Т.).
Методами будем называть более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования и которые фиксируют совокупности определенных правил, характеризующих порядок познавательных операций.
Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные и универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. К таким методам, например, относятся различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике, метод статистической обработки в теории вероятностей и т.д. Основой специальных методов служат соответствующие научные теории. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. К ним относятся: методы эмпирического исследования (эксперимента и наблюдения), гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. Универсальные методы характеризуют ход человеческого мышления в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека.
Методология система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности а также учение об этой системе. Это особый раздел теории познания философского учения о природе познания. Зачатки методологических знаний обнаруживаются на ранних ступенях развития культуры. Например, в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей.
В XX происходит быстрый рост методологических исследований. Особое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренное преобразование старых и появление новых научных дисциплин. Перед обществом возникают глобальные проблемы экологии, демографии и т.д., для решения которых требуются крупномасштабные программы, реализуемые благодаря взаимодействию многих наук. Возникает проблема: обеспечить синтез методов различных наук на какой-либо основе. Так возникают системный подход, синергетический подход, которые являются определенными направлениями в современной методологической науке.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)