logo search

5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)

Рассмотрим основные понятия синергетического метода (под-хода). Синергетика общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любойприроды: природных, социальных, когнитивных (познава-тельных). Слово синергетика происходит от греческого слова synergetikos  совместный, согласованно действующий. Термин синергетика, введеный Г.Хакеном в начале 1970-х гг., отражает тот факт, что процессы упорядочения в сложноорганизованных неравновесных системах возникают благодаря взаимодействию большого числа элементарных подсистем.

Возникновение синергетики как самостоятельного направления, связано с тем, что поведение разнообразных физических, химических, биологических и других систем описывается сходными математическими моделями, для таких систем характерны одни и те же явления самоорганизации. Возникновение порядка  самоорганизация  сегодня воспринимается не как специальная проблема на периферии отдельных областей знания, а как центральная проблема, с которой можно встретиться повсюду. Например, модель А.Н. Колмогорова и др., исследованная в 1937 г. в связи с биологической проблемой распространения популяций на некоторой территории, была использована при анализе закономерностей фронта горения, распространения возбуждения в сердечной ткани и других задач.

В синергетике изучаются многочисленные физические и химичекие системы, которые находятся далеко от теплового равновесия. Предстим себе такую непрерывно снабжаемую энергией систему. В системе возникает множество конфигураций. Некоторые из них способны лучше использовать поток энергии из внешней среды. Именно поэтому такие конфигурации будут расти, а конфигурации, которые неэффективно используют энергию, будут постепенно исчезать. Таким образом, в синергетике получает дальнейшее развитие дарвиновский принцип выживания приспособленных. Этот принцип применим не только к животным и растениям, но и к их компонентам вплоть до клеточных структур.

Мы несколько раз упомянули термин самоорганизация. Определим его. Самоорганизация возникновение порядка, происходящее в системе за счет действия ее составляющих.

Отметим характерные особенности процессов самоорганизации.

1) В самоорганизующихся системах энтропия со временем убывает (порядок возрастает);

2) Самоорганизация обеспечивается взаимодействием внутри системы, находящейся в неравновесном состоянии. (В отличие от структурирования типа кристаллизации, происходящего в закрытой системе и вблизи от состояния термодинамического равновесия).

3) Самоорганизация не навязывается системе извне, хотя она и инициируется какими-то внешними воздействиями, но эти воздействия не являются формообразующими.

Таким образом, самоорганизация происходит в открытых системах, находящихся в состоянии, далеком от (термодинамического) равновесия с диссипацией (рассеянием) энергии во внешнюю среду.

Примерами самоорганизации могут служить процессы соединения птиц в стаю, людей на улице в очередь у магазина, предпринимателей  в ассоциацию и т.д. Классическим примером здесь служит образование так называемых ячеек Бенара.

Если создать между верхней и нижней пластиной, помещенной в жидкость небольшую разность температур, то при некотором значении разности температур, называемым "критическим", объем жидкости приходит в движение, при этом движение жидкости оказывается не хаотическим, а упорядоченным, то есть жидкость структурируется в виде маленьких конвективных валов, называемых ячейками Бенара.

Пригожин И.С. назвал открытые далекие от равновесия самоорганизующиеся системы диссипативными. Возникающие в процессе самоорганизации структуры он назвал диссипативные структуры.

Рис.5.5. Возникновение ячеек Бенара.

Особенности диссипативных структур  они реализуются в открытых системах, находящихся в состоянии, далеком от равновесия, в результате возрастания флуктуаций (малых отклонений от наиболее вероятного состояния) до макроскопического уровня. Таким образом, упорядоченность вырастает из хаоса. Переход в упорядоченное состояние диссипативной системы происходит вследствие неустойчивости неупорядоченного состояния, возникающей при критическом значении некоторого параметра.

Идеи самоорганизации очень быстро вышли за границы тех областей знания, где они возникли, стали проникать во вненаучные сферы жизни  культуру, политику, экономику и т.п. Этот процесс был обусловлен тем фактом, что в 70-х годах стали чрезвычайно актуальными проблемы "критики цивилизации", которая велась в основном по трем направлениям:

1) критика процессов спонтанного роста параметров цивилизации, связанного с разрушением внешней среды;

2) критика централизма бюрократизированных систем обеспечения и индустриального планирования будущего;

3) критика логики гонки вооружений.

Критика этих недостатков связывалась с общей критикой науки и техники, которые рассматривались как основные инструменты обновления и управления. В этих условиях концепция самоорганизации предлагала альтернативы, которые не были враждебны прогрессу. "Диалог с природой", "саморегуляция вместо внешнего управления", "совместная коэволюция вместо войны"  вот лозунги, которые внесли огромный вклад в популяризацию идей сомоорганизации.

Сегодня исследователи считают, что понятие самоорганизации может быть адаптировано и к общественным явлениям. При этом его сферой приложения могут быть как макроэкономика, экономика всего государства, страны, так и микроэкономика, экономика отдельного предприятия, менеджмент.

Отметим, что концепции самоорганизации противостоят марксистскому объяснению социально-экономических явлений, в котором во главу угла ставились абстрактные категории, выражающие среднестатистические характеристики этих явлений ("общественно-экономическая формация", "труд", "капитал", "стоимость как абстрактный человеческий труд" и т.д.). Также они противостоят обезличенным трактовкам общества, опирающимся на категории "народ", "класс", "нация". Концепции самоорганизации заставляют спуститься на уровень глубже и обратиться к поведению отдельных людей и социальных групп, из которых собственно и складывается общество. Концепции самоорганизации предполагают изучение кооперации индивидов и социальных групп, стихийно складывающихся в обществе.

Хотя концепции самоорганизации нацеливают на "естественнонаучное" изучение общества, на подход к обществу как к грандиозному сложному организму, они далеки от того, чтобы трактовать эволюцию общества как однонаправленный процесс.

Разделяя с марксизмом подход к обществу как естественноисторическому образованию, они не имеют ничего общего с "линейностью" марксизма, проявляющейся в стремлении упорядочить общественные структуры по отношению к коммунистическому будущему (в настоящее время место коммунистического будущего в пропагандистской риторике иногда занимает "цивилизованное общество"). Концепции самоорганизации нацеливают на познание общества в его "неравновесности", "динамичности", способности к альтернативным путям эволюции.

Концепции самоорганизации  не только противоядие против доктринальной идеологии. Они открывают новое измерение в изучении рыночных отношений. Рассматривая рыночные отношения под углом зрения самоорганизации, мы получаем возможность, например, более четко ставить вопрос о государственном регулировании этих отношений. Это регулирование (управление) должно быть настроено на то, чтобы запустить "механизмы" самоорганизации, потенциально заложенные в обществе. Оно должно также учитывать деликатность этого механизма, в противном случае управляющее воздействие разрушит самоорганизацию.

Культурно-политическая экспансия идей самоорганизации не всеми творцами оценивается положительно. Так например, Эйген (автор концепций самоорганизации в молекулярной биологии) с опасением относится к вторжению идей самоорганизации в социологию и другие аналогичные сферы: “Да, везде и всюду поднимается интерес к этим вопросам динамики, во всевозможных областях...само собой, сейчас появляются и всевозможные сферы применения, это проникает даже в социологию. Эти люди говорят, что общество есть динамическая система; это, безусловно, так и есть, только...я всегда затрудняюсь слишком уж смело экстраполировать эти идеи сразу и на другие области. Здесь, в данной системе я могу окинуть взглядом ее параметры, и при этом мне хочется прежде всего уяснить, что и как. Я не могу располагать параметрами общественной системы, тут может быть что угодно, и по-моему, эта система не приспособлена для изучения самоорганизующегося поведения как такового (то есть физики самоорганизации). Это применение может быть интересным, но к нему следует относиться осторожно".

Подведем итоги. Сегодня идеи самоорганизации становятся центральным объектом нового научного "видения мира", с помощью которого не только осваиваются новые области исследований, но и создается новый гносеологический фундамент.

Важное философско-методологическое значение имеют ключевые идеи синергетики о том, что:

а) высокая организация (порядок) могут возникать из хаоса за счет процессов самоорганизации в неравновесных системах без наличия внешней управляющей причины;

б) сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути развития;

в) для них, как правило, существует несколько альтернативных путей развития, а значит возможность выбора наиболее оптимальных из них;

г) в особых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы;

д) зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорив развитие.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика, М., "Высшая школа", 1991.- 383 с.

Введение в философию. Под редакцией Фролова И.Т. М., 1989, т.2. - 639 с.

Веников В.А. О моделировании. М., 1974.

Герасимов В.Г., Орлов И.Н., Филиппов Л.И. От знаний к творчеству (становление личности) // М.: Изд-во МЭИ, 1995. -228 с., ил.

Концепции самоорганизации: становление нового образца научного мышления. М.: Наука, 1993.

Концепции современного естествознания: Сер. “Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д: “Феникс”, 1997. - 448 с.

Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы, Свердловск, 1988, -184 с.

Основы научных исследований. Под ред. В.И. Крутова и Попова В.В. // М.: “Высшая школа”, 1989. - 400 с., ил.

Философский энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1983.

1Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С.223

2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 347.

3Бруно Джордано. О бесконечности, Вселенной и мирах. М.: ОГИЗ, 1936. С. 1бО.

4Эйнштейн А. и Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С. 8.

5Там же, С.10

6Спустя 350 лет после смерти Галилея, в октябре 1992 г., он был реабилитирован католической церковью, его осуждение было признано ошибочным, а учение — правильным. Глава римско-като- лической церкви папа Иоанн-Павел II заявил при этом, что цер- ковь не должна выступать против науки, а, наоборот, должна под- держивать научный прогресс (из телевизионной информационной программы "Время", 31 октября 1992 г.).

7Цит по: Седов Л. И. Галилей и основы механики. М., 1964. С. 36 — 37.

8Система научных и философских взглядов Декарта получила на- звание картезианства, поскольку Декарт подписывал свои сочине- ния латинизированной формой своей фамилии — Картезиус.

9Существует легенда о знаменитом яблоке, падение которого с дерева будто бы навело Ньютона на мысль о законе всемирного тяго- тения. Но эта легенда имеет различные толкования. Стукелей –- друг Ньютона — утверждал, что якобы сам Ньютон рассказал ему эпизод с яблоком, который и помог ему открыть закон всемирного тяготения. А другой друг Ньютона, Пембертон, считал, что Нью- тон, возможно, специально выдумал историю с яблоком, чтобы отделаться от не в меру любопытных собеседников типа Стукелея.

10Бернал Дж. Наука в истории общества. С. 267.

11Юкава Х. Лекции по физике. М., 1981. С. 40.

12Вавилов С. И. Исаак Ньютон. М., 1989. С. 117.

13Бернал Дж. Наука в истории общества. С. 266.