5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
Рассмотрим основные закономерности системного подхода. Идея системности формировалась постепенно. Философское осмысление идеи системности предшествовало специальным научным исследованиям. Понятие системы применялось в классической немецкой философии Кантом. Он говорил, что наука не агрегат, а система, в которой целое, т.е. взаимосвязь соответствующих знаний, важнее частей.
В науке идеи системности заявили о себе в середине XIX в. при исследовании сложных динамичных развивающихся объектов таких, как человеческое общество и биологический мир (К.Маркс, Ч.Дарвин). В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании.
Предпосылкой его проникновения в науку явился прежде всего переход к новому типу научных задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов. Познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике. В социальном управлении вместо преобладающих раньше локальных отраслевых задач ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни (например, проблемы создания крупных современных производств, развития городов, разработка мероприятий по охране природы и т.д.).
Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специальных научных концепций, для которых характерно в той или иной форме использование идей системного подхода. В 20-е годы наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научного знания и практики, начинается разработка принципов системного подхода в методологическом плане.
Нам всем знакомо слово система. Мы говорим: "Система кровообращения, система застройки городов, система финансов, система управления. Но любую ли совокупность можно назвать системой? Система упорядоченное представление об объекте исследования с точки зрения поставленной цели.
Первое свойство системного представления о рассматриваемом объекте наличие цели, для реализации которой предназначена данная совокупность предметов, явлений, элементов, формирующих объект. Например, если нашей целью является совершенствование работы предприятия, в этом случае нам нет необходимости анализировать фамилии работников, состав их семей и тому подобные вещи. Элементами системы в этом случае будут являться номенклатура выпускаемой продукции, спрос на нее, структура подразделений предприятия и т.д., но не семьи работников предприятия.
Системный подход позволяет выделить главное, наиболее существенное, игнорируя второстепенное, и таким образом он упорядочивает и упрощает изучаемые объекты.
Для выделения системы требуется наличие:
цели, для реализации которой формируется система;
объекта исследования, состоящего из множества элементов, связанных в единое целое важными, с точки зрения цели, системными признаками;
субъекта наблюдения ("наблюдателя"), формирующего систему;
характеристик внешней среды, которые отражают связь системы и внешней среды.
Понятие система носит субъективный характер. Систему определяет субъект наблюдения в соответствии с поставленной целью. Например, руководитель предприятия формирует систему управления, не рассматривая конкретных работников, в его систему управления входят только руководители подразделений. В то же самое время руководитель подразделения, формируя свою систему управления, включает в нее всех работников.
Введем некоторые определения.
Система упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Состояние системы в некоторый момент времени множество существенных свойств, которыми система обладает в этот момент времени.
Окружение системы множество элементов и их существенных свойств, которые не являются частями системы, но изменение в любом из них может стать причиной изменения состояния системы.
Элемент системы объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий дальнейшему разбиению в рамках поставленной задачи. Таким образом, под элементом понимаются любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Понятие элемент носит относительный характер. В зависимости от поставленной задачи в одном и том же сложном объекте могут в качестве элементов выделяться самые разные "единицы". Составляющими живого организма могут выступать клетки, ткани, органы или же целые функциональные системы. Также различными способами можно анализировать такое сложное явление как язык, выделяя в качестве его элементов то связный текст, то предложение, то слово.
Будем считать, что связь элемента с внешней средой реализуется через входы и выходы. В реальной жизни объект получает по входам и выходам энергию, ресурсы, информацию и после соответствующего преобразования выдает все это на выходы. С кибернетической точки зрения объект представляет собой преобразователь информации (входной в выходную). Объект, имеющий n входов и m выходов, в кибернетике можно условно изобразить так.
X1 Y1
Xi Yi
Xn Yn
Рис.5.3. Преобразователь информации.
Структура относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность. Структурные связи разного рода пронизывают все процессы, происходящие в системных объектах.
Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие части или элементы. Эти части, как правило, обладают собственной структурой и потому могут быть представлены как подсистемы исходной большой системы. Выделенные таким образом подсистемы в свою очередь могут быть разбиты на взаимосвязанные подсистемы второго и последующего уровней.
Для системных объектов существенно также то, что и сам объект такого типа, и все взаимодействия и связи между его подсистемами и элементами подчинены специфическим для данного объекта законам, определяющим особенности его существования и изменения.
В качестве системного может рассматриваться любой объект (и грецкий орех, и шариковая ручка). Но не ко всем объектам целесообразно применять методы системного подхода. Их использование эффективно в том случае, когда системные эффекты выражены достаточно интенсивно.
Системные объекты обладают целостной устойчивой структу-рой. Для них характерны "системные эффекты" появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого. Примерами системных объектов являются кристаллы, архитектурные сооружения, биологические организмы, технические устройства. Системные объекты отличаются от неорганизованных совокупностей, которыми являются, например, куча камней, случайное скопление людей на улице. Входя в состав такого объединения или покидая его, элементы не претерпевают каких-либо серьезных изменений. Свойства совокупности в целом почти совпадают с суммой его частей. Такая совокупность либо полностью лишена системно-структурного характера, либо он слабо выражен и им можно пренебречь.
Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Среди различных типов связей особое место занимают системообразующие связи. Разные типы устойчивых связей образуют структуру системы, то есть обеспечивают ее упорядоченность. Характер этой упорядоченности, ее направленность характеризуют организацию системы. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными одноуровневыми компонентами системы), так и по вертикали. Вертикальная структура предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии уровней.
Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление. Этим термином обозначают разнообразные по жесткости и формам способы связывания уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем. На рис.2 схематически изображена система, обладающая органом управления, и представлен процесс управления, использующий канал прямой и обратной связи.
Рис.5.4. Схема управления сложной системой с
использованием прямой и обратной связи.
Таким образом, системный подход предполагает наличие цели управления и органа управления. Такой подход не применим для целого ряда системных объектов, так называемых самоорганизующихся систем. В этих системах жесткое целевое управление может привести к разрушению системы. В них можно добиться желаемого результата, воздействуя на так называемые параметры порядка, изменение которых приведет к такому "ответу" системы, что она может усложнить свой уровень организации. Именно по этой причине такие системы называются самоорганизующимися.
Позитивная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам:
1) Понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции Вернадского В.И., понятие биогеоценоза в современной экологии, понятие цивилизации в исторической науке и т.д.).
2) Системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими методами схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление его связей.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)