2.1. Введение
В своей долгой истории наука занимала в человеческой культуре существенное, но далеко не главное место. Ей приходилось уживаться с религиозным сознанием, а иногда и подчиняться ему... Лишь приблизительно столетие назад наука стала реально выходить за сферу деятельности и интересов достаточно узких групп и слоев интеллектуалов и все более широко и глубоко воздействовать на различные области человеческой жизнедеятельности, прежде всего на сферу материального производства. К. Маркс, зафиксировавший начало этого процесса, назвал его превращением науки в непосредственную производительную сферу общества [Филатов].
Наука все более широко внедряется в жизнь людей, во многом определяя отношение человека к природе, обществу, другим людям. При этом наука может воздействовать на жизнь людей как непосредственно (через технические приложения и организацию производства), так и косвенно (через различные сферы духовной культуры). Таким образом, в настоящее время наука превращается в доминирующий феномен духовной культуры человечества, оказывая возрастающее влияние на восприятие человеком окружающего мира. Вернадский В.И. в начале XX века оценил это всеохватывающее влияние науки на жизнь людей как космическое, планетарное явление. Научная мысль, точнее, открываемые ею возможности преобразующей деятельности человека, способны вызвать огромные, подобные геологическим, изменения облика Земли.
С возникновением, а главное, бурным ростом науки «человек впервые реально понял, что он житель планеты и может должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но в планетном аспекте» [Савицкий].
В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс XX века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука является наиболее значимым и динамичным фактором всей жизни человечества. Она оказывает влияние не только на производство, технику и технологию, но и на многие другие сферы человеческой деятельности (военное дело, экономику, культуру и быт и т.п.), начиная регулировать их, перестраивая их методы и средства.
Не удивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.
Современный, а еще в большей степени будущий человек, являясь участником глобальных процессов, происходящих в мире, расширяя сферу своего взаимодействия и согласия с другими людьми, должен обладать соответствующей степенью понимания окружающего мира и другого человека. Необходимая степень взаимопонимания между людьми может быть воспитана лишь на идеалах глобального масштаба. Наука обладает громадным объединяющим потенциалом, соответствующим по своей степени общности глобальным процессам, происходящим в современном мире. В наличии такого потенциала заключен огромный гуманистический смысл науки.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)