2.3. Основные особенности научного знания
Знания и некоторые его виды
Мир человеческого знания богат и разнообразен. Когда говорят и пишут о знании, как правило, подразумевают под этим знание научное. Но так было не всегда. Наука лишь относительно недавно (по историческим масштабам) заняла прочное, а потом и доминирующее место в общественном сознании и культуре. В свете современных представлений история интеллектуальных достижений людей далеко не исчерпывается наукой. И было бы большим упрощением и искажением описывать все формы знания, предшествующие науке, как сплошные ошибки и заблуждения [Филатов].
Знание является специфическим продуктом человеческой деятельности и не существует вне человеческого общества. Хотя в каждом отдельном случае знание порождается индивидом или коллективом индивидов, но по своему содержанию знание не должно зависеть, ни от отдельного человека, ни от человечества в целом. В этом смысле знание похоже на многие продукты материальной деятельности, которые после своего появления на свет существуют независимо от воли и желания их творцов.
Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности. Например, домашняя собака «знает», где находится миска, из которой ее кормит хозяин. Это «знание» является условием того, что домашняя собака удовлетворит свою потребность в пище. Бездомная собака «знает», что пищу можно добыть на помойке, куда она и приходит, чтобы удовлетворить свою жизненную потребность в питании.
Каким бы делом ни занимался человек, он всегда остается включенным в обычную повседневно-практическую жизнедеятельность. Каждый человек должен есть, пить, одеваться, общаться с другими людьми, ориентироваться во множестве неповторимых ситуаций, которые составляют мир его бытия. Человек познает окружающий мир в своих повседневных делах и поступках, приобретая при этом знания, необходимые для жизни. Такие знания называются обыденными (или житейскими).
Обыденные знания формируются, как правило, стихийно. Они обеспечивают человеку возможность сознательной жизни в обществе в качестве отдельной личности с ее индивидуальными особенностями и стремлениями. Обыденные знания имеют большое значение для практических повседневных дел.
Научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высший уровень научного знания.
Необходимость в научном знании появляется тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и данных, полученных от невооруженных органов чувств и понятий здравого смысла.
Научное знание
Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, которые находятся в определенной взаимосвязи и единстве друг с другом. Тем не менее, к какой-бы дисциплине не относились научные знания, они обладают некоторыми особенностями (характерными чертами). Рассмотрим их.
Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его систематизированность. С различными формами организации знания мы встречаемся не только в науке, но и в повседневной жизни. Например, классификация блюд в «Книге о вкусной и здоровой пище», классификация в телефонном справочнике и т.д.
Известный аргентинский писатель, поэт и философ Борхес приводит пример классификации животных, которая дана в старинной китайской энциклопедии. В ней животные подразделяются следующим образом: принадлежащие императору, бальзамированные, прирученные, молочные поросята, сирены, сказочные, бродячие собаки, нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, издалека кажущиеся мухами и др. [Философия и методология науки].
Научная систематизация знания обладает рядом важных особенностей. Для нее характерны стремление к полноте, ясное теоретическое представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Периодическая система элементов Менделеева является примером научной систематизации эмпирических данных. На основании правильной систематизации удалось предсказать (и впоследствии обнаружить) существование неизвестных ранее химических элементов.
Элементами научного знания являются:
факты;
закономерности;
теории;
научные картины мира.
И если факты, закономерности и картины мира являются элементами не только научного знания, то теории это специфический элемент, присущий именно научному знанию.
Хотя и говорят, что «факты воздух ученого», постижение реальности невозможно без построения теорий. Даже эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки.
Вот что писал по этому поводу И.П. Павлов: «...во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было с чем двигаться вперед, для того чтобы было что предполагать для будущих изысканий. Такое предположение является необходимостью в научном деле».
Без теории невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некоторую единую систему.
Сведение задач науки только к сбору фактического материала, по мнению А. Пуанкаре, означало бы «полное непонимание науки». «Ученый должен организовывать факты... Наука слагается из фактов, как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов еще не составляет науки, точно так же, как куча камней не составляет дома» писал А. Пуанкаре.
Сущностью теоретического познания являются не только описание и объяснения многообразия фактов и закономерностей, выявленных в процессе эмпирических исследований, исходя из небольшого числа законов и принципов, но и стремление ученых раскрыть гармонию мироздания.
Теории не появляются как прямое обобщение опытных фактов. Они возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирического познания реальности, в результате разрешения внутренних, чисто теоретических проблем и взаимодействия науки и культуры в целом. Эйнштейн А. писал: «...никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории».
Большое значение для научного познания и особенно теоретических исследований имеют философское осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение образа реальности, изучаемой учеными, в контексте целостной картины мира.
Стремление к обоснованию, доказательности получаемого знания является столь характерным для научного знания, что именно с появлением этого критерия связывают даже сам факт рождения науки.
В науке выделяются эмпирический и теоретический уровень познания. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя устойчивые связи, закономерности. Важнейшими методами получения эмпирического знания являются наблюдение и эксперимент.
Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания являются:
многократные проверки результатов наблюдений и экспериментов независимыми исследователями;
обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга (если речь идет о гуманитарном знании).
При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями являются:
внутренняя непротиворечивость;
соответствие экспериментальным данным;
возможность описывать известные явления;
возможность предсказывать новые явления.
Характерной чертой научного знания является его открытость для рациональной критики, позволяющая каждому новому поколению осуществлять оценку и пересмотр учений, оставленных предыдущими поколениями. Возникновение рациональной критики одно из важнейших условий формирования теоретического отношения к действительности.
Еще одна характерная черта научного знания общедоступность. Хотя довольно большое знание о мире может храниться и передаваться в рамках сакральных познавательных позиций (например, касты жрецов), существенный прогресс в познании возможен лишь с появлением научных сообществ, в которых культивируются идеалы общедоступности знания, равенства перед истиной, необходимости и плодотворности рациональной критики. Отметим, что в период расцвета лекции в лицее Аристотеля посещали до двух тысяч слушателей.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)