logo search

2.3. Основные особенности научного знания

Знания и некоторые его виды

Мир человеческого знания богат и разнообразен. Когда говорят и пишут о знании, как правило, подразумевают под этим знание научное. Но так было не всегда. Наука лишь относительно недавно (по историческим масштабам) заняла прочное, а потом и доминирующее место в общественном сознании и культуре. В свете современных представлений история интеллектуальных достижений людей далеко не исчерпывается наукой. И было бы большим упрощением и искажением описывать все формы знания, предшествующие науке, как сплошные ошибки и заблуждения [Филатов].

Знание является специфическим продуктом человеческой деятельности и не существует вне человеческого общества. Хотя в каждом отдельном случае знание порождается индивидом или коллективом индивидов, но по своему содержанию знание не должно зависеть, ни от отдельного человека, ни от человечества в целом. В этом смысле знание похоже на многие продукты материальной деятельности, которые после своего появления на свет существуют независимо от воли и желания их творцов.

Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности. Например, домашняя собака «знает», где находится миска, из которой ее кормит хозяин. Это «знание» является условием того, что домашняя собака удовлетворит свою потребность в пище. Бездомная собака «знает», что пищу можно добыть на помойке, куда она и приходит, чтобы удовлетворить свою жизненную потребность в питании.

Каким бы делом ни занимался человек, он всегда остается включенным в обычную повседневно-практическую жизнедеятельность. Каждый человек должен есть, пить, одеваться, общаться с другими людьми, ориентироваться во множестве неповторимых ситуаций, которые составляют мир его бытия. Человек познает окружающий мир в своих повседневных делах и поступках, приобретая при этом знания, необходимые для жизни. Такие знания называются обыденными (или житейскими).

Обыденные знания формируются, как правило, стихийно. Они обеспечивают человеку возможность сознательной жизни в обществе в качестве отдельной личности с ее индивидуальными особенностями и стремлениями. Обыденные знания имеют большое значение для практических повседневных дел.

Научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высший уровень научного знания.

Необходимость в научном знании появляется тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и данных, полученных от невооруженных органов чувств и понятий здравого смысла.

Научное знание

Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, которые находятся в определенной взаимосвязи и единстве друг с другом. Тем не менее, к какой-бы дисциплине не относились научные знания, они обладают некоторыми особенностями (характерными чертами). Рассмотрим их.

Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его систематизированность. С различными формами организации знания мы встречаемся не только в науке, но и в повседневной жизни. Например, классификация блюд в «Книге о вкусной и здоровой пище», классификация в телефонном справочнике и т.д.

Известный аргентинский писатель, поэт и философ Борхес приводит пример классификации животных, которая дана в старинной китайской энциклопедии. В ней животные подразделяются следующим образом: принадлежащие императору, бальзамированные, прирученные, молочные поросята, сирены, сказочные, бродячие собаки, нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, издалека кажущиеся мухами и др. [Философия и методология науки].

Научная систематизация знания обладает рядом важных особенностей. Для нее характерны стремление к полноте, ясное теоретическое представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Периодическая система элементов Менделеева является примером научной систематизации эмпирических данных. На основании правильной систематизации удалось предсказать (и впоследствии обнаружить) существование неизвестных ранее химических элементов.

Элементами научного знания являются:

 факты;

 закономерности;

 теории;

 научные картины мира.

И если факты, закономерности и картины мира являются элементами не только научного знания, то теории это специфический элемент, присущий именно научному знанию.

Хотя и говорят, что «факты  воздух ученого», постижение реальности невозможно без построения теорий. Даже эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки.

Вот что писал по этому поводу И.П. Павлов: «...во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было с чем двигаться вперед, для того чтобы было что предполагать для будущих изысканий. Такое предположение является необходимостью в научном деле».

Без теории невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некоторую единую систему.

Сведение задач науки только к сбору фактического материала, по мнению А. Пуанкаре, означало бы «полное непонимание науки». «Ученый должен организовывать факты... Наука слагается из фактов, как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов еще не составляет науки, точно так же, как куча камней не составляет дома»  писал А. Пуанкаре.

Сущностью теоретического познания являются не только описание и объяснения многообразия фактов и закономерностей, выявленных в процессе эмпирических исследований, исходя из небольшого числа законов и принципов, но и стремление ученых раскрыть гармонию мироздания.

Теории не появляются как прямое обобщение опытных фактов. Они возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирического познания реальности, в результате разрешения внутренних, чисто теоретических проблем и взаимодействия науки и культуры в целом. Эйнштейн А. писал: «...никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории».

Большое значение для научного познания и особенно теоретических исследований имеют философское осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение образа реальности, изучаемой учеными, в контексте целостной картины мира.

Стремление к обоснованию, доказательности получаемого знания является столь характерным для научного знания, что именно с появлением этого критерия связывают даже сам факт рождения науки.

В науке выделяются эмпирический и теоретический уровень познания. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя устойчивые связи, закономерности. Важнейшими методами получения эмпирического знания являются наблюдение и эксперимент.

Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания являются:

 многократные проверки результатов наблюдений и экспериментов независимыми исследователями;

 обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга (если речь идет о гуманитарном знании).

При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями являются:

 внутренняя непротиворечивость;

 соответствие экспериментальным данным;

 возможность описывать известные явления;

 возможность предсказывать новые явления.

Характерной чертой научного знания является его открытость для рациональной критики, позволяющая каждому новому поколению осуществлять оценку и пересмотр учений, оставленных предыдущими поколениями. Возникновение рациональной критики  одно из важнейших условий формирования теоретического отношения к действительности.

Еще одна характерная черта научного знания  общедоступность. Хотя довольно большое знание о мире может храниться и передаваться в рамках сакральных познавательных позиций (например, касты жрецов), существенный прогресс в познании возможен лишь с появлением научных сообществ, в которых культивируются идеалы общедоступности знания, равенства перед истиной, необходимости и плодотворности рациональной критики. Отметим, что в период расцвета лекции в лицее Аристотеля посещали до двух тысяч слушателей.