3.6. Перспективы развития науки
Как бы ни было велико значение науки в жизни современного общества, очевидно, что рост ее кадров имеет границы. По оценке специалистов наукой способны заниматься лишь 6-8 % населения. Вместе с тем, трудно сказать, каков предел занятости наукой в обществе. На сегодняшний день в развитых странах в научных и инженерных разработках занято около 0,3 % населения.
Предполагается, что со временем общество сможет выделять большие интеллектуальные и материальные ресурсы на науку. Кроме того, объем научной продукции будет нарастать за счет повышения производительности труда ученого.
Учитывая опыт истории, мы можем быть уверены, что наука получит новые фундаментальные результаты, которые изменят наши представления о действительности.
Какие направления будут приоритетными?
Вероятно, математика останется лидером в науке.
Все возрастающее внимание будет уделяться изучению жизни человека, его здоровья, раскрытию тайн его психики, постижению закономерностей функционирования и развития общества, экономики, культуры.
Значительно возрастет удельный вес глобальных проблем.
Большие силы будут сосредоточены на стремлении получить и эффективно использовать новые источники энергии.
Огромное внимание будет уделяться проблемам рационального использования природных ресурсов и управления биосферными процессами.
Резко усилятся интеграционные процессы в науке, значительно возрастет доля исследований, имеющих междисциплинарный характер (например, усилится роль экологии, поскольку она решает проблемы, относящиеся к взаимодействию человеческого общества, природы и искусственных материальных систем).
Произойдут радикальные перемены в подготовке научных кадров. Усилится фундаментальная подготовка. Произойдет смещение образования в сторону индивидуализации обучения. Повсеместно будут вводится интенсивные и дистанционные методики обучения. Будет широко развиваться непрерывное образование. Специальное образование органически соединится с общекультурным.
Значительно облегчится доступ к научной информации.
Интернационализация науки будет постоянно возрастать. Резко расширятся возможности прямых контактов ученых.
Литература
Аристотель. Соч. в 4 томах. Т.1. М., 1975.
Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах, Т.2.
Галилей Г. Избранные труды в 2-х томах. Т.1. М., 1964.
Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. Из-во Московкого университета. 1994. -136 с.
Лапицкий В.В. Наука в системе культуры, Псков: Псковский обл. инст. повышения квалиф. работников образования, 1994. - 136 с.
Маркс К. Энгельс. Ф. Сочинения. Т.47.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: «Культура и спорт», из-во «Юнити», 1997, - 287с.
Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М.: из-во политич. лит-ры, 1989. - 270 с.
Философия и методология науки (под ред. В.И. Купцова) // М.: Аспект пресс, 1996. - 551 с.
Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., "Мир", 1990. - 168 с., ил.
Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. т.IV.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)