3.4. Черты науки средневековья
Историки обычно придерживаются следующего этапного разбиения Средневековья [Лапицкий]:
1) Раннее средневековье (VIIX вв.), рассматривается как время общего одичания, упадка образования;
2) Средний период (XXI вв.) оживление интеллектуальной жизни, введение в обиход античных классиков, преобразование городских школ в первые университеты;
3) Зрелое средневековье (XIIXIV вв.) высокий уровень образования, расцвет искусства и науки, что позволяет называть этот период «проторенессансом».
Существуют концепции, которые рассматривают интеллекутальную историю средневековья как историю теологической и религиозной мысли. Фомой Аквинским был осуществлен синтез аристотелизма и христианства, который был канонизирован в 1277 г. Главная формула понимания природы в средние века кратко выражена Г. Эйкеном: «Для античности природа была действительностью, для средних веков она была символом божества» [цит. по Ильин].
Творения отцов церкви, канонизированные сочинения и, главным образом, Священное писание оказываются не только содержанием интеллектуальной деятельности, но и критерием истины. Главными реалиями для познания выступают не природные тела, а тексты религии и теологии.
В соответствии с вышесказанным можно отметить такие характерные черты средневековой мысли, как схоластическое теоретизирование, герметизм, авторитаризм, консерватизм, традиционализм, ретроспективность, талмудизм, телеологизм, созерцательность, мистицизм. Философ-просветитель Кондорсэ отметил по этому поводу: «Речь шла не об исследовании сущности какого-либо принципа, но о толковании, обсуждении, отрицании или подтверждении другими текстами тех, на которые он опирался. Положение принималось не потому, что оно было истинным, но потому, что оно было написано в такой-то книге и было принято в такой-то стране и с такого-то века... Книги изучались гораздо более природы и воззрения древних лучше, чем явления природы» [цит. по Ильин].
Хотя культура средневековья не знала науки в современном понимании, в ее недрах успешно развивались такие специфические области знания как астрология, алхимия, натуральная магия и др., которые подготовили возможность образования современной науки. Опытом своего функционирования эти области знания исподволь разрушали идеологию созерцательности, осуществляя переход к опытной науке.
Характерной чертой науки является выделение объективных закономерных ситуаций, получивших опытную апробацию. В античности этому препятствовали созерцательность, чем объясняется невозможность оформления чисто эмпирической науки. В средневековье препятствием этому служила та же созерцательность, имеющая, в отличие от античной, сугубо религиозную, теологическую подоплеку.
В связи с этим интересно отметить, что даже опыт натуральной магии не стыковался с религиозно-мистической созерцательностью. Действительно, религия представляет собой попытку культовым способом воздействовать на свободную волю бога с целью достичь каких-либо результатов. Уповая на бога, религия, естественно, не дает гарантий эффективности культовых воздействий. Подобно религии, натуральная магия также представляет попытку воздействовать на бога с целью получить заранее запланированные результаты, однако уповает при этом не на волю бога, а некоторую эмпирическую методику.
Новая интеллектуальная обстановка сложилась со времени образования университетов: в Салерно (первая половина XI в.), Болонье 1119 г., а затем в Неаполе, Париже, Оксфорде, Кембрижде, Риме. Заслугой средневековья можно считать выработку коллегиального принципа организации профессиональной деятельности ученых, многие черты которой (подготовка кадров, экзамены на звания, иерархия присуждаемых степеней, организация диспутов и публикация в научных журналах) были воспроизведены в последующем развитии науки.
Исследователи отмечают, что положительное содержание античных естественнонаучных взглядов не было утрачено, а в позднем средневековье даже было приумножено.
- Концепции современного естествознания
- 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
- 1.1. Цель и содержание курса ксе
- 1.2. Проблема двух культур
- Литература
- 2. Характеристики науки
- 2.1. Введение
- 2.2. Наука и ее основная цель
- 2.3. Основные особенности научного знания
- 2.4. Конечный продукт науки.
- 2.5. Наука как социальный институт
- 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 3.1. Проблема происхождения науки
- 3.2. Донаучные знания
- 3.3. Зарождение науки и особенности античной науки
- 3.4. Черты науки средневековья
- 3.5. Предпосылки возникновения современной науки
- 3.6. Перспективы развития науки
- 4. История естествознания
- 4.2. Естествознание эпохи Возрождения и
- 4.3.Создание классической механики
- 5. Научный метод
- 5.1. Понятие научного метода
- 5.2. Общенаучные методы теоретического познания
- 5.3. Общенаучные методы, применяемые на
- 5.4. Основные понятия системного метода (подхода)
- 5.5. Понятие о синергетическом методе (подходе)