logo
Естествознание УМК 2015 г

2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.

Ведущая идея атомно-молекулярного учения современного естествознания: идея дискретности (прерывности строения) вещества.

Молекула. Определение молекулы. Молекула – это наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами.

Современная модель атома. Современная модель атома является развитием планетарной модели Бора-Резерфорда.

Понятие электронного облака вокруг атомного ядра. Современная физика рассматривает и изучает не столько электронные орбиты в структуре атома, сколько «электронные облака», окружающие ядро.

Основные понятия идеи дискретной основы движения и взаимодействия тел и веществ. Каждый атом состоит из ядра и окружающих его электронов.

В ядре находятся частицы, которые называются протонами и нейтронами. Протоны имеют положительный заряд, электроны – отрицательный.

Электроны движутся вокруг ядра.

Атом – наименьшая частица химиче-ского элемента, входящая в состав молекул простых и сложных веществ.

Химические свойства элемента и строением его атомов. Атомы элементов не меняются в результате химического процесса.

Протоны, нейтроны и нуклоны. «Нуклон» (от лат. «ядро») – общее название для протонов и нейтронов. Те частицы, которые имеют заряд, и те частицы, которые заряд не имеют, нейтроны, эти все частицы вместе называются нуклонами.

3 признака дискретной (атомно-молекулярной) основы движения и взаимодействия тел и веществ.

1. Строение любого вещества дискретно (прерывисто).

2. Атомы и молекулы вещества всегда находятся в непрерывном хаотическом движении, которое называют тепловым движением.

3. Между частицами любого вещества существуют силы взаимодействия: притяжение и отталкивание.

Зависимость молекулярного движения от температуры. Течение тепловых процессов непосредственно связано со структурой вещества.

Демонстрации:

Познание мира.

Закон отрицания отрицания.

Закон сохранения энергии, как объективный закон природы.

Закон (явление) резонанса.

Закон причинно - следственных связей.

Закон (принцип) действия и противодействия.

Закон (принцип) обратной связи как объективный закон природы.

Молекулы.

Планетарная модель атома Бора-Резерфорда.

Строение атома.

Микромир.

Макромир.

Мегамир.

Контрольные вопросы:

  1. Приведите доказательства того, что объективные законы природы – основа естествознания.

  2. Сформулируйте признаки естественнонаучной картины мира.

  3. Приведите доказательства того, что объективные законы природы являются основой естественнонаучной картины мира.

  4. Сформулируйте естественнонаучный закон единства и борьбы противоположностей.

  5. Сформулируйте естественнонаучный закон отрицания отрицания.

  6. Сформулируйте естественнонаучный закон перехода количественных изменений в качественные.

  7. Сформулируйте естественнонаучный закон сохранения энергии.

  8. Сформулируйте естественнонаучный закон (явление) резонанса.

  9. Сформулируйте естественнонаучный закон причинно - следственных связей.

  10. Сформулируйте естественнонаучный закон (состояние) неравновесного равновесия.

  11. Сформулируйте естественнонаучный закон (принцип) действия и противодействия.

  12. Сформулируйте естественнонаучный закон (принцип) обратной связи.

  13. Сформулируйте естественнонаучный закон корпускулярно-волнового дуализма.

  14. Объясните дискретную (атомно-молекулярную) основу движения и взаимодействия тел и веществ.

  15. Сформулируйте определение молекулы.

  16. Смыслы и характеристики современной модели атома.

  17. В чем суть понятия электронного облака вокруг атомного ядра.

  18. Сформулируйте основные понятия идеи дискретной основы движения и взаимодействия тел и веществ.

  19. Определите химические свойства элемента и строением его атомов.

  20. Что такое протоны, нейтроны и нуклоны.

  21. Сформулируйте 3 признака дискретной (атомно-молекулярной) основы движения и взаимодействия тел и веществ.

  22. Определите признаки зависимости молекулярного движения от температуры.

Литература:

1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 161-174; 176-178; 212-217.