logo
Естествознание УМК 2015 г

4. Поведение веществ в растворах.

Химическое определение диссоциации. Диссоциация – это реакция, при кото-рой молекулы соединения расщепляются на меньшие составные части.

Теория электролитической диссоциации. Теорию электролитической диссоциации в 80-х годах XIX века предложил выдающийся шведский химик Сванте Аррениус (1859-1927). Электролитическая диссоциация – это полный или частичный распад растворенного вещества на ионы.

Значение теории Аррениуса. Основная идея теории Аррениуса: электролиты под действием растворителя самопроизвольно распадаются на ионы. И именно эти ионы являются носителями заряда и отвечают за электропроводность раствора.

Понятие электролита. Жидкости, проводящие электрический ток, называются электролитами. 

Демонстрации:

Образование растворов.

Приготовление строительного (цементного) «раствора».

Проявление признаков раствора в процессе растворения сахара.

Получение сплава натрия и калия.

Кристаллизация растворившегося вещества.

Диффузия пермаганата калия.

Гидратация растворимых веществ.

Реакция кристаллизации.

Растворимость газа.

Поглощение тепла при растворении.

Проверка металла на коррозийность.

Испытание веществ на электрическую проводимость.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию раствора.

  2. Назовите агрегатные состояния растворов.

  3. Дайте определение переменности состава раствора.

  4. Дайте определение понятия растворителя.

  5. Назовите отличительные признаки физической теории растворов.

  6. Назовите отличительные признаки химической теории растворов.

  7. Назовите отличительные признаки современной физико-химической теории растворов.

  8. Сформулируйте значение теории растворов Д.И. Менделеева.

  9. Дайте определение понятию твердого раствора.

  10. Дайте определение растворению, как химическому процессу.

  11. Дайте определение понятию сольватации в теории растворов.

  12. Дайте определение понятию гидратации твердых веществ в воде.

  13. Дайте определение понятию кристаллизации в теории растворов.

  14. Дайте определение понятию физического растворения.

  15. Дайте определение понятию химического растворения.

  16. Дайте определение понятию диффузия.

  17. Назовите химические характеристики насыщенного раствора.

  18. Дайте определение понятию растворимости вещества.

  19. Дайте химическое определение растворимости.

  20. Сформулируйте, что такое мера растворимости.

  21. Сформулируйте, как проявляется зависимость растворимости от температуры.

  22. Назовите практическое применение «кривых растворимости вещества».

  23. Дайте определение понятию пересыщенного раствора.

  24. Объясните, почему перекристаллизация раствора является методом его очистки.

  25. Дайте определение понятию кристаллогидратов.

  26. Объясните, почему выпаривание растворов является физико-химическим процессом.

  27. Дайте определение понятию концентрация раствора.

  28. Объясните, почему массовая доля вещества в растворе является способом выражения состава раствора.

  29. Дайте определение понятию концентрации.

  30. Дайте определение понятию концентрированного раствора (концентрата).

  31. Дайте определение понятию процентной концентрацией раствора.

  32. Дайте определение понятию молярной (мольной) концентрации.

  33. Определите, по каким химическим критериям изучается поведение веществ в растворах.

  34. Дайте химическое определение диссоциации.

  35. Приведите примеры использования теории электролитической диссоциации в быту.

  36. Сформулируйте, почему теория Аррениуса имеет значение и сегодня.

  37. Дайте определение понятию электролита.

Литература:

1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 218-233.