4. Поведение веществ в растворах.
Химическое определение диссоциации. Диссоциация – это реакция, при кото-рой молекулы соединения расщепляются на меньшие составные части.
Теория электролитической диссоциации. Теорию электролитической диссоциации в 80-х годах XIX века предложил выдающийся шведский химик Сванте Аррениус (1859-1927). Электролитическая диссоциация – это полный или частичный распад растворенного вещества на ионы.
Значение теории Аррениуса. Основная идея теории Аррениуса: электролиты под действием растворителя самопроизвольно распадаются на ионы. И именно эти ионы являются носителями заряда и отвечают за электропроводность раствора.
Понятие электролита. Жидкости, проводящие электрический ток, называются электролитами.
Демонстрации:
Образование растворов.
Приготовление строительного (цементного) «раствора».
Проявление признаков раствора в процессе растворения сахара.
Получение сплава натрия и калия.
Кристаллизация растворившегося вещества.
Диффузия пермаганата калия.
Гидратация растворимых веществ.
Реакция кристаллизации.
Растворимость газа.
Поглощение тепла при растворении.
Проверка металла на коррозийность.
Испытание веществ на электрическую проводимость.
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятию раствора.
Назовите агрегатные состояния растворов.
Дайте определение переменности состава раствора.
Дайте определение понятия растворителя.
Назовите отличительные признаки физической теории растворов.
Назовите отличительные признаки химической теории растворов.
Назовите отличительные признаки современной физико-химической теории растворов.
Сформулируйте значение теории растворов Д.И. Менделеева.
Дайте определение понятию твердого раствора.
Дайте определение растворению, как химическому процессу.
Дайте определение понятию сольватации в теории растворов.
Дайте определение понятию гидратации твердых веществ в воде.
Дайте определение понятию кристаллизации в теории растворов.
Дайте определение понятию физического растворения.
Дайте определение понятию химического растворения.
Дайте определение понятию диффузия.
Назовите химические характеристики насыщенного раствора.
Дайте определение понятию растворимости вещества.
Дайте химическое определение растворимости.
Сформулируйте, что такое мера растворимости.
Сформулируйте, как проявляется зависимость растворимости от температуры.
Назовите практическое применение «кривых растворимости вещества».
Дайте определение понятию пересыщенного раствора.
Объясните, почему перекристаллизация раствора является методом его очистки.
Дайте определение понятию кристаллогидратов.
Объясните, почему выпаривание растворов является физико-химическим процессом.
Дайте определение понятию концентрация раствора.
Объясните, почему массовая доля вещества в растворе является способом выражения состава раствора.
Дайте определение понятию концентрации.
Дайте определение понятию концентрированного раствора (концентрата).
Дайте определение понятию процентной концентрацией раствора.
Дайте определение понятию молярной (мольной) концентрации.
Определите, по каким химическим критериям изучается поведение веществ в растворах.
Дайте химическое определение диссоциации.
Приведите примеры использования теории электролитической диссоциации в быту.
Сформулируйте, почему теория Аррениуса имеет значение и сегодня.
Дайте определение понятию электролита.
Литература:
1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 218-233.
- Центральный филиал
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса Введение в дисциплину «Естествознание»
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии
- Тема 6. Основы термодинамики
- Тема 7. Основы электродинамики
- Тема 8. Основы электромагнетизма
- Тема 9. Основы оптики
- Раздел II. Химия – наука о веществах
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
- Тема 14. Теоретические основы органической химии
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
- Раздел IV. Основы экологических знаний
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
- Тема 26. Экология питания человека
- Планы уроков Введение в Естествознание
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
- 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
- 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
- 1. Основы научной деятельности.
- 2. Структура научного познания.
- 3. Основные методы научного исследования.
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
- 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
- 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- 1. Физика и ее научный предмет.
- 2. Механика. Механическое движение.
- 3. Законы динамики Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
- 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
- 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
- 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
- 4. Работа и мощность.
- 5. Механические волны, звук.
- Тема 6. Основы термодинамики.
- 1. Агрегатные состояния физических тел.
- 2. Тепловые процессы.
- 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
- 4. Тепловые машины, их применение.
- Тема 7. Основы электродинамики.
- 1. Электричество. История открытия.
- 2. Основы электродинамики.
- 3. Постоянный электрический ток.
- Тема 8. Основы электромагнетизма.
- 1. Основы электромагнетизма.
- 2. Переменный электрический ток.
- 3. Электромагнитные волны.
- Тема 9. Основы оптики
- 1. Развитие представлений о природе света.
- 2. Законы прямолинейного распространения света.
- 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
- 4. Волновые свойства света.
- 5. Свет как поток частиц.
- Раздел II. Химия – наука о веществах.
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
- 1. Общие теоретические основы химии.
- 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
- 3. Химия наука о веществах.
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
- 1. Химические особенности неорганических веществ.
- 2. Разновидности химических реакций.
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
- 1. Кислород и его химические свойства.
- 2. Применение кислорода.
- 3. Водород и его химические свойства.
- 4. Применение водорода.
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
- 1. Растворение и растворы.
- 2. Понятие растворимости вещества.
- 3. Концентрация раствора.
- 4. Поведение веществ в растворах.
- Тема 14. Теоретические основы органической химии.
- 1. Органические соединения и их значение.
- 2. Основы теории строения органических соединений.
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
- 1. Предельные углеводороды.
- 2. Непредельные углеводороды.
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
- 1. Ароматические углеводороды.
- 2. Спирты и карбоновые кислоты.
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
- 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
- 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
- 1. Биология – естественная наука.
- 2. Понятие жизни и организма.
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
- 1. Уровни организации живой природы.
- 2. Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни.
- 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
- 1. Определение клетки. История открытия.
- 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
- 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
- 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
- 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
- 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
- 1. Предупреждение пищевых отравлений.
- 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
- 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
- 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
- Раздел IV. Основы экологических знаний.
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
- 1. Экология как наука.
- 2. Вода и ее свойства.
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
- 1. Понятие воздуха и атмосферы.
- 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
- 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
- 4. Экология атмосферы.
- Тема 26. Экология питания человека.
- 1. Экология питания человека.
- 2. Значение витаминов для организма.
- 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
- Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
- Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
- Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
- Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
- Письменное домашнее задание №2
- Письменное домашнее задание №3.
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
- Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
- Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
- Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
- Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
- Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
- Литература