Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента складывается из взаимосвязанных компонентов:
1. Самостоятельное закрепление пройденного материала с помощью рекомендованных преподавателем учебной литературы и Интернет-ресурсов.
2. Самостоятельная проработка контрольных вопросов к изученным темам в соответствии с Планами уроков.
3. Самостоятельная подготовка к ежемесячному тестированию и прохождение тестов по пройденному материалу, с использованием авторской комплексной интерактивной системы контроля знаний и самостоятельной работы студентов.
4. Выполнение письменных домашних заданий в течение всего учебного года.
Рекомендуемая учебная литература и рекомендуемые Интернет-ресурсы представлены в перечне основной и дополнительной литературы в соответствующем разделе учебно-методического комплекса.
Самостоятельная проработка студентами контрольных вопросов к изученным темам предполагает самостоятельное нахождение ответов на контрольные вопросы, которые сформулированы и представлены в Планах уроков изучаемых тем. Планы уроков размещены в соответствующем разделе учебно-методического комплекса.
Подготовка к ежемесячному тестированию студентов по изученному материалу и тестирование уровня остаточных знаний достигается использованием электронных ресурсов: электронного учебника с режимом прямого доступа и авторской комплексной интерактивной системы контроля знаний и самостоятельной работы студентов КИАС:
Естествознание и психология: Научная школа А. Ю. Ефремова [Электронный ресурс] / Электронный учебник. – Режим доступа: http://eau.umi.ru/market/biznes-kurs_yazyka/, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
КИАС OpenTest: Комплексная интерактивная система контроля знаний студентов [Электронный ресурс] / Тест по естествознанию для 1 курса. – Режим доступа: http://aefremov.umi.ru/vopros-otvet/registraciya_ooo/, вход по паролю. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
КИАС - это «Комплексная интерактивная система контроля знаний и самостоятельной работы студентов», созданная на базе Интернет-ресурса «OpenTest», пользовательская программа которого рекомендована Минобрнауки России к использованию для сертификации компьютерной грамотности учителей и учащихся (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 23.03.2009 № 03-514).
Проект КИАС позволяет каждому преподавателю создать собственный Центр тестирования по своим учебным дисциплинам, с использованием личных многолетних наработок. Это позволяет использовать КИАС в целях повышения познавательной активности студента в учебном процессе, мотивировать студента на учебную дисциплину, личную ответственность за выполнение назначенного преподавателем теста, уважительное отношение к предмету.
КИАС позволяет без отвлечения занятых в учебном процессе компьютерных классов и локальных центров тестирования образовательного учреждения, организовать и провести ежемесячный контроль остаточных знаний студентов, рубежный контроль знаний 1 р. в семестр и другие виды текущего контроля знаний. При этом преподавателю доступна инновационная независимая система для подготовки контрольно-тестовых заданий преподавателями компании «OpenTest», которая включает:
версионность тестовых заданий: выбор одного (нескольких) правильных ответов, сортировка, ввод текста и определение соответствия, вопросы-рисунки; видео-вопросы;
редактор тестов с медиа-ресурсами;
перемешивание ответов в задании;
удобный сервис подведения итогов;
возможность проведения преподавателем диагностики трудно усваиваемых тем;
возможность проведения диагностики показателей учебы студента по критериям профессионально-личностной подготовки и др.
Пример тестового задания:
Для полета космического корабля на Марс «В один конец», проект которого активно прорабатывается уже несколькими странами, понадобится от 7 до 9 земных месяцев. При этом, центру управления полетами необходимо будет посекундно рассчитать траекторию движения корабля относительно Солнца, Луны, Земли, Венеры и естественных спутников Марса - Фобоса и Деймоса, с учетом гравитационных сил притяжения.
Какой закон классической механики И. Ньютона будет принят во внимание при проведении этих расчетов?
Первый закон: закон инерции (состояние покоя или равномерного прямолинейного движения в инерциальной системе отсчета)
Второй закон: закон движения с ускорением (взаимодействие тел определяет изменение ускорения)
Третий закон: закон взаимодействия тел (силы действия и противодействия равны по модулю и противоположны по направлению)
Четвертый закон: закон инертности и сохранения массы (масса тела не меняется, если тело инертно и представляет замкнутую систему).
Выполнение письменных домашних заданий по естествознанию в течение всего учебного года.
Учебным планом предусмотрено выполнение студентами 8 письменных домашних заданий по учебной дисциплине Естествознание. В 1 семестре в соответствие с календарным планом студентами выполняются 3 письменных домашних задания; во втором семестре – 5 письменных домашних заданий.
- Центральный филиал
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса Введение в дисциплину «Естествознание»
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии
- Тема 6. Основы термодинамики
- Тема 7. Основы электродинамики
- Тема 8. Основы электромагнетизма
- Тема 9. Основы оптики
- Раздел II. Химия – наука о веществах
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
- Тема 14. Теоретические основы органической химии
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
- Раздел IV. Основы экологических знаний
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
- Тема 26. Экология питания человека
- Планы уроков Введение в Естествознание
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
- 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
- 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
- 1. Основы научной деятельности.
- 2. Структура научного познания.
- 3. Основные методы научного исследования.
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
- 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
- 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- 1. Физика и ее научный предмет.
- 2. Механика. Механическое движение.
- 3. Законы динамики Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
- 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
- 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
- 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
- 4. Работа и мощность.
- 5. Механические волны, звук.
- Тема 6. Основы термодинамики.
- 1. Агрегатные состояния физических тел.
- 2. Тепловые процессы.
- 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
- 4. Тепловые машины, их применение.
- Тема 7. Основы электродинамики.
- 1. Электричество. История открытия.
- 2. Основы электродинамики.
- 3. Постоянный электрический ток.
- Тема 8. Основы электромагнетизма.
- 1. Основы электромагнетизма.
- 2. Переменный электрический ток.
- 3. Электромагнитные волны.
- Тема 9. Основы оптики
- 1. Развитие представлений о природе света.
- 2. Законы прямолинейного распространения света.
- 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
- 4. Волновые свойства света.
- 5. Свет как поток частиц.
- Раздел II. Химия – наука о веществах.
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
- 1. Общие теоретические основы химии.
- 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
- 3. Химия наука о веществах.
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
- 1. Химические особенности неорганических веществ.
- 2. Разновидности химических реакций.
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
- 1. Кислород и его химические свойства.
- 2. Применение кислорода.
- 3. Водород и его химические свойства.
- 4. Применение водорода.
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
- 1. Растворение и растворы.
- 2. Понятие растворимости вещества.
- 3. Концентрация раствора.
- 4. Поведение веществ в растворах.
- Тема 14. Теоретические основы органической химии.
- 1. Органические соединения и их значение.
- 2. Основы теории строения органических соединений.
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
- 1. Предельные углеводороды.
- 2. Непредельные углеводороды.
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
- 1. Ароматические углеводороды.
- 2. Спирты и карбоновые кислоты.
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
- 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
- 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
- 1. Биология – естественная наука.
- 2. Понятие жизни и организма.
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
- 1. Уровни организации живой природы.
- 2. Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни.
- 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
- 1. Определение клетки. История открытия.
- 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
- 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
- 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
- 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
- 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
- 1. Предупреждение пищевых отравлений.
- 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
- 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
- 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
- Раздел IV. Основы экологических знаний.
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
- 1. Экология как наука.
- 2. Вода и ее свойства.
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
- 1. Понятие воздуха и атмосферы.
- 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
- 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
- 4. Экология атмосферы.
- Тема 26. Экология питания человека.
- 1. Экология питания человека.
- 2. Значение витаминов для организма.
- 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
- Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
- Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
- Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
- Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
- Письменное домашнее задание №2
- Письменное домашнее задание №3.
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
- Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
- Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
- Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
- Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
- Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
- Литература