4. Тепловые машины, их применение.
Научный предмет термодинамики. Непосредственным предметом интереса термодинамики, как научной дисциплины, являются тепловые двигатели и, соответственно, коэффициенты их полезного действия.
Определение теплового двигателя. Тепловой двигатель – это устройство, в котором внутренняя энергия топлива преобразуется в механическую работу.
Функциональная схема теплового двигателя. Все без исключения тепловые двигатели функционально делятся на три составляющие: Нагреватель; Рабочее тело; Холодильник.
Коэффициент полезного действия теплового двигателя. Основным показателем работы теплового двигателя является КПД – коэффициент полезного действия.
Определение КПД теплового двигателя. КПД теплового двигателя – это отношение полезной работы, выполненной рабочим телом, к количеству теплоты, переданной телу от нагревателя.
Вычисление КПД реального теплового двигателя. КПД вычисляется формулой:
.
По закону сохранения энергии: энергия, отошедшая от нагревателя, никуда не исчезает - часть её отводится в виде работы, остальная часть приходит на холодильник:
.
Получаем:
Формула Карно для вычисления КПД идеального теплового двигателя. КПД идеального двигателя (в котором нет потерь тепла и все тепло идет на выполнение работы) вычисляется по формуле Карно:
Т.о., КПД идеального двигателя зависит только от температур нагревателя и холодильника.
Демонстрации:
Взаимные переходы между агрегатными состояниями.
Кипение и парообразование.
Теплопроводность в природе.
Теплопроводность металлов.
Явление конвекции в газе (в воздухе).
Явление конвекции в жидкости.
Излучение.
Опыт Джеймса Джоуля о совершении газом работы в тепловых процессах.
Вечные двигатели.
Контрольные вопросы:.
Сформулируйте основные признаки агрегатного состояния физических тел.
Назовите отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов.
Сформулируйте агрегатные состояния физических тел с точки зрения атомно-молекулярных представлений.
Назовите молекулярные особенности твердых тел.
Назовите молекулярные особенности жидкостей.
Назовите молекулярные особенности газов.
Назовите взаимные переходы между агрегатными состояниями и сформулируйте суть этих переходов.
Определите температурные особенности взаимных переходов веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Назовите промежуточные фазы взаимных переходов веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Сформулируйте физические характеристики и дайте определения тепловым процессам и явлениям в природе.
Назовите три способа передачи теплоты.
Сформулируйте определение теплопроводности.
Определите, что в термодинамике означает коэффициент удельной теплопроводности.
Назовите физические свойства теплопроводности.
Сформулируйте определение конвекции.
Сформулируйте определение излучения.
Сформулируйте, что такое спектр излучений и его основные характеристики.
Сформулируйте закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Определите значение законов термодинамики.
Сформулируйте закон сохранения механической энергии.
Объясните на практическом примере действие закона сохранения энергии в двигателе внутреннего сгорания.
В чем значение открытий Джеймса Джоуля?
Назовите два способа изменения внутренней энергии тела.
Сформулируйте первый закон термодинамики.
Назовите физические характеристики «Вечного двигателя».
Приведите доказательство невозможности Вечного двигателя, основываясь на первом законе термодинамики.
Сформулируйте второй закон термодинамики.
Назовите физические смыслы постулатов Клаузиуса и Томпсона (Кельвина).
Сформулируйте третий закон (третье начало) термодинамики.
Охарактеризуйте теорему Нернста с точки зрения ее значения для теоретической физики.
Приведите примеры использования человеком тепловых машин.
Сформулируйте понятие тепловой машины (теплового двигателя).
Назовите научный предмет термодинамики.
Дайте определение теплового двигателя.
Объясните функциональные особенности теплового двигателя.
Объясните, что такое коэффициент полезного действия теплового двигателя.
Определите КПД теплового двигателя на практическом примере.
Сформулируйте, для чего нужна формула Карно?
Литература:
1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 137-158.
- Центральный филиал
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса Введение в дисциплину «Естествознание»
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии
- Тема 6. Основы термодинамики
- Тема 7. Основы электродинамики
- Тема 8. Основы электромагнетизма
- Тема 9. Основы оптики
- Раздел II. Химия – наука о веществах
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
- Тема 14. Теоретические основы органической химии
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
- Раздел IV. Основы экологических знаний
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
- Тема 26. Экология питания человека
- Планы уроков Введение в Естествознание
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
- 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
- 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
- 1. Основы научной деятельности.
- 2. Структура научного познания.
- 3. Основные методы научного исследования.
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
- 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
- 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- 1. Физика и ее научный предмет.
- 2. Механика. Механическое движение.
- 3. Законы динамики Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
- 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
- 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
- 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
- 4. Работа и мощность.
- 5. Механические волны, звук.
- Тема 6. Основы термодинамики.
- 1. Агрегатные состояния физических тел.
- 2. Тепловые процессы.
- 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
- 4. Тепловые машины, их применение.
- Тема 7. Основы электродинамики.
- 1. Электричество. История открытия.
- 2. Основы электродинамики.
- 3. Постоянный электрический ток.
- Тема 8. Основы электромагнетизма.
- 1. Основы электромагнетизма.
- 2. Переменный электрический ток.
- 3. Электромагнитные волны.
- Тема 9. Основы оптики
- 1. Развитие представлений о природе света.
- 2. Законы прямолинейного распространения света.
- 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
- 4. Волновые свойства света.
- 5. Свет как поток частиц.
- Раздел II. Химия – наука о веществах.
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
- 1. Общие теоретические основы химии.
- 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
- 3. Химия наука о веществах.
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
- 1. Химические особенности неорганических веществ.
- 2. Разновидности химических реакций.
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
- 1. Кислород и его химические свойства.
- 2. Применение кислорода.
- 3. Водород и его химические свойства.
- 4. Применение водорода.
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
- 1. Растворение и растворы.
- 2. Понятие растворимости вещества.
- 3. Концентрация раствора.
- 4. Поведение веществ в растворах.
- Тема 14. Теоретические основы органической химии.
- 1. Органические соединения и их значение.
- 2. Основы теории строения органических соединений.
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
- 1. Предельные углеводороды.
- 2. Непредельные углеводороды.
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
- 1. Ароматические углеводороды.
- 2. Спирты и карбоновые кислоты.
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
- 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
- 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
- 1. Биология – естественная наука.
- 2. Понятие жизни и организма.
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
- 1. Уровни организации живой природы.
- 2. Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни.
- 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
- 1. Определение клетки. История открытия.
- 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
- 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
- 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
- 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
- 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
- 1. Предупреждение пищевых отравлений.
- 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
- 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
- 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
- Раздел IV. Основы экологических знаний.
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
- 1. Экология как наука.
- 2. Вода и ее свойства.
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
- 1. Понятие воздуха и атмосферы.
- 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
- 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
- 4. Экология атмосферы.
- Тема 26. Экология питания человека.
- 1. Экология питания человека.
- 2. Значение витаминов для организма.
- 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
- Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
- Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
- Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
- Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
- Письменное домашнее задание №2
- Письменное домашнее задание №3.
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
- Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
- Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
- Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
- Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
- Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
- Литература