5. Механические волны, звук.
Механические волны. Механические волны – процесс распространения механических колебаний в среде (жидкой, твердой, газообразной).
Два вида механических волн. Различают два вида механических волн: поперечные и продольные.
Поперечные механические волны. Волны называются поперечными, если частицы среды колеблются перпендикулярно (поперек) лучу волны.
Продольные механические волны. Волны называются продольными, если частицы среды колеблются вдоль луча волны.
Основные понятия теории механических волн. Луч волны. Волновой фронт. Волновая поверхность. Длина волны.
Луч волны. Луч волны - направление распространения волны.
Волновой фронт. Волновой фронт (фронт волны) - геометрическое место множества точек, до которых дошло колебание к данному моменту времени.
Волновая поверхность. Волновая поверхность - геометрическое место множества точек, колеблющихся в одинаковой фазе. Луч волны всегда перпендикулярен волновой поверхности.
Длина волны. Длина волны – это наименьшее расстояние между частицами, совершающими колебание с одинаковой фазой. Длиной волны характеризуется периодичность волнового процесса в пространстве.
Христиан Гюйгенс и его общие принципы поведения механических волн. Христиан Гюйгенс (14.04.129 – 8.07.1695) - нидерландский механик, физик, математик, астроном и изобретатель. Выдвинул общие принципы, описывающие поведение волн: 1) каждая точка среды, до которой дошло колебание становится источником вторичных волн; 2) волновой фронт в новый момент времени является огибающей вторичных волн.
Механическая природа звука. Звук – это колебания частиц среды, распространяющиеся в виде продольных механи-ческих волн с частотой от 16 Гц до 20000 Гц (20 кГц).
Определение звука. Звук – это воспринимаемые человеческими органами слуха механические волны, которые вызывают звуковые ощущения.
Звуковые волны. Источниками звуковых волн могут быть любые тела, которые совершают механические колебания с часто-той (от 16 до 20000 Гц)
Инфразвук и Ультразвук. В природе существуют волны, частота которых меньше 16 Гц (инфразвук) и больше 20000 Гц (ультразвук). Но этот диапазон, эти разделы человеческим ухом не воспринимаются.
Условия, необходимые для возникновения и существования звука. Условия, необходимые для возникновения и существования звука: 1. Источник звука; 2. Среда; 3. Слуховой аппарат; 4. Частота 16–20000 Гц; 5. Интенсивность.
Виды звуков. Тон – это звук, являющийся периодическим процессом. Шум - это звук, отличающийся сложной не повторяющейся временной зависимостью. Звуковой удар – кратковременное звуковое воздействие.
Физические характеристики звука. Высота – обусловленная частотой основного тона. Тембр – определяется спектральным составом звука. Громкость - уровень слухового ощущения, определяется интенсивностью и частотой звука.
Использование звука в медицине. Ультразвуковая хирургия. Ультразвуковой скальпель – рассечение тканей. Ультразвуковой остеосинтез – «сваривание» тканей. Удаление опухолей в мозговой ткани без вскрытия черепной коробки. Дробление почечных камней.
Демонстрации:
Силы в природе.
Сила тяжести.
Ускорение свободного падения.
Зависимость веса тела от силы тяжести.
Преобразование силы трения покоя в силу трения скольжения.
Вязкое трение.
Импульс (количество движения).
Замкнутая система тел.
Отдача пушечного ядра – пример реактивного движения.
Старт ракеты.
Энергия разжимаемой пружины.
Механические волны.
Демонстрация механической волны.
Поперечные механические волны.
Продольные механические волны.
Контрольные вопросы:.
Объясните физический смысл сил в природе: упругость, трение, сила тяжести.
Объясните физический смысл понятия силы.
Обозначение силы в Международной системе единиц (СИ).
Назовите четыре признака воздействия силы на тело.
Сформулируйте признаки разновидностей сил природы по физическим характеристикам.
Дайте общее определение силы.
Сформулируйте физические смыслы закона всемирного тяготения И. Ньютона.
Сформулируйте физические смыслы силы тяжести.
Сформулируйте физические смыслы ускорения свободного падения.
Сформулируйте физические смыслы и характеристики понятия веса тела и невесомости.
Назовите условие при котором вес тела может быть равен силе тяжести.
Объясните физический смысл силы упругости и научное значение закона Р. Гука.
Назовите виды деформаций тела и объясните физический смысл коэффициента жёсткости.
Объясните физический смысл силы трения и назовите два вида трения: сила трения покоя и сила трения скольжения.
Сформулируйте физические законы сухого трения и вязкого трения.
Сформулируйте физические смыслы закона сохранения импульса.
Сформулируйте физические смыслы реактивного движения.
Дайте определение понятию импульса.
Воспроизведите формулу определения импульса.
Сформулируйте физические смыслы понятий: «сохранение» и «замкнутая система тел».
Сформулируйте значение закона сохранения импульса для современных исследований.
Сформулируйте значение открытий К. Э. Циолковского.
Воспроизведите формулу Циолковского для определения максимальной скорости ракеты.
Объясните физические смыслы закона сохранения механической энергии.
Назовите физические особенности потенциальной и кинетической энергии.
Объясните физический смысл понятия: «Механическая энергия».
Назовите особенности выражения энергии в системе СИ.
Сформулируйте физические смыслы понятия потенциальной энергии.
Докажите, что сила тяжести является потенциальной силой.
Воспроизведите физическую формулу потенциальной энергии. Объясните значение величин и понятий.
Сформулируйте физические смыслы понятия: «Кинетическая энергия».
Воспроизведите физическую формулу кинетической энергии.
Сформулируйте физические смыслы понятия: «Полная механическая энергия замкнутой системы».
Сформулируйте Закон сохранения механической энергии.
Раскройте физические смыслы понятий внутренней энергии тела и теплопередачи.
Сформулируйте физические смыслы понятий: «Работа» и «Мощность».
Назовите единицу измерения работы в системе СИ.
Объясните, почему равнодействующая сила и механическая работа взаимосвязаны.
Дайте определение механической работы.
Дайте определение понятие скаляра и скалярной величины.
Воспроизведите определение и физическую формулу мощности.
Сформулируйте значение открытий Джеймса Ватт.
Назовите единицу измерения мощности в системе СИ.
Объясните, почему звук является механической волной.
Дайте определение механической волны.
Назовите два вида механических волн.
Сформулируйте физические смыслы понятия поперечной механической волны.
Сформулируйте физические смыслы понятия продольной механической волны.
Объясните смыслы основных понятий теории механических волн: Луч волны. Волновой фронт. Волновая поверхность. Длина волны.
Назовите общие принципы распространения механических волн, сформулированные Х. Гюйгенсом.
Дайте определение звуку.
Объясните физические смыслы понятий звуковой волны, инфразвука и ультразвука.
Назовите условия, необходимые для возникновения и существования звука.
Назовите виды звуков и их физические характеристики.
Приведите примеры использования звука в медицине.
Литература:
1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 34-39.
- Центральный филиал
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса Введение в дисциплину «Естествознание»
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии
- Тема 6. Основы термодинамики
- Тема 7. Основы электродинамики
- Тема 8. Основы электромагнетизма
- Тема 9. Основы оптики
- Раздел II. Химия – наука о веществах
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
- Тема 14. Теоретические основы органической химии
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
- Раздел IV. Основы экологических знаний
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
- Тема 26. Экология питания человека
- Планы уроков Введение в Естествознание
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
- 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
- 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
- 1. Основы научной деятельности.
- 2. Структура научного познания.
- 3. Основные методы научного исследования.
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
- 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
- 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- 1. Физика и ее научный предмет.
- 2. Механика. Механическое движение.
- 3. Законы динамики Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
- 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
- 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
- 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
- 4. Работа и мощность.
- 5. Механические волны, звук.
- Тема 6. Основы термодинамики.
- 1. Агрегатные состояния физических тел.
- 2. Тепловые процессы.
- 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
- 4. Тепловые машины, их применение.
- Тема 7. Основы электродинамики.
- 1. Электричество. История открытия.
- 2. Основы электродинамики.
- 3. Постоянный электрический ток.
- Тема 8. Основы электромагнетизма.
- 1. Основы электромагнетизма.
- 2. Переменный электрический ток.
- 3. Электромагнитные волны.
- Тема 9. Основы оптики
- 1. Развитие представлений о природе света.
- 2. Законы прямолинейного распространения света.
- 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
- 4. Волновые свойства света.
- 5. Свет как поток частиц.
- Раздел II. Химия – наука о веществах.
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
- 1. Общие теоретические основы химии.
- 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
- 3. Химия наука о веществах.
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
- 1. Химические особенности неорганических веществ.
- 2. Разновидности химических реакций.
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
- 1. Кислород и его химические свойства.
- 2. Применение кислорода.
- 3. Водород и его химические свойства.
- 4. Применение водорода.
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
- 1. Растворение и растворы.
- 2. Понятие растворимости вещества.
- 3. Концентрация раствора.
- 4. Поведение веществ в растворах.
- Тема 14. Теоретические основы органической химии.
- 1. Органические соединения и их значение.
- 2. Основы теории строения органических соединений.
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
- 1. Предельные углеводороды.
- 2. Непредельные углеводороды.
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
- 1. Ароматические углеводороды.
- 2. Спирты и карбоновые кислоты.
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
- 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
- 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
- 1. Биология – естественная наука.
- 2. Понятие жизни и организма.
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
- 1. Уровни организации живой природы.
- 2. Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни.
- 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
- 1. Определение клетки. История открытия.
- 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
- 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
- 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
- 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
- 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
- 1. Предупреждение пищевых отравлений.
- 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
- 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
- 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
- Раздел IV. Основы экологических знаний.
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
- 1. Экология как наука.
- 2. Вода и ее свойства.
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
- 1. Понятие воздуха и атмосферы.
- 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
- 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
- 4. Экология атмосферы.
- Тема 26. Экология питания человека.
- 1. Экология питания человека.
- 2. Значение витаминов для организма.
- 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
- Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
- Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
- Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
- Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
- Письменное домашнее задание №2
- Письменное домашнее задание №3.
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
- Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
- Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
- Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
- Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
- Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
- Литература