7. Открытие двойной спирали днк
С работ Эвери началось энергичное изучение нуклеиновых кислот. Впечатление, что нуклеиновые кислоты представляют собой мелкие молекулы, создавалось потому, что ранние методы их выделения были достаточно грубы и расщепляли молекулу на более мелкие фрагменты. Более тонкие методы показали, что молекулы нуклеиновой кислоты крупнее даже самых больших молекул белка.
Американский биохимик Эрвин Чаргафф расщепил молекулу нуклеиновой кислоты и подверг ее фрагменты хроматографическому разделению на бумаге. В конце 40-х годов он показал, что в молекуле ДНК число пуриновых групп равно числу пиримидиновых. А если говорить конкретно, то число групп аденина (пурин) равно числу тиминовых (пиримидин), в то время как количество групп гуанина (пурин) равно числу цитозиновых (пиримидин). Это можно выразить так: А=Т и Г=Ц.
Английский физик Морис Уилкинс в начале 50-х годов применил к изучению ДНК метод дифракции рентгеновских лучей. Его коллеги по Кембриджскому университету английский биохимик Фрэнсис Крик и американский биохимик Джеймс Уотсон попытались представить структуру молекулы так, чтобы она обьясняла данные Уилкинса. Незадолго до этого Полинг выдвинул гипотезу винтообразного спиралевидного строения белков. Крику и Уотсону показалось, что молекула ДНК, построенная по винтообразной спирали, соответствовала бы данным Уилкинса.
Однако им пришлось допустить существование двойной винтообразной спирали, чтобы объяснить также и данные Чаргаффа. Образно они представляли себе молекулу состоящей из двух сахаро-фосфатных скелетов, извивающихся вокруг общей оси и создающих цилиндрическую форму молекулы. Внутрь, к центру цилиндра, ответвляются пурины и пиримидины. Для сохранения одинакового диаметра на всем протяжении цилиндра крупные молекулы пуринов должны примыкать к мелким молекулам пиримидинов, то есть А к Т, Г к Ц, что и объясняет данные Чаргаффа.
Более того, возникает приемлемое объяснение основных стадий митоза, удвоения хромосом и близкого к этой проблеме механизма репродуцирования вируса в клетке. Каждая молекула ДНК образует отпечаток самой себя (реплику) следующим образом: оба сахаро-фосфатных скелета развертываются, и каждый служит моделью для нового комплекта. В каком бы месте скелета ни находился аденин, из наличных запасов клетки выбирается именно молекула тимина, и наоборот. Где бы ни размещалась молекула гуанина, она выбирает именно молекулу цитозина, и наоборот. Таким образом, скелет 1 образует новый скелет 2, в то время как скелет 2 образует новый скелет 1. Довольно быстро возникают две двойные винтообразные спирали там, где до этого существовала лишь одна. Если молекула ДНК реплицирует себя по всей длине хромосомы (или вируса), то процесс кончается образованием двух идентичных хромосом там, где была только одна. Но не всегда этот процесс протекает до конца вполне гладко. Если какое-либо воздействие нарушает ход репликации, новая молекула ДНК несколько отличается от своего «предка»; в этом случае мы имеем дело с мутацией.
Модель молекулы ДНК, созданная Уотсоном и Криком, увидела свет в 1953 г.
- История и методология биологии
- Содержание
- Введение
- Лекция № 1
- 1. Представления о природе в древности
- 2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
- 2.1. Философы - материалисты
- 2.2. Ионийская школа
- 2.3. Афинская школа
- 2.4. Александрийская школа
- 3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
- 4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
- 4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
- 4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
- Лекция № 2
- 1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
- 2. Успехи в области ботаники, систематики и физиологии растений
- 3. Зоологические исследования
- 4. Методологические итоги изучения живой природы
- Лекция № 3
- 1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем
- 2. Достижения в области физиологии растений
- 3. Исследования в области зоологии
- 4. Исследования в области эмбриологии
- 5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. И их критика
- Лекция № 4
- 1. Достижения в сравнительной морфологии и анатомии животных и растений
- 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений
- 3. Исследование онтогенеза и эмбрионального развития животных и растений
- 4. Успехи в области физиологии животных и растений
- 5. Клеточная теория
- 6. Учение ж.Б. Ламарка
- Лекция № 5
- 1. Ч.Дарвин и теория естественного отбора
- 2. Эволюционное направление в палеонтологии и систематике
- 3. Развитие эмбриологии животных и растений
- 4. Исследования структурно-функциональной организации живых существ
- 5. Развитие представлений о целостности живой природы
- 6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
- Лекция № 6
- 1. Открытие гормонов
- 2. Достижения в исследовании иммунитета
- 3. Открытие групп крови
- 4. Создание химиопрепаратов
- 5. Создание первых антибиотиков и пестицидов
- 6. Исследование продуктов промежуточного обмена
- 7. Использование в биохимии радиоактивных изотопов
- 8. Открытие витаминов
- 9. Исследования нервной деятельности и поведения
- Лекция № 7
- 1. Открытие ферментов и коферментов
- 2. Изучение тонкой структуры белков с помощью физико-химических методов
- 3. Изучение строения биомолекул методом хроматографии
- 4. Установление первичной структуры белка
- 5. Краткая история генетики
- Роль отечественных ученых в развитии генетики
- Лысенковщина
- Причины лысенковщины:
- 6. Установление роли днк
- 7. Открытие двойной спирали днк
- 8.Расшифровка генетического кода
- Лекция № 8
- 1. Зарождение протистологии
- 2. Зарождение бактериологии
- 3. Проблема самозарождения микроорганизмов
- 4.Морфология и систематика микроорганизмов
- 5. Формирование микробиологии как самостоятельной науки
- 6. Вклад р.Коха в бактериологию
- 7. Начало научной деятельности л. Пастера
- 8. Опровержение теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 10. Создание л. Пастером учения об иммунитете
- 11. Фагоцитарная и гуморальная теории иммунитета
- 12. Изучение участия микробов в природных процессах
- 13. Создание с. Н. Виноградским почвенной микробиологии
- 14. Разработка методов микробиологических исследований
- 15. Особенности микробиологии в XX веке
- Лекция № 9
- 1. Зарождение вирусологии
- 2. Возникновение и развитие учения о вирусах бактерий
- 3. Развитие представлений о лизогении
- 4. Расшифровка природы лизогении
- 5. Изучение вирусов животных и человека
- 6. Развитие фитовирусологии
- 7. Заключение
- Список источников литературы:
- 610000, Г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.Ru