1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанс) началась в Италии с начала XIV в., завершилась в последней четверти XVI в. (в Англии, Испании – в первом десятилетии XVII в.).
Одной из позитивных характеристик буржуазии было стремление к развитию науки и освобождению ее от церкви, возврата научной мысли к лучшим традициям античности. Буржуазия призывала естествоиспытателей к непосредственному изучению явлений природы, отказу от схоластики Средневековья.
Все это сказалось на организации научных экспедиций и центров, учебных заведений. Были открыты интернациональные университеты в Болонье (1158), Париже (1150), Риме (1303), Кембридже (1257), где изучали философию, естествознание, медицину и т.д.
Эпоха Возрождения известна как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством» (Ф.Энгельс) или «эпоха пробуждения самосознания духа» (Г.Гегель). Она вывела на арену гигантов мысли и искусства (А.Данте, Ф.Петрарка, Дж.Боккаччо, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др.), бросивших вызов «позорному и испорченному свету». С этого периода начинается история книгопечатания (1465), способствовавшая распространению науки и идей гуманизма благодаря возможности быстрого размножения прогрессивных произведений античного мира и современников.
В естественнонаучном плане в этот период велика роль Леонардо да Винчи (1452—1519), предвестника новой эпохи, избравшего своим девизом учиться у природы как у «верной учительницы высших интеллектов». Его интересы касались изучения кристаллов, растений, животных и человека, а также истории Земли для познания «происхождения многочисленных созданий природы». Он как ученый и художник оставил прекрасные зарисовки и труды по анатомии человека, занимаясь вскрытием трупов, описал строение крыла птицы и особенности их полета. Во всех своих поисках он стремился доказать роль опыта в знаниях, использовал математические методы, создавал проекты различных оригинальных устройств и аппаратов для движения, полета и т.д.).
Он блестяще продолжил традиции Аристотеля в области описательной и сравнительной анатомии, открыл щитовидную железу, воздушные камеры в лобной и челюстной костях, описал распределение в теле взрослого человека вен, нервов, мускул, строение сердца, а также изменения в них под влиянием движений. Его «Трактат по анатомии» содержит данные о возрастных изменениях в организме человека, начиная с момента зачатия, наблюдения в области эмбриологии, физиологии и биомеханики человека.
Сравнивая особенности организации разных наземных животных, Леонардо да Винчи обнаружил наличие у них сходных «членов, отличающихся друг от друга лишь длиной и толщиной». Эти различия он связывал с выполняемыми функциями у разных животных (рука человека, крыло летучей мыши, нога лошади, тигра и т.д.). Критерием высшего совершенства считал наличие «наибольшего количества и наибольшего разнообразия свойств», т.е., выражаясь современным языком, степень дифференциации.
Леонардо да Винчи преуспел и в описании, и в зарисовках растений: форм их жилкования, цветков, тычинок и лепестков, подчеркивал наличие многообразия форм и структур растений. При этом замечал, что у растений, как все в природе, соответствует закону «дивной необходимости», в подтверждение чего обращал внимание на число колец в древесине, связь между диаметром ствола и ветвей дерева, порядок расположения ветвей на стволе, листьев на ветвях и т.д. Подобные наблюдения оказались значимы для последующего развития морфологии растений. В своих трудах Леонардо да Винчи обращал внимание на роль света, влажности, состава почвы, движения корней, побегов и листьев в жизни растений.
Биологические интересы Леонардо да Винчи были так разносторонни, что мы считаем его труды основанием истории современной биологии. Может быть, эта разносторонность и помешала ему достичь великих успехов в какой-либо области науки (Вазари).
Глубина его дарований и наблюдений и ныне восхищает историков науки. Его труды около 400 лет оставались неопубликованными, и поэтому трудно оценить их реальное влияние на последующее развитие науки. Несмотря на это, его исследования в области описательной и сравнительной анатомии подготовили почву для развития биологии в последующих столетиях, а сформулированная им большая часть проблем стала предметом изучения во многих областях биологии.
В XV—XVII вв. выдающиеся деятели эпохи Возрождения (Э.Роттердамский, Т.Мюнцер и др.) выступили против церкви за идеи гуманизма, а ученые (Д.Бруно, Ф.Бэкон, Н.Коперник, Р.Декарт, Г.Галилей и др.) своими фундаментальными исследованиями в естествознании нанесли удар по схоластике средневековья. Серьёзный прорыв был достигнут и в изучении живой природы.
- История и методология биологии
- Содержание
- Введение
- Лекция № 1
- 1. Представления о природе в древности
- 2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
- 2.1. Философы - материалисты
- 2.2. Ионийская школа
- 2.3. Афинская школа
- 2.4. Александрийская школа
- 3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
- 4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
- 4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
- 4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
- Лекция № 2
- 1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
- 2. Успехи в области ботаники, систематики и физиологии растений
- 3. Зоологические исследования
- 4. Методологические итоги изучения живой природы
- Лекция № 3
- 1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем
- 2. Достижения в области физиологии растений
- 3. Исследования в области зоологии
- 4. Исследования в области эмбриологии
- 5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. И их критика
- Лекция № 4
- 1. Достижения в сравнительной морфологии и анатомии животных и растений
- 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений
- 3. Исследование онтогенеза и эмбрионального развития животных и растений
- 4. Успехи в области физиологии животных и растений
- 5. Клеточная теория
- 6. Учение ж.Б. Ламарка
- Лекция № 5
- 1. Ч.Дарвин и теория естественного отбора
- 2. Эволюционное направление в палеонтологии и систематике
- 3. Развитие эмбриологии животных и растений
- 4. Исследования структурно-функциональной организации живых существ
- 5. Развитие представлений о целостности живой природы
- 6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
- Лекция № 6
- 1. Открытие гормонов
- 2. Достижения в исследовании иммунитета
- 3. Открытие групп крови
- 4. Создание химиопрепаратов
- 5. Создание первых антибиотиков и пестицидов
- 6. Исследование продуктов промежуточного обмена
- 7. Использование в биохимии радиоактивных изотопов
- 8. Открытие витаминов
- 9. Исследования нервной деятельности и поведения
- Лекция № 7
- 1. Открытие ферментов и коферментов
- 2. Изучение тонкой структуры белков с помощью физико-химических методов
- 3. Изучение строения биомолекул методом хроматографии
- 4. Установление первичной структуры белка
- 5. Краткая история генетики
- Роль отечественных ученых в развитии генетики
- Лысенковщина
- Причины лысенковщины:
- 6. Установление роли днк
- 7. Открытие двойной спирали днк
- 8.Расшифровка генетического кода
- Лекция № 8
- 1. Зарождение протистологии
- 2. Зарождение бактериологии
- 3. Проблема самозарождения микроорганизмов
- 4.Морфология и систематика микроорганизмов
- 5. Формирование микробиологии как самостоятельной науки
- 6. Вклад р.Коха в бактериологию
- 7. Начало научной деятельности л. Пастера
- 8. Опровержение теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 10. Создание л. Пастером учения об иммунитете
- 11. Фагоцитарная и гуморальная теории иммунитета
- 12. Изучение участия микробов в природных процессах
- 13. Создание с. Н. Виноградским почвенной микробиологии
- 14. Разработка методов микробиологических исследований
- 15. Особенности микробиологии в XX веке
- Лекция № 9
- 1. Зарождение вирусологии
- 2. Возникновение и развитие учения о вирусах бактерий
- 3. Развитие представлений о лизогении
- 4. Расшифровка природы лизогении
- 5. Изучение вирусов животных и человека
- 6. Развитие фитовирусологии
- 7. Заключение
- Список источников литературы:
- 610000, Г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.Ru