logo
Ист и метод биол Курс лекц 2012

2.2. Ионийская школа

Примерно в 600 г. до н. э. на берегах Эгей­ского моря, в Ионии, появилась философская школа, которая внесла новую струю в господствовавшие до этого представления. По преданию одним из древней­ших философов этой школы был Фалес (конец VII — начало VI вв. до н. э.). Философы ионийской школы отвергали сверхъестественное, полагая, что жизнь Вселенной течет по строго определенному и неизменно­му пути. Каждое явление имеет свою причину, в свою очередь каждая причина неизбежно вызывает опре­деленный эффект без вмешательства чьей-либо воли извне. Кроме того, философы допускали, что «есте­ственный закон», правящий миром, доступен разуму человека, его можно вывести на основании опреде­ленных предпосылок или наблюдений. Подобная точ­ка зрения определила дальнейший прогресс в изуче­нии внешнего мира.

К сожалению, у нас слишком мало сведений об этих древних философах, труды их утеряны, но имена сохранились, так же как и основа самого учения. Бо­лее того, рационализм как философская система (то есть вера в то, что мир можно понять разумом, а не благодаря откровению), который берет начало с фи­лософских воззрений древней ионийской школы, ни­когда не умирал.

Рационализм вошел в биологию в тот период, ког­да строение тела животных начали изучать по-настоя­щему, а не с целью разгадать божественную волю. По преданию первым стал вскрывать животных, что­бы описать увиденное, Алкмеон (VI в. до н. э.). Он описал глазной нерв и наблюдал за развитием кури­ного эмбриона. Видимо, именно Алкмеона следует считать основоположником анатомии (изучения стро­ения живых организмов) и эмбриологии (изучения раз­вития организмов). Алкмеону принадлежит также опи­сание узкой трубки, соединяющей среднее ухо с глот­кой. К сожалению, это открытие прошло незамеченным и вернулись к нему лишь через два тысячелетия.

Однако самым известным именем, связанным с рационалистическим началом в биологии, было имя Гиппократа (около 460—377 гг. до н. э.). О нем из­вестно только, что он родился и жил на острове Кос, против ионийского побережья. На острове был храм Асклепия, или Эскулапа, греческого бога медицины. Храм был чем-то вроде современного медицинского факультета, а его жрецы — своеобразными врачами.

Большой заслугой Гиппократа перед биологией было то, что он отвел Асклепию почетное место чисто формально: по его мнению, боги не оказывают ника­кого влияния на медицину. Гиппократ считал, что в здоровом теле все органы работают слаженно и гар­монично, чего нельзя сказать о больном организме. Задача врача и состоит в том, чтобы внимательно следить за изменениями в организме и вовремя ис­правлять или устранять их вредные последствия. Са­ма деятельность врача, исключающая молитвы и жер­твоприношения, изгнание злых духов или умило­стивление богов, заключается в том, чтобы научить пациентов отдыхать, соблюдать чистоту, как можно дольше находиться на свежем воздухе и питаться простой, здоровой пищей. Любое излишество так или иначе нарушает равновесие в функционировании организма; поэтому рекомендовалось во всем соблю­дать умеренность.

В медицине он заложил основы учения о 4-х жидкостях тела (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в результате разных соотношений которых появляются все животные. Короче говоря, по Гиппократу, роль медика сво­дилась к тому, чтобы предоставить свободу исцеляю­щим силам организма. Для того времени эти советы были просто превосходными.

Традиции Гиппократа сохранились и после его смерти. Долгие годы врачи считали за честь поста­вить его имя на своих работах, поэтому сейчас прак­тически нельзя сказать, какие из дошедших до нас работ действительно принадлежат Гиппократу. Так, например, «клятва Гиппократа», которую и по сей день произносят выпускники медицинских институтов, вероятнее всего, была составлена спустя шесть сто­летий после его смерти. С другой стороны, можно по­лагать, что один из древнейших трактатов, описываю­щих эпилепсию, по-видимому, написан самим Гиппо­кратом. Он является отличным примером приложения философии рационализма к биологии.

Эпилепсия — расстройство функции головного моз­га (до сих пор еще недостаточно объясненное), при котором нарушено нормальное регулирование мозгом жизнедеятельности организма. При легкой форме больной неверно истолковывает чувственные впечат­ления и поэтому часто страдает галлюцинациями; при более тяжелой — из-под контроля внезапно выходит мышечная деятельность: больной теряет сознание и па­дает, судорожно подергиваясь и вскрикивая; иногда во время припадка он наносит себе тяжелые увечья.

Приступ эпилепсии длится недолго, но вызывает тягостное чувство страха у окружающих. Люди, не понимающие всей сложности функционирования нерв­ной системы, наивно полагают, что, если человек дви­гается не по собственной воле и при этом сам наносит себе повреждения, он «одержим», его телом владеет некая сверхъестественная сила.

Автор трактата «О священных болезнях», напи­санного примерно в 400 г. до н. э. и, возможно, при­надлежащего перу самого Гиппократа, резко высту­пает против этой распространенной точки зрения. Гип­пократ отвергал всякое вмешательство потусторонних сил и считал, что они не могут быть источником или причиной какого-либо заболевания, в том числе и эпилепсии. По его мнению, эпилепсия, подобно дру­гим болезням, вызывается естественными причинами и, следовательно, должна подвергаться рационально­му лечению. Вся современная наука зиждется на этой точке зрения, и, если сейчас нам потребуется назвать имя основоположника биологии, его важнейший труд и время, когда он работал, то лучше всего сослаться на Гиппократа и его книгу «О священных болезнях», написаную в 400 г. до н. э.