2.3. Афинская школа
Греческая биология, как и вся эллинская культура в целом, достигла высшего этапа своего развития при Аристотеле (384—322 гг. до н. э.). Аристотель, уроженец Северной Греции, был одно время воспитателем Александра Македонского. Расцвет его творческой деятельности относится к тому времени, когда он преподавал в созданной им знаменитой школе в Афинах. Аристотель принадлежит к числу самых разносторонних и глубоких древнегреческих философов. Его сочинения охватывают все области знания того времени— от физики до литературы и от политики до биологии. Наибольшую известность получили его труды по физике, относящиеся главным образом к строению неодушевленной природы и происходящим в ней процессам, однако, как выяснилось позднее, почти все они оказались неверными.
Наряду с физикой, философией и другими науками Аристотель очень увлекался биологией, в частности, много времени посвятил изучению морских организмов,— как утверждают, это было одно из любимейших его занятий. Труды Аристотеля по биологии относятся к лучшим в его наследии, однако впоследствии они были почти забыты.
Античные знания (идеи Сократа, Платона и Аристотеля) до европейского читателя преимущественно дошли благодаря трудам, уцелевшим после пожара в Александрийской библиотеке. Среди них наиболее интересны специальные работы Аристотеля по животным. С учётом их содержания, Аристотеля считают отцом биологии как науки.
Основателем афинской школы философии был Сократ. Девиз Сократа — «познай самого себя». Он отдавал предпочтение научному методу, четкости определений и терминов в противовес туманным изречениям прежних натурфилософов. Сократ всегда стремился к объективности в познании мира, он говорил: «Платон, ты мне друг, но истина – дороже».
У Сократа учился Платон, который в своих изысканиях, не следуя девизу учителя, пытался все объяснить умозрительно. Идеи Платона, названного Цицероном «богом философии», были противоположными взглядам Демокрита. Платон — объективный идеалист, искатель абсолютной истины рассматривал окружающий мир (совокупность вещей) как трудно постижимый разумом. Мир идеи для него — основа материального мира.
В диалоге «Тимей» появление жизни на Земле у него совпадает по времени с возникновением человека. Из «бесформенной сущности» Творец («демиург») создает «тело мира», затем «...создатель вложил разум в душу, а душу вселил в тело». Так вещественный мир превращается в «живое существо» с разумом и душою.
Творец создал человека с бессмертной душой как наиболее совершенное существо по своему образу и подобию, а все остальные существа возникают как его модификации. Платон высказал мысль о мозге как о высшем органе, где находится бессмертная часть души.
Аристотель — ученик Платона. Однако идеи Аристотеля не во всем соответствовали взглядам Платона. Стремление к поиску истины для него оказалось дороже, чем авторитет своего друга и дорогого учителя. Так, Аристотель исходил из материальности мира и постоянства его движения. В основе философии Аристотеля лежат четыре начала: материя, форма, движение и цель. Движение обусловлено механическими и конечными причинами (телеология). Вместе с тем он разработал учение о формах движения, ощущениях и разуме, как источниках положительных знаний. Однако развитие материального мира (как пассивного начала) ставил он в зависимость от высшей воли — «первый толчок». Он выделил три вида души: растительная (питающая), чувственная (бескровные животные) и разумная. Низшие формы, по его мнению, входят в высшие.
При объяснении явлений живой природы он проявлял двойственность (дуализм): пассивная материя и активная форма. Материя зависит от формы; последняя выступает как причина и цель превращений материи.
В образовании зародыша он допускал участие мужского и женского начал, более активной все же считал форму, заключенную в мужском начале в виде души. Проявлением активности души Аристотель объяснял целесообразность в живой природе. Однако он допускал возможность участия в этом процессе и материи, что приводит к уклонениям от целесообразности в виде уродств.
При описании развития цыпленка он проследил постепенное его становление от неопределенных очертаний к строгой форме. Для этого он ежедневно брал яйца из-под наседки. Полученные данные на птицах он сравнивал с развитием человека, чем способствовал возникновению идеи о «сходстве путей эмбриогенеза животных и человека».
Аристотель рассматривал онтогенез как реализацию предначертанных «конечных причин». Оригинальна попытка Аристотеля связать представления о душе с явлением рекапитуляции. В этой связи он доказывает присутствие питающей души уже в зародыше и различных видов души на всех стадиях развития, а также постепенное приобретение зародышем облика взрослого животного.
В работах Аристотеля можно проследить и идею борьбы за существование в природе. Так, например, он подчеркивает, что животные, обитающие вместе и употребляющие сходную пищу, вступают между собой в борьбу при нехватке последней. Он допускал напряженность борьбы между одинаковыми животными.
Много внимания он уделял образу жизни животных. В работах «О частях животных», «О возникновении животных», «Учение о растениях» и других он подмечает явление аналогии и гомологии, корреляции органов, интересуется вопросами зародышевого развития и наследования признаков в потомстве у человека, а также развитием ощущений, умственной деятельности, связи души и тела (работа «О душе»). Много внимания он уделяет размножению организмов, регенерации — восстановлению целого организма из части. В явлении регенерации он усматривал сходство несовершенных животных и растений.
Аристотель первый по времени натуралист, поставивший научно - исследовательскую работу на небывалую до него высоту. Разнообразны были его научные интересы, в том числе касающиеся живой природы. Здесь следует упомянуть прежде всего попытки классифицировать животных по комплексу признаков, что позволило ему (впервые!) отделить дельфинов от рыб.
Так, у дельфинов есть легкие, и дышат они воздухом. В отличие от рыбы дельфина можно утопить, если долго держать под водой. Кроме того, дельфины — животные теплокровные, а не холоднокровные. И, что самое важное, они рожают живых детенышей, которые еще в утробе матери питаются через плаценту. Во всем этом дельфины сходны с покрытыми шерстью теплокровными животными суши. По мнению Аристотеля, этих сходных признаков было вполне достаточно, чтобы объединить китообразных (киты, дельфины и морские свиньи) с сухопутными животными, а не морскими рыбами, — в этом он на два тысячелетия опередил свое время, ибо все античные и средневековые ученые продолжали объединять китообразных с рыбами. Заслугой Аристотеля следует считать и другой его вывод: он разделил покрытых чешуей рыб на две группы — рыбы с костным и рыбы с хрящевым, как у акулы, скелетом.
Всех животных он разделил на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма). Животных с кровью, в свою очередь, делил на живородящих, яйцеродных, а без крови — размножающихся яйцами (они также неоднородны) и возникающих самопроизвольно. Млекопитающих делил он на парно- и непарнокопытных, рыб — на хрящевых и костистых. Он подметил различия крупных и мелких животных по плодовитости. Это положение распространял и на растения.
В «Истории животных» встречаются описания в области сравнительной анатомии и морфологии, предвосхитившие последующие идеи Ж.Кювье и Ж.Сент-Илера. Это дает право назвать Аристотеля основателем сравнительной анатомии. Аристотель замечает, что одни «органы сходны по положению и функциям, а по существу различной природы, другие одной и той же природы, но различны по форме» (т.е. это аналогичные и гомологичные органы).
В итоге пришел он к формулировке «Закона корреляций органов». Так, обратив внимание на связь формы и функций органа, Аристотель ставит вопрос: «Ради чего существует орган?» Отвечает: для выполнения предначертаний цели. Тело существует ради души, «части тела — ради выполнения предначертаний цели». Например, язык существует ради вкусовых ощущений и речи. Более ценное природа помещает в более ценном месте. Отсюда сердце лежит «посередине существенно необходимой для жизни части тела». В этом смысле Аристотеля следует считать основоположником учения «о конечных причинах или целях природы» (телеология), продолжавшего господствовать в биологии до середины XIX в. Его преодоление — одна из заслуг теории Ч.Дарвина .
Реализацию цели пытался он изобразить в виде лестницы веществ и существ с усложнением ее ступеней, включая и человека. Так, Аристотель замечает, что «природа без перерывов идет от тел неодушевленных к животным через живые, но не заслуживающие названия животных» и поэтому «трудно вскрыть, где собственные границы и где середина этого последовательного ряда..., за телами неодушевленными идут сперва растения...».
При этом живые существа отличаются наличием энтелехии («жизненной силы»), в чем проявляется витализм Аристотеля в подходе к явлениям жизни. Проникновением энтелехии он объяснял возможность самопроизвольного зарождения не только низших животных, даже рыб, лягушек и мышей. Отсюда вся природа якобы в той или иной степени одушевлена, так как «все наделено... душой».
Таблица - Лестница существ (по Аристотелю)
Ступени лестницы | Характеристика |
Человек | Душа питающая, чувствующая, движущая и разумная |
Животные с кровью | Душа питающая, чувствующая и движущая |
Переходные формы («зоофиты») | Душа питающая и чувствующая |
Растения | Душа питающая |
Минералы | Без души |
Земля, воздух, вода и огонь | Основа всего |
При всех недостатках идеи «лестницы существ» ей нельзя отказать в постановке вопроса о связи между неживой и живой природой, а также в изображении последней в виде восходящего и совершенствующего ряда. В силу ограниченности фактов все это представлялось мистически. В принципе же важна сама постановка вопроса, что способствовало в дальнейшем поиску возможностей перехода от одной ступени к другой.
Аристотель создал и «учение о растениях». Растения обладают низшей ступенью развития души (сила питания и роста), животные—более высшей (стремление и чувствования). Аристотель отмечал у растений и животных и некоторые общие свойства. Они состоят из сходных элементов. Строение органа у растений проще, чем у животных. Питательные вещества земли образуют тело растения. Возобновление, воспроизведение — характерные черты растений.
У растений он выделял разнообразные формы размножения. Он различал и пол у растений, хотя мужское и женское у растений скрыто, возникает в семени. Усматривал сходство между яйцом животных и семенем растений в образовании зародыша из части плода, другая часть служит ему пищей.
В заслуги Аристотеля следует также ставить введение понятия «вид» для обозначения группы животных (предметов) одинаковой сущности в отличие от других групп животных (предметов). Хотя Аристотель употреблял понятие «вид» и применительно к животным, оно скорее всего для него имело только логический смысл. Тем не менее введенное им понятие «вид» в последующем сыграло положительную роль в формулировке морфологической концепции вида и стало одним из важнейших в биологии .
Из сказанного видно, насколько всеобъемлющими были интересы Аристотеля и его стремление подкрепить их наблюдениями. Не случайно Аристотель назван «учителем учителей» (А.Данте). По этой причине работы Аристотеля и его учеников до сих пор привлекают внимание историков науки.
Идеи Аристотеля применительно к растениям получили развитие в работах его любимого ученика – Теофраста (372—287 гг. до н. э.), который после смерти учителя возглавил созданную им афинскую школу философов. В его труде «Исследования о растениях» содержатся сведения о классификации, использовании, строении и размножении, способах прорастания семян растений. При описании растений он ввел такие ботанические понятия как плод, околоплодник и сердцевина, различал способы их размножения. Отличал злаки и бобовые по семядолям, корням и стеблям, а также мужские и женские растения у финиковой пальмы (нередко отнеся их даже к разным видам). Считал, что «дерево самца» отличается наличием цветочной пыли, попадающей на соцветия «дерева самки».
Теофраст— «отец ботаники» - выделил ее как самостоятельную науку. Он рассматривал строение и физиологию растений, географическое распространение, влияние условий на них. Он систематизировал более 500 растений, классифицировал их по жизненным формам: деревья, кустарники, полукустарники и травы, выделяя их характерные черты. Написал 10-томную «Естественную историю растений» и 8-томную историю «О причинах растений». Выделял дикие и культурные, вечнозеленые и с опадающей листвой, растения суши и воды, хвойные. Описание растений он сопровождал сведениями об их использовании и распространении, выделял одно- и двудомные. Листья делил на простые и сложные, кору, древесину и сердцевину выделял как части растений. Касаясь проблемы роста и размножения, происхождения растений, описал явление геотропизма, движений листьев, приемы прививок.
Он пытался выделить фитогеографические зоны. Из более тонких его наблюдений следует упомянуть описания явлений возрастной мозаики листьев (плющ), изменения формы листьев и корней со старением деревьев (тополь, клещевина), различий долговечности растений в разных условиях произрастания, движений растений (мимоза и лазающие формы), расщепление вегетативно размножаемых растений при переводе на семенное возобновление (плодовые, виноград и др.) и проявления материнских признаков при вегетативном воспроизведении, полярности органообразования, рудиментов и переразвитых частей тела у растений. Так, на примере отрезков побега ивы и винограда он предостерегал от неудач при посадке их морфологически верхними концами. Он выступает против возможностей самопроизвольного возникновения сложных растений.
В той же работе Теофраста содержатся другие сведения о растениях (листопад, созревание плодов, опыление и т.д.), которые характеризуют его как оригинального исследователя-экспериментатора, сумевшего критически обобщить и существенно дополнить наблюдения предшественников над растениями. Он прожил более 100 лет и весьма плодотворно изучал особенности жизнедеятельности растений, в отличие от других древних натурфилософов, что следует поставить ему в заслугу.
- История и методология биологии
- Содержание
- Введение
- Лекция № 1
- 1. Представления о природе в древности
- 2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
- 2.1. Философы - материалисты
- 2.2. Ионийская школа
- 2.3. Афинская школа
- 2.4. Александрийская школа
- 3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
- 4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
- 4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
- 4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
- Лекция № 2
- 1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
- 2. Успехи в области ботаники, систематики и физиологии растений
- 3. Зоологические исследования
- 4. Методологические итоги изучения живой природы
- Лекция № 3
- 1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем
- 2. Достижения в области физиологии растений
- 3. Исследования в области зоологии
- 4. Исследования в области эмбриологии
- 5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. И их критика
- Лекция № 4
- 1. Достижения в сравнительной морфологии и анатомии животных и растений
- 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений
- 3. Исследование онтогенеза и эмбрионального развития животных и растений
- 4. Успехи в области физиологии животных и растений
- 5. Клеточная теория
- 6. Учение ж.Б. Ламарка
- Лекция № 5
- 1. Ч.Дарвин и теория естественного отбора
- 2. Эволюционное направление в палеонтологии и систематике
- 3. Развитие эмбриологии животных и растений
- 4. Исследования структурно-функциональной организации живых существ
- 5. Развитие представлений о целостности живой природы
- 6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
- Лекция № 6
- 1. Открытие гормонов
- 2. Достижения в исследовании иммунитета
- 3. Открытие групп крови
- 4. Создание химиопрепаратов
- 5. Создание первых антибиотиков и пестицидов
- 6. Исследование продуктов промежуточного обмена
- 7. Использование в биохимии радиоактивных изотопов
- 8. Открытие витаминов
- 9. Исследования нервной деятельности и поведения
- Лекция № 7
- 1. Открытие ферментов и коферментов
- 2. Изучение тонкой структуры белков с помощью физико-химических методов
- 3. Изучение строения биомолекул методом хроматографии
- 4. Установление первичной структуры белка
- 5. Краткая история генетики
- Роль отечественных ученых в развитии генетики
- Лысенковщина
- Причины лысенковщины:
- 6. Установление роли днк
- 7. Открытие двойной спирали днк
- 8.Расшифровка генетического кода
- Лекция № 8
- 1. Зарождение протистологии
- 2. Зарождение бактериологии
- 3. Проблема самозарождения микроорганизмов
- 4.Морфология и систематика микроорганизмов
- 5. Формирование микробиологии как самостоятельной науки
- 6. Вклад р.Коха в бактериологию
- 7. Начало научной деятельности л. Пастера
- 8. Опровержение теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 10. Создание л. Пастером учения об иммунитете
- 11. Фагоцитарная и гуморальная теории иммунитета
- 12. Изучение участия микробов в природных процессах
- 13. Создание с. Н. Виноградским почвенной микробиологии
- 14. Разработка методов микробиологических исследований
- 15. Особенности микробиологии в XX веке
- Лекция № 9
- 1. Зарождение вирусологии
- 2. Возникновение и развитие учения о вирусах бактерий
- 3. Развитие представлений о лизогении
- 4. Расшифровка природы лизогении
- 5. Изучение вирусов животных и человека
- 6. Развитие фитовирусологии
- 7. Заключение
- Список источников литературы:
- 610000, Г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.Ru