4. Расшифровка природы лизогении
Несоответствие гипотезы «секреции» Нортропа фактам, установленным в 40-х годах Дельбрюком, привело к дискредитации не только этой гипотезы, но и самого феномена лизогении, задержав развитие этой проблемы на 10 лет. Изучение лизогении было возобновлено в 1949 г. в институте Пастера русским ученым Андрэ Львовым и А. Гутман. В 1950 г. они установили сохранение у единичных клеток лизогенного штамма бактерий в отсутствие бактериофага признака лизогенности в течение 19 генераций, доказав тем самым наследственную природу лизогении. Этот факт нельзя было отнести за счет адсорбированных частиц фага, так как в этом случае их число составило бы 219 и они заняли бы объем, во много раз превышающий размеры клетки. Львов и Гутман раскрыли также механизм образования фага лизогенными бактериями, показав, что фаг всегда выделяется только в результате лизиса клетки-хозяина.
В том же году А. Львов, Л. Симинович и Н. Кьелдгаард установили способность ультрафиолетовых лучей индуцировать лизис лизогенных бактерий. В 1953 г. Львов создал унитарную концепцию лизогении, в которой он, так же как и ранее Бернет, объяснял все свойства лизогении бактерий наличием в них неинфекционного зачатка, названного им профагом (Нобелевская премия, 1965). Принципиально новым в гипотезе Львова является взгляд на профаг как генетический компонент фага, способный индуцироваться под действием ультрафиолетовых лучей. Профаг интегрирован в хромосому клетки и продуцируется в том случае, когда происходит разрыв слабой связи между профагом и бактериальной хромосомой. Все фаги по их способности вызывать продуктивную или лизогенную реакцию он подразделяет на вирулентные и умеренные.
Экспериментальная проверка этой концепции стала возможна в результате открытия Эстер Ледерберг (1951) лизогенности у штамма К-12 Е.coli и выделением ею умеренного фага, названного лямбда. Это открытие создало основу для систематического изучения лизогении.
В 1951 г. В. Фримен обнаружил явление лизогенной конверсии — образование токсигенных штаммов дифтерийной палочки из нетоксигенных после контакта последних с умеренными дифтерийными фагами. Приобретение бактерией новых наследственных признаков в результате лизогенной конверсии было связано с внесением новой генетической информации фага, поскольку при утрате профага клетка теряет приобретенные признаки.
В 1952 г. Н. Циндер и Дж. Ледерберг открыли феномен трансдукции — направленного переноса умеренным фагом фрагмента хромосомы от бактерии-донора к бактерии-реципиенту. При трансдукции происходит перенос одного из признаков бактериальной клетки—способности синтезировать какую-либо аминокислоту или сбраживать тот или иной углевод.
Феномен трансдукции явился важным инструментом определения локализации генов в хромосомах бактерий и построения их генетических карт.
Четвертый период (с 1953 г.) характеризуется появлением новых направлений — молекулярной биологии и молекулярной генетики вирусов бактерий. Открытие генетической функции ДНК стимулировало исследования ее структуры. Предложенная Дж. Уотсоном и Ф. Криком (1953) модель строения молекулы ДНК в виде двойной спирали и установление принципа комплементарности ее оснований объяснили генетические свойства ДНК фагов — способность к репликации, мутированию и рекомбинации.
Открытие фага фХ174, содержащего однонитчатую ДНК (Р. Синсхеймер,1959) подтвердило универсальность полуконсервативного механизма репликации ДНК. Оказалось, что после проникновения в клетку одноцепочечной ДНК фага фХ174, так называемой «плюс»-цепи, на ней формируется комплементарная ей «минус»-цепь и в результате образуется двухцепочечная репликативная форма. «Минус»-цепь и служит матрицей для синтеза информационной РНК фага фХ174 (Р. Синсхеймер, 1968).
В начале 60-х гг. было показано, что генетическая карта фага Т4 представляет собой кольцо.
Важное значение для развития молекулярной генетики вирусов бактерий имели работы С. Бензера (1955), установившего тонкое строение гена rII фага Т4. Он показал, что этот ген состоит из двух функциональных участков, названных им цистронами А и В, которые содержат по 10000—15000 нуклеотидов. Каждый цистрон состоит из большого числа единиц мутаций (мутонов) и рекомбинации (реконов). Мутон, по мнению автора, соответствует одному нуклеотиду, а рекон — шести.
Обнаружение в гене rII фага Т4 двух рядом расположенных цистронов привело к изменению представлений о природе гена. Вместо установленной биохимической генетикой зависимости «один ген — один фермент» получает признание формула «один ген — один полипептид», согласующаяся с данными о наличии в ряде активных белков нескольких полипептидных цепей.
Работы Бензера способствовали решению проблемы генетического кода и познанию механизма мутаций. Именно используя область гена rII фага Т4 в качестве модели, Ф. Крик с соавторами (1961) установили общую природу записи генетической информации о структуре белков и механизмы точечных мутаций.
В 1961 г. Н. Циндер и Т. Лёб открыли новый класс вирусов бактерий. Они выделили фаги fl и f2, размножающиеся только в мужских штаммах бактерий (F+ и Hfr). Подобное ограничение обусловлено тем,, что для адсорбции этих фагов необходимы F-пили, находящиеся только на поверхности мужских бактерий.
Фаг fl оказался мелким фагом, содержащим одноцепочечную ДНК, как и фаг фХ174. Но в отличие от последнего он содержит вдвое больше белка и имеет форму длинной изогнутой палочки. Механизм репликации ДНК фага fl такой же, как у фага срХ174.
Фаг fl отличается от всех вирусов бактерий способом его выделения из зараженной клетки-хозяина: секретирующие его клетки Е. coli продолжают расти и размножаться, и никакого лизиса при этом не происходит. Так, спустя более 20 лет после того, как в опыте с одиночным циклом размножения фага было доказано высвобождение фагов только путем лизиса клетки, оказалось, что сторонники гипотезы «секреции» не так уж сильно ошибались.
Лёб и Циндер (1961) установили, что фаг f2 является мелкой сферической частицей, содержащей одноцепочечную РНК. Авторы показали, что в зараженных фагом f2 клетках РНК может находиться в двухцепочечной репликативной форме. Одноцепочечная родительская цепь РНК, так называемая «плюс»-цепь, используется в качестве матрицы для синтеза комплементарной «минус»-цепи; в результате образуется двухцепочечиая репликативная форма, «минус»-цепь которой служит матрицей для синтеза «плюс»-цепей РНК. До окончания синтеза первой дочерней «плюс»-цепи на репликативной форме начинается синтез второй, третьей, четвертой дочерних «плюс»-цепей. В итоге репликативная форма превращается в так называемый репликативный промежуточный продукт, состоящий из двухнитчатой РНК и нескольких однонитчатых РНК, процесс репродукции завершается лизисом клетки.
В 50-х годах тщательному изучению подвергся фаг лямбда. Во многих отношениях он оказался сходным с Т-четными фагами. Частица его состоит из головки и длинного отростка. Наибольший интерес представляет открытие «липких концов»— одноцепочечных участков длиной в 20 нуклеотидов на каждом из 5'-концов ДНК фага (А. Херши, Е. Буржи, Л.Ингрем, 1963). Эти участки комплементарны и поэтому позволяют молекуле ДНК свертываться в кольцо. ДНК внутриклеточного фага представляет собой замкнутое ковалентной связью кольцо, образованное путем «скрепления» липких концов (Е. Янг, Р. Синсхеймер, 1964). В 1967 г. P. By и А. Кайзер расшифровали нуклеотидную последовательность липких концов фага лямбда.
При созревании фаговых частиц кольцевая вегетативная ДНК «перекусывается» ферментом по двум специфическим межнуклеотидным связям в разных полинуклеотидных цепях, что восстанавливает линейную структуру ДНК с липкими концами, которая и служит хромосомой для дочерних инфекционных фаговых частиц.
Была построена точная карта фага лямбда, на его модели изучены тонкие механизмы регуляции активности генов и интеграции генома фага в хромосому бактерии.
- История и методология биологии
- Содержание
- Введение
- Лекция № 1
- 1. Представления о природе в древности
- 2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
- 2.1. Философы - материалисты
- 2.2. Ионийская школа
- 2.3. Афинская школа
- 2.4. Александрийская школа
- 3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
- 4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
- 4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
- 4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
- Лекция № 2
- 1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
- 2. Успехи в области ботаники, систематики и физиологии растений
- 3. Зоологические исследования
- 4. Методологические итоги изучения живой природы
- Лекция № 3
- 1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем
- 2. Достижения в области физиологии растений
- 3. Исследования в области зоологии
- 4. Исследования в области эмбриологии
- 5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. И их критика
- Лекция № 4
- 1. Достижения в сравнительной морфологии и анатомии животных и растений
- 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений
- 3. Исследование онтогенеза и эмбрионального развития животных и растений
- 4. Успехи в области физиологии животных и растений
- 5. Клеточная теория
- 6. Учение ж.Б. Ламарка
- Лекция № 5
- 1. Ч.Дарвин и теория естественного отбора
- 2. Эволюционное направление в палеонтологии и систематике
- 3. Развитие эмбриологии животных и растений
- 4. Исследования структурно-функциональной организации живых существ
- 5. Развитие представлений о целостности живой природы
- 6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
- Лекция № 6
- 1. Открытие гормонов
- 2. Достижения в исследовании иммунитета
- 3. Открытие групп крови
- 4. Создание химиопрепаратов
- 5. Создание первых антибиотиков и пестицидов
- 6. Исследование продуктов промежуточного обмена
- 7. Использование в биохимии радиоактивных изотопов
- 8. Открытие витаминов
- 9. Исследования нервной деятельности и поведения
- Лекция № 7
- 1. Открытие ферментов и коферментов
- 2. Изучение тонкой структуры белков с помощью физико-химических методов
- 3. Изучение строения биомолекул методом хроматографии
- 4. Установление первичной структуры белка
- 5. Краткая история генетики
- Роль отечественных ученых в развитии генетики
- Лысенковщина
- Причины лысенковщины:
- 6. Установление роли днк
- 7. Открытие двойной спирали днк
- 8.Расшифровка генетического кода
- Лекция № 8
- 1. Зарождение протистологии
- 2. Зарождение бактериологии
- 3. Проблема самозарождения микроорганизмов
- 4.Морфология и систематика микроорганизмов
- 5. Формирование микробиологии как самостоятельной науки
- 6. Вклад р.Коха в бактериологию
- 7. Начало научной деятельности л. Пастера
- 8. Опровержение теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 10. Создание л. Пастером учения об иммунитете
- 11. Фагоцитарная и гуморальная теории иммунитета
- 12. Изучение участия микробов в природных процессах
- 13. Создание с. Н. Виноградским почвенной микробиологии
- 14. Разработка методов микробиологических исследований
- 15. Особенности микробиологии в XX веке
- Лекция № 9
- 1. Зарождение вирусологии
- 2. Возникновение и развитие учения о вирусах бактерий
- 3. Развитие представлений о лизогении
- 4. Расшифровка природы лизогении
- 5. Изучение вирусов животных и человека
- 6. Развитие фитовирусологии
- 7. Заключение
- Список источников литературы:
- 610000, Г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.Ru