3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
У римлян господствовал дух эмпиризма и практицизма, падение интереса к теории. При этом у Рима не было своей философии, он пользовался идеями и философией греков.
Большое внимание римляне уделяли вопросам сельского хозяйства. В этом смысле особенно следует упомянуть о работе Цензора Катона «О делах деревенских», где обращается внимание на возделывание злаков, овощей и плодовых, подбор домашнего скота и т.д. Следует также упомянуть о работе Вергилия «Георгики», содержащей много сведений на этот счет, в том числе рекомендации «о прививках стволов и почек», о винограде и даже повреждениях растений. Интересны описания борьбы самцов за обладание самкой (в результате происходит улучшение потомства), как надо выбирать жеребца при разведении коней, о жизни пчел и т.д.
Особый интерес представляют рассуждения римского философа и поэта Тита Лукреция Кара (I в. до н.э.) в поэме «О природе вещей», где он признает материальность и бесконечность развития вселенной, возможность существования жизни на других мирах. Растения рассматривал как предшественников животных. При этом он допускал и возможность возникновения бабочек из цветков, уродов без ног или вовсе без рук как результат неправильного соединения органов и отклонения условий. Лукреций допускал не только участие мужского и женского начала («семени») в воспроизведении, в передаче признаков потомству, а также преобладание признаков одного из полов, когда могут появиться даже скрытые признаки дальних предков.
Он считал, что «природа движима волей своей, от богов независима вовсе». Основу природы усматривал в беспрерывном созидании и разрушении, как результат противоборствующих процессов — «любви и смерти». Все это вытекает из бесконечности и многообразия «первичных телец»—атомов (по Демокриту). Эти же тельца приводят к самозарождению живых существ из земли и разлагающихся остатков самих организмов. При этом растения появляются раньше животных.
Представляют интерес его замечания о способах выживания: «испокон веков от гибели племя свое сохраняют хитростью или отвагой или же ловким проворством»: эти мысли созвучны с представлениями о борьбе за существование и отличаются подлинной новизной.
Ближе к нашей эре, после падения Республики и аристократического императорского Рима (48 г. до н.э.), наблюдается упадок интереса к изучению природы. В это смутное время работал Плиний Старший, оставивший обширный энциклопедический 37 – томный труд «Естественная история» как результат обобщения древней мысли из разных разделов естествознания (включая анатомию, физиологию, зоологию, ботанику, агрономию и медицину).
В ней животные группируются по определённым признакам, описаны поведение и изменчивость животных, инстинкты пчел при поиске нектара, обращено внимание на вскармливание летучей мышью детенышей молоком, гнездовой паразитизм кукушки, изменчивость окраски хамелеонов и т.д. Одновременно встречается много фантазий: как хамелеон питается воздухом, зайцы двуполые, морские животные - промежуточные между растениями и высшими животными.
В работе перечислено свыше 1000 видов растений с указанием их использования, классификация растений сделана произвольно, а их характеристика весьма лаконична. Автор замечает, что «природа...все создала для человека». Есть и указания о борьбе за существование среди деревьев («деревья взаимно убивают друг друга своей тенью»), влиянии почвенных условий на рост, цветение и плодоношение растений, об участии насекомых в опылении фигового дерева, о формах листьев, корней и ветвей, листорасположении и влиянии условий на рост, цветение и вегетативное размножение растений. Хотя Плиний мало что внес оригинального, его сочинения на протяжении многих веков способствовали поддержке интереса к природе и любви к знаниям.
В начале нашей эры возрастает интерес к вопросам прикладной ботаники (Диоскорид, Николай Дамаскин и др.): изучению лекарственных форм и физиологических особенностей растений.
Как выдающийся завершитель этого периода выделяется Клавдий Гален со своими трудами в области медицины, анатомии и физиологии человека. Он впервые поставил изучение физиологических процессов и психических явлений на экспериментальную основу, углубил представления о связи между строением и функцией органов, организацией и поведением животных. Он собрал и обобщил большой материал по результатам вскрытия различных млекопитающих.
Среди прочих фактов он прибегает к сравнению строения передних конечностей у человека и обезьяны. У человека «руки являются органами, приличествующими разумному существу», его двуногое хождение он связывал с превращением передних конечностей в руки. При рассмотрении строения любого органа он использует широкие сравнения. Он создатель учения о мускулах, автор подробного описания мышц и нервов, центральной и периферической нервной системы. Свой опыт хирургического вмешательства обобщил в трактате «О перерезке нервов».
- История и методология биологии
- Содержание
- Введение
- Лекция № 1
- 1. Представления о природе в древности
- 2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
- 2.1. Философы - материалисты
- 2.2. Ионийская школа
- 2.3. Афинская школа
- 2.4. Александрийская школа
- 3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
- 4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
- 4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
- 4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
- Лекция № 2
- 1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
- 2. Успехи в области ботаники, систематики и физиологии растений
- 3. Зоологические исследования
- 4. Методологические итоги изучения живой природы
- Лекция № 3
- 1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем
- 2. Достижения в области физиологии растений
- 3. Исследования в области зоологии
- 4. Исследования в области эмбриологии
- 5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. И их критика
- Лекция № 4
- 1. Достижения в сравнительной морфологии и анатомии животных и растений
- 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений
- 3. Исследование онтогенеза и эмбрионального развития животных и растений
- 4. Успехи в области физиологии животных и растений
- 5. Клеточная теория
- 6. Учение ж.Б. Ламарка
- Лекция № 5
- 1. Ч.Дарвин и теория естественного отбора
- 2. Эволюционное направление в палеонтологии и систематике
- 3. Развитие эмбриологии животных и растений
- 4. Исследования структурно-функциональной организации живых существ
- 5. Развитие представлений о целостности живой природы
- 6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
- Лекция № 6
- 1. Открытие гормонов
- 2. Достижения в исследовании иммунитета
- 3. Открытие групп крови
- 4. Создание химиопрепаратов
- 5. Создание первых антибиотиков и пестицидов
- 6. Исследование продуктов промежуточного обмена
- 7. Использование в биохимии радиоактивных изотопов
- 8. Открытие витаминов
- 9. Исследования нервной деятельности и поведения
- Лекция № 7
- 1. Открытие ферментов и коферментов
- 2. Изучение тонкой структуры белков с помощью физико-химических методов
- 3. Изучение строения биомолекул методом хроматографии
- 4. Установление первичной структуры белка
- 5. Краткая история генетики
- Роль отечественных ученых в развитии генетики
- Лысенковщина
- Причины лысенковщины:
- 6. Установление роли днк
- 7. Открытие двойной спирали днк
- 8.Расшифровка генетического кода
- Лекция № 8
- 1. Зарождение протистологии
- 2. Зарождение бактериологии
- 3. Проблема самозарождения микроорганизмов
- 4.Морфология и систематика микроорганизмов
- 5. Формирование микробиологии как самостоятельной науки
- 6. Вклад р.Коха в бактериологию
- 7. Начало научной деятельности л. Пастера
- 8. Опровержение теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 10. Создание л. Пастером учения об иммунитете
- 11. Фагоцитарная и гуморальная теории иммунитета
- 12. Изучение участия микробов в природных процессах
- 13. Создание с. Н. Виноградским почвенной микробиологии
- 14. Разработка методов микробиологических исследований
- 15. Особенности микробиологии в XX веке
- Лекция № 9
- 1. Зарождение вирусологии
- 2. Возникновение и развитие учения о вирусах бактерий
- 3. Развитие представлений о лизогении
- 4. Расшифровка природы лизогении
- 5. Изучение вирусов животных и человека
- 6. Развитие фитовирусологии
- 7. Заключение
- Список источников литературы:
- 610000, Г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.Ru