9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
В 1865 г. французское правительство предложило Пастеру оказать помощь промышленности, страдавшей от болезней шелковичных червей. Изучение этой проблемы заняло у Пастера около пяти лет и принесло ему широкую известность. Это была первая работа Пастера по этиологии инфекционных болезней, положившая начало его блестящим исследованиям в области медицинской микробиологии. Как известно, болезнь шелковичных червей вызывается грибком мюскардиной (А. Басси, 1837).
Подтвердив путем тщательных микроскопических исследований наличие непосредственной связи между возникновением болезни и присутствием в телах червей микроскопических образований, а также заразность болезни, и установив время ее максимального проявления, Пастер показал, что болезнь шелковичных червей, называемая пебриной, отличается от другой болезни — фляшери, распознание которой значительно затруднено нерегулярностью выявления ее возбудителя.
Лабораторные исследования привели Пастера к важным практическим рекомендациям: для избежания заболевания следует искать под микроскопом в телах бабочек и куколок шелкопряда микроскопических возбудителей и отбирать грену только здоровых бабочек; создавать благоприятные условия содержания червей, так как развитие фляшери стимулируется их плохим содержанием и ослабленным физиологическим состоянием. Эти выводы и рекомендации Пастера легли в основу системы предупреждения и мер борьбы с болезнями шелковичных червей.
В рассматриваемый период в медицинских кругах, несмотря на отдельные голоса в защиту микробного происхождения инфекционных болезней (труды П. Рейяра, Ф. Брауэлла, К. Давэна, Р. Коха), еще царил консерватизм в толковании причин возникновения заразных болезней.
Вооруженный результатами своих исследований брожений, проблемы самопроизвольного зарождения, болезней шелковичных червей Пастер начал отстаивать теорию микробного происхождения инфекционных болезней человека. Первым его выступлением в этом направлении было доказательство того, что родильная горячка, чрезвычайно распространенная в то время во Франции, вызывается не гнилостным запахом, как тогда полагали, а является результатом передачи ее микроскопического возбудителя самим медицинским персоналом, пренебрегавшим правилами антисептики. Тщательными микроскопическими наблюдениями Пастер выявил возбудителя горячки (стрепкококк) и предложил методы защиты от его проникновения в организм, что послужило основой развития антисептики, совершившей переворот в хирургии.
Следует заметить, что еще в 1847 г. венгерский врач Игнац Земмельвейс, работавший в Вене, выступил с обоснованием того, что причиной родильной горячки является перенос заразного начала (его природу Земмельвейс, правда, не понимал) на руках и инструментах персонала, и предложил меры антисептики. Однако его доводы не встретили понимания, а сам Земмельвейс был отстранен от работы и подвергся травле.
Создатель теории антисептики, основанной на гипотезе микробного происхождения болезней, английский хирург Джозеф Листер с успехом разрабатывал в медицине идеи Пастера. Тщательные исследования Листера по этиологии большого числа инфекционных заболеваний, доказавшие болезнетворную роль многих микроорганизмов, решили проблему антисептики.
Использование методов химической стерилизации ран, рук хирурга (антисептика) и физической стерилизации хирургических инструментов, посуды, белья (асептика) способствовало подтверждению микробной природы многих заболеваний.
- История и методология биологии
- Содержание
- Введение
- Лекция № 1
- 1. Представления о природе в древности
- 2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
- 2.1. Философы - материалисты
- 2.2. Ионийская школа
- 2.3. Афинская школа
- 2.4. Александрийская школа
- 3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
- 4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
- 4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
- 4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
- Лекция № 2
- 1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
- 2. Успехи в области ботаники, систематики и физиологии растений
- 3. Зоологические исследования
- 4. Методологические итоги изучения живой природы
- Лекция № 3
- 1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем
- 2. Достижения в области физиологии растений
- 3. Исследования в области зоологии
- 4. Исследования в области эмбриологии
- 5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. И их критика
- Лекция № 4
- 1. Достижения в сравнительной морфологии и анатомии животных и растений
- 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений
- 3. Исследование онтогенеза и эмбрионального развития животных и растений
- 4. Успехи в области физиологии животных и растений
- 5. Клеточная теория
- 6. Учение ж.Б. Ламарка
- Лекция № 5
- 1. Ч.Дарвин и теория естественного отбора
- 2. Эволюционное направление в палеонтологии и систематике
- 3. Развитие эмбриологии животных и растений
- 4. Исследования структурно-функциональной организации живых существ
- 5. Развитие представлений о целостности живой природы
- 6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
- Лекция № 6
- 1. Открытие гормонов
- 2. Достижения в исследовании иммунитета
- 3. Открытие групп крови
- 4. Создание химиопрепаратов
- 5. Создание первых антибиотиков и пестицидов
- 6. Исследование продуктов промежуточного обмена
- 7. Использование в биохимии радиоактивных изотопов
- 8. Открытие витаминов
- 9. Исследования нервной деятельности и поведения
- Лекция № 7
- 1. Открытие ферментов и коферментов
- 2. Изучение тонкой структуры белков с помощью физико-химических методов
- 3. Изучение строения биомолекул методом хроматографии
- 4. Установление первичной структуры белка
- 5. Краткая история генетики
- Роль отечественных ученых в развитии генетики
- Лысенковщина
- Причины лысенковщины:
- 6. Установление роли днк
- 7. Открытие двойной спирали днк
- 8.Расшифровка генетического кода
- Лекция № 8
- 1. Зарождение протистологии
- 2. Зарождение бактериологии
- 3. Проблема самозарождения микроорганизмов
- 4.Морфология и систематика микроорганизмов
- 5. Формирование микробиологии как самостоятельной науки
- 6. Вклад р.Коха в бактериологию
- 7. Начало научной деятельности л. Пастера
- 8. Опровержение теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 10. Создание л. Пастером учения об иммунитете
- 11. Фагоцитарная и гуморальная теории иммунитета
- 12. Изучение участия микробов в природных процессах
- 13. Создание с. Н. Виноградским почвенной микробиологии
- 14. Разработка методов микробиологических исследований
- 15. Особенности микробиологии в XX веке
- Лекция № 9
- 1. Зарождение вирусологии
- 2. Возникновение и развитие учения о вирусах бактерий
- 3. Развитие представлений о лизогении
- 4. Расшифровка природы лизогении
- 5. Изучение вирусов животных и человека
- 6. Развитие фитовирусологии
- 7. Заключение
- Список источников литературы:
- 610000, Г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.Ru