logo
Ист и метод биол Курс лекц 2012

2.4. Александрийская школа

После победного шествия Александра Македон­ского и завоевания им Персидской империи эллин­ская культура проникла в страны Средиземномор­ского бассейна. Египет подпал под власть Птолемеев (потомков одного из военачальников Александра), и греки перебрались во вновь основанную столицу Алек­сандрию. Там был создан музей, который с полным правом можно считать прообразом современного уни­верситета. Александрийские ученые получили широ­кую известность своими исследованиями по математи­ке, астрономии, географии и физике. И хотя биология не принадлежала к числу популярных в Алексан­дрии наук, однако и в ней можно найти по крайней мере два славных имени: это Герофил (расцвет его деятельности относится к 300-м годам до н. э.) и его ученик Эразистрат (250-е годы до н. э.).

В эпоху христианства Герофила и Эразистрата обвинили в том, что, изучая анатомию человека, они публично производили вскрытие трупов. Не исклю­чено, что это вымысел. Герофил первым из ученых того времени обратил внимание на головной мозг как на орган мышления. Правда, до него на это же ука­зывали Алкмеон и Гиппократ, в то время как Аристо­тель отводил головному мозгу лишь роль органа, предназначенного для охлаждения крови. Герофил установил различия между нервами чувствительными (воспринимающими ощущения) и двигательными (вы­зывающими мышечные сокращения), а также между артериями и венами, заметив, что первые пульсируют, а последние нет. Ему принадлежит описание печени и селезенки, сетчатки глаз и первого отдела тонкой кишки (который теперь получил название двенадца­типерстной кишки), а также половых органов жен­щин и предстательной железы мужчин.

В свою очередь, Эразистрат обнаружил, что голов­ной мозг разделен на более крупные полушария и меньший по размеру мозжечок. Он дал описание моз­говых извилин и обратил внимание на то, что они ярче выражены у человека, чем у животных. Это на­блюдение позволило ему связать количество извилин мозга с умственными способностями.

Остается только пожалеть, что после столь мно­гообещающего начала александрийская школа в био­логии сошла на нет. Фактически греческая наука начала хиреть примерно после 200 г. до н. э. Она про­цветала на протяжении четырех столетий, но в про­должительных междоусобных войнах греки безрассуд­но растратили свою энергию и благосостояние. Они подпали под власть сначала Македонской империи, а затем Рима. Постепенно греческие ученые сосредо­точили свое внимание на изучении риторики, этики, философии, отказались от изучения философии естест­вознания, то есть рационального изучения природы, которое зародилось еще в недрах ионийской школы.

Кроме того, на развитии биологии сказывался еще и тот немаловажный факт, что жизнь — живая приро­да— в отличие от неживого мира считалась священ­ной, а потому неподходящей для рационалистическо­го изучения. Анатомирование человеческого тела мно­гим представлялось абсолютно недопустимым. Поэто­му вскоре им и вовсе прекратили заниматься — вначале из-за морального осуждения, а затем под страхом нарушения законов. В ряде случаев возра­жения носили религиозный характер. Так, египтяне считали, что от целостности тела зависит благополу­чие загробной жизни покойника. У иудеев, а позднее у христиан вскрытие считалось кощунством, ибо, как они утверждали, человеческое тело создано по обра­зу и подобию бога и потому священно.