9.2.3. Информационные свойства мезомира
Ныне известны и доступны для изучения явления мезомира, классифицируемые здесь, как «информационный след». Это результаты функционирования крупных сообществ животных (залежи нефти или гекатомбы динозавров) и растений (залежи каменного угля) в осадочных породах планетарной биосферы.
Оставлен такой информационный след в верхних слоях биосферных отложений и сообществами человека. Это и известные всем монументальные сооружения древности, остатки городов, замков, дворцов; это и особые почвенные покровы. К ним относятся различные типы почв, подвергнувшиеся антропогенному воздействию со стороны человеческих популяций, и носящие название «пахотные земли» или «фонд землепользования».
Наиболее выражена антропогенизация (изменение, привнесенное людьми) так называемого «культурного слоя» (слоя грязи, мусора и всевозможных отходов, сопровождающих деятельность людей), в основном на местах селитебных систем - различных типов поселенческих структур (городов, крепостей, селений). Он насыщен остатками жизнедеятельности человеческих сообществ - обломками бытовых предметов: утвари, в том числе - керамики, орудий труда, оружия, украшений (различных артефактов). Их комплексы различаются по стилистическим особенностям, поскольку они оставлены различными человеческими сообществами, по-разному адаптирующимися к различной среде обитания. Ведь каждый комплекс ландшафтов, служивший местом развития и местом обитания каждого человеческого сообщества, уникален и неповторим.
Кроме остаточной информации - информационного следа на популяционном уровне - действуют и информационные потоки, связывающие популяционные системы в единое целое планетарной биосферы и в прошлом, и ныне.
«Носители информации», наблюдаемые на уровне мезомира, едины для всех живых особей Земли, - это генетические коды, биохимически модифицируемые цепочками макромолекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Так заданы морфологические и физиологические параметры каждого живого организма, в том числе - каждого человека. Кроме биохимических носителей наследственной информации (ДНК), существуют и иные механизмы межпопуляционного общения и передачи «коллективной памяти», кристаллизующейся в процессе популяционной динамики, т. е. информации, выработанной в разных ландшафтных условиях, разными сообществами живых организмов (популяциями), но относящимися к одному биологическому виду.
Изменения, накапливающиеся в генах, вследствие мутагенных процессов на популяционном уровне протекают в масштабе «геологического времени» (миллионов лет формирования и существования видов), а не в масштабе «исторического времени», где единицей измерения служит век (реже - тысячелетие). Законы внутривидовой конкуренции, борьбы за существование, и связанное с их воздействием выживание популяций, действуют именно в масштабах исторического времени и зависят от скорости информационного потока и скорости накопления информационных объемов.
Животный мир использует для передачи из поколения в поколение «вторую сигнальную наследственность», по определению профессора М. Е. Лобашова, то есть обучение. Обучение присуще разным классам живых организмов - насекомым (муравьи, пчелы), птицам и млекопитающим. Не является исключением и человек, вырабатывающий «коллективную память» в процессе эволюционной динамики своих популяций и передающий эту информацию при помощи механизмов второй сигнальной наследственности - обучения.
Элементы искусственной среды обитания (предметной, вещевой среды) оказались особо значимыми для человека именно в процессе информационной трансмиссии (как принято называть передачу информации и в современной этнографии). Информатика человека - «вторая сигнальная система» - по сравнению с аналогичными «информационными системами» приматов - сверхразвита.
В силу сверхразвитости человеческой «второй сигнальной наследственности», статус элементов искусственной, вещевой среды, создаваемой человеком, приобрел особый характер. Вещи бытового назначения приобрели статус символа - носителя значительного объема информации, передаваемого из поколения в поколение. Часто такие вещевые символы стали специально изготовляться. Они несли информацию о временах года и календарных периодах; о наиболее удачных сроках охоты; о сезонных передвижениях животных.
На Бюраканском Международном симпозиуме по внеземным цивилизациям были сделаны попытки дать определение и человеческой цивилизации, как системе по «накоплению и обобщению информации об окружающем мире и о себе самих, с целью выработки сохраняющих реакций».
Именно накопление и обобщение негенетической информации выделяет человека из животного мира, в результате выработки принципиально новых механизмов сохранения «коллективной памяти» («метаязык» человека, по сравнению с «субъязыком» прочих приматов; «метаязык», выработавшийся не без участия символических предметов искусственной вещевой среды - материальной культуры, - предметов, ставших носителями информации).
Основной импульсной системой, «первым уровнем кодировки», «начальным модулем» в информатике человеческих сообществ стала речь, относимая физиологами ко второй сигнальной системе. Первая сигнальная система - эмоциональная реактивность, рефлекторные реакции на воздействия окружающей среды, - наряду со второй сигнальной системой присуща и животным, и человеку.
Сигнальная система звуковых модулированных оповещений (язык), например, у ворона, насчитывающая не менее 300 семантически значимых звукосочетаний (слов), не совпадает в географически различных ареалах, в разных группах популяций. Поэтому вороны Канады не понимают воронов Европы.
Вторая сигнальная система, как функция сенсорно-эмоциональной сферы, как реакция этой сферы сознания на воздействие естественной окружающей среды, была различна и в географически разобщенных человеческих популяциях. Своего рода овеществленное или материализованное, обращенное вовне выражение основной импульсной системы имеется и у животных, и у человека, - это система знаковых выражений речи. Ее различия у разных видов живого связаны с особенностями сенсорной сферы - сферы восприятия окружающего.
Человек около 90 % информации об окружающем мире воспринимает зрением (мир зрительных образов), собака - обонянием (мир запахов), кошка - слухом (мир звуков), что закрепилось в выражении, ставшем почти поговоркой: собака видит мир носом, а кошка ушами. Отметим, что данное определение антропоцентрично, - «видит» мир - это от человеческого мировосприятия, где зрительные образы являются основными.
Видимо из-за специфики мировосприятия знаковая функция в животном мире более ориентирована на обоняние: животные метят «свою» территорию выделениями, где набор феромонов (специфических пахучих веществ) является носителем общеразличимой информации.
Пахнущий феромоном смерти (вещество, выделяемое при гибели) муравей, - даже живой, невредимый и очень активный, но смазанный микроскопической дозой этого пахучего вещества, - выдворяется своими сожителями из муравейника и препровождается на специальное муравьиное кладбище. При возвращении отмеченного «запахом смерти» в муравейник, процедура повторяется до тех пор, пока пахучее вещество полностью не выветривается.
Такой механизм, как компонент сложных процессов на уровне подсознания, сохранился и у человека в сфере сексуального выбора и комплиментарности (возможность бессознательно и, казалось бы, беспричинно нравиться друг другу). Зрительная образность, как доминанта мировосприятия человека, и система воздействия человека на окружающий мир при помощи орудий (создание искусственной, «вещевой» среды обитания и «сферы жизнеобеспечения») способствовали специфике своеобразного знакового и зримого воплощения человеческой речи. Речь существовала не только как внутригрупповая или межгрупповая коммуникативная функция, она «вторично материализовалась».
Стремление к самовыражению в зримых образах привело к появлению наскальных рисунков и громадной категории предметов материальной культуры, определяемых как предметы первобытного искусства. Попытки обозначить территорию человеческих сообществ имели человеческий модуль, присущий нашему биологическому виду, - зримые образы, с первого взгляда отличаемые от всего естественного, природного, - наскальные рисунки и пиктограммы, высекаемые, вырезываемые или нарисованные на древесных стволах (как правило, не сохранились), на камнях, на стенках обрывов и скал.
Их первичная роль в механизмах уже упомянутой «второй сигнальной наследственности» иллюстрируется «пещерной живописью», где её роль межевых отметок еще отсутствует. Позднее, в эпоху среднекаменного века - мезолита, появляются изображения на открытых поверхностях, которые могли исполнять и подобную функцию. Все эти рисунки несли известную их создателям семантическую нагрузку (определенный смысл), понятную в контексте синтагматических связей древних информационных систем, почти безвозвратно утерянных и сохранившихся только в наиболее архаичных пластах архетипов человеческого сознания, отраженных наиболее общими и издревле сохранившимися лингвистическими структурами. Синтагматические многоплановые связи таких знаков (способность каждого из элементов сочетаться друг с другом в разных контекстах) характеризуют человеческие сообщества как сложноструктурные системы, с огромным количеством внутренних и внешних информационных коммуникаций.
Различное количество информации, которыми располагают разные категории людей, связывает все человеческие группы в пределах каждого культурного ареала в сложную систему, где каждая группа является блоком единой структуры - человеческого сообщества данного ареала. Все группы обуславливают существование друг друга. Таким образом, информационный обмен является непосредственной движущей силой поступательного развития человечества, его прогресса. Думается, что информационный обмен между разными сообществами людей, имеющими различно модулированное «информационное поле», приводит к еще одному образованию - появлению человеческих групп или группы на стыке контактирующих. Это ведет к количественному увеличению структурных элементов человечества в целом, к его усложнению, а сложные системы, как известно, устойчивее и жизнеспособнее простых. Упрощение системы - это путь к ее деградации и распаду (что и происходило при изоляции отдельных человеческих сообществ), а усложнение - залог эффективного существования и успешного развития, что наблюдается на примере всего коммуникабельного, объединенного информационными сетями человечества.
Если комплексы сохраняющих реакций овеществлялись древними сообществами человека в виде передаваемых из поколения в поколение умений и становились навыками (при обработке каменных орудий, например), то информация, не требовавшаяся сиюминутно, но необходимая во время катаклизмов и потрясений, не закреплялась ежедневной утилитарной практикой. Она могла быть востребована через два-три, или более сменяющих друг друга поколений, и такую информацию, не закрепленную в навыках, пытались сохранить путем знакового овеществления.
- Министерство образования российской федерации
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Методические рекомендации
- Глава 1. Структура естествознания
- 1.1. Предмет естествознания
- 1.1.1. Анализ понятия «природа»
- 1.1.2. Естествознание донаучное, преднаучное и научное
- 1.1.3. Неисчерпаемость предмета естествознания
- 1.1.4. Специфика донаучного и преднаучного естествознания
- 1.1.5. Специфика научного естествознания
- 1.2. Генезис научного естествознания
- 1.2.1. Перспективы античной преднауки
- 1.2.2. Замещение реальных объектов идеальными
- 1.2.3. Операции преобразования и моделирование изменений
- 1.3. Структура естественнонаучного познания
- 1.3.1. Принципы научного познания
- 1.3.2. Общие методы познания
- 1.3.3. Основные формы естествознания6
- 1.3.4. Непостижимая эффективность математики8
- Глава 2. Этапы развития естествознания
- 2.1. Ступени развития знания
- 2.1.1. «Естественная магия»
- 2.1.2. Магия и религия
- 2.1.3. Религия и естествознание
- 2.1.4. Специфика восточной преднауки
- 2.1.5. Письменность
- 2.2. Естественнонаучные аспекты античной натурфилософии
- 2.2.1. Евклидова геометрия - первая стандартная научная теория
- 2.2.2. Древнегреческий атомизм
- 2.2.3. Механика Архимеда16
- 2.2.4. Становление астрономии
- 2.3. Значение арабской системы знаний в истории естествознания21
- 2.3.1. Физические достижения арабского средневековья22
- 2.3.2. Астрономия арабо-мусульманского средневековья
- 2.4. Научные революции
- 2.4.1. Первая научная революция (xviIвек). Г. Галилей
- 2.4.2. Вторая научная революция (кон. XviiIв.- нач.XiXвека). И. Ньютон
- 2.4.3. Третья научная революция (кон. XiXв.- сер.XXвека)
- 2.4.4. Четвёртая научная революция (кон. XXвека)
- 2.5. Организация современного естествознания
- 2.5.1. Иерархия естественнонаучных законов
- 2.5.2. Этические принципы науки27
- 2.5.3. Роль междисциплинарных исследований в естествознании
- Глава 3. Фундаментальные Концепции естествознания
- 3.1. Термодинамика
- 3.1.1. Роль тепловых явлений в природе
- 3.1.2. Вещественная теория теплоты.
- 3.1.3. Корпускулярная теория теплоты
- 3.1.4. Законы термодинамики
- 3.2. Молекулярно-кинетическая теория (статистическая механика)
- 3.2.1. Основные положения молекулярно-кинетических представлений
- 3.2.2. Дискретность вещества
- Химия. Периодическая таблица химических элементов д. И. Менделеева32
- 3.2.4. Закон сохранения энергии
- 3.3. Электромагнитная теория
- 3.3.1. История открытия электричества
- 3.3.2. М. Фарадей: исследования электромагнетизма
- Заряд и поле. Закон сохранения электрического заряда
- Проводники, полупроводники и диэлектрики. Электрический ток
- Электромагнитное взаимодействие. Электромагнитная теория поля
- 3.4. Квантовая теория
- 3.4.1. Хронология становления квантовой теории
- 3.4.2. Гипотеза м. Планка. Кванты
- 3.4.3. Фотоэлектрический эффект и дискретная природа света
- 3.4.4. Квантовая теория атома н. Бора
- 3.4.5. Вероятностный характер процессов в микромире
- 3.4.6. Гипотеза Луи де Бройля об универсальности корпускулярно-волнового дуализма
- 3.4.7. Принцип неопределённости в. Гейзенберга
- 3.4.8. Волновая механика и уравнение э. Шредингера
- 3.4.9. Принцип дополнительности н. Бора
- 3.5. Симметрия
- 3.5.1. Симметрия и законы сохранения
- 3.5.2. Принципы, организующие сходство
- 3.5.3. Роль симметрии в организации мира
- Глава 4. Концепции движения, пространства и времени
- 4.1. Генезис представлений о пространстве и времени
- 4.1.1.Биологические предпосылки времени и виды пространства.
- 4.1.2. Пространство и время мифа и натурфилософии
- 4.1.3. Теоцентрическая модель пространства и времени
- 4.2. Классические концепции пространства и времени
- 4.2.1. Проблема континуальности и дискретности пространства и времени
- 4.2.2. Классические интерпретации пространства и времени
- 4.2.3. Проблемы реального пространства
- 4.3. Предпосылки неклассических интерпретаций пространства и времени
- 4.3.1. Принцип относительности и инерциальные системы (г. Галилей)
- Эфир как абсолютная система отсчёта. Опыт Майкельсона - Морли
- 4.3.3. Принцип относительности и электродинамика Максвелла
- 4.4. Специальная теория относительности (сто)
- 4.4.1. А. Эйнштейн. Единство пространства и времени. Связь массы и энергии38
- 4.4.3. Пространство и время в инерциальных системах
- 4.4.4. Неоднозначность геометрии физического пространства. Неевклидовы геометрии
- 4.5. Общая теория относительности (ото)
- 4.5.1. Инерция и гравитация
- 4.5.2. Теория гравитации
- 4.5.3. Гравитационные массы и искривление пространства - времени
- Глава 5. Хаос. Самоорганизация. Сложность
- 5.1. Хаос и порядок
- 5.1.1. Энтропия41
- 5.1.2. Принципы системности и целостности
- 5.1.3. Нелинейные системы. Рождение порядка
- 5.2. Самоорганизация
- 5.2.1. Синергетика
- 5.2.2 Механизм самоорганизации
- 5.2.3. Самоорганизация в диссипативных структурах
- 5.3. Необходимость и случайность
- 5.3.1. Проявление необходимости и случайности
- 5.3.2. Необходимость хаоса
- 5.3.3. Смысл информации
- 5.4. Сложность44
- 5.4.1. Понимание сложности. Неравновесное состояние систем
- 5.4.2. Сложное поведение и фазовое пространство45
- 5.4.3. Сложность поведения живых и социальных систем
- 5.4.4. Сложность адаптивных стратегий в живом мире
- 5.5. Управление
- 5.5.1. Кибернетика и теория управления
- 5.5.2. Информационная структура управления
- 5.5.3. Эффект обратной связи
- Глава 6. Жизнь
- 6.1. Проблема возникновения жизни
- 6.1.1. Специфика жизни как особого уровня организации материи
- 6.1.2. Гипотеза творения (креационизм)
- 6.1.3. Гипотеза спонтанного зарождения жизни
- 6.1.4. Гипотеза стационарного состояния
- 6.1.5. Гипотеза панспермии
- 6.1.6. Теория биохимической эволюции
- 6.2. Структура живого вещества
- 6.2.1. Признаки живого вещества
- 6.2.2. Виды регуляции организма
- 6.2.3. Постоянство внутренней среды (гомеостаз)
- 6.3. Теории эволюции
- 6.3.1. Зарождение эволюционного учения (ж. Ламарк, ж. Кювье, ч. Лайель)
- 6.3.2. Эволюционная теория естественного отбора (ч. Дарвин, а. Уоллес)52
- 6.3.3. Номогенез как альтернатива дарвинизму и как его дополнение
- 6.3.4. Вид и видообразование
- 6.3.5. Проблемы видообразования
- 6.4. Теория наследственности
- 6.4.1. Закон доминирования г. Менделя
- 6.4.2. Хромосомная теория наследственности
- 6.4.3. Структура гена. Расшифровка генетического кода
- 6.4.4. Днк, её роль в реализации наследственной информации
- 6.4.5. Клеточная теория (т. Шван, м Шлейден)
- 1.4.6. Биогенетический закон
- 6.5. Философское и естественнонаучное постижение смерти
- 6.5.1. Биологический и социальный смысл смерти
- 6.5.2. Что такое бессмертие?
- 6.5.3. Социальные следствия развития генной инженерии
- 6.5.4. Социальные и этические проблемы клонирования
- Глава 7. Биосфера
- 7.1. Генезис биосферы
- 7.1.1. Геологические условия возникновения биосферы
- 7.1.2. Эволюция биосферы. Живое вещество
- 7.1.3. Роль абиотических и биотических круговоротов
- Климатические первичные периодические
- 7.2. Биогеохимические процессы в биосфере
- 7.2.1. Состав вещества биосферы
- 7.2.2. Особенности основных биосферных циклов
- Биосферный цикл углерода
- Биосферный цикл азота
- Биосферный цикл фосфора
- 7.2.3. Биохимические функции живого вещества
- 7.2.4. Биогенная миграция атомов и биогеохимические принципы
- 7.3. Экологическая структура биосферы
- Биосфера - многокомпонентная иерархическая система
- Прокариоты и эукариоты. Бактерии. Вирусы и сине-зелёные водоросли
- 7.3.3. Растения. Грибы. Животные
- 7.4. Глобальное биологическое разнообразие и подходы к его изучению
- 7.4.1. Современные представления о видовом разнообразии биосферы74
- 7.4.2. Современные подходы к исследованию биоразнообразия75
- Популяционный подход
- Экосистемный подход
- 7.5. Ноосферогенез
- 7.5.1. В. И. Вернадский о переходе биосферы в ноосферу
- 7.5.2. Естественноисторические аспекты трансформации биосферы в ноосферу
- 7.5.3. Антропоцентризм и биосферное мышление
- Глава 8. Человек
- 8.1. Человек как вид
- 8.1.1. Человек: особый вид животных
- 8.1.2. Культурный и биологический аспекты эволюции человека
- 8.1.3. Нарушение основного биологического закона
- 8.2. Сознание и поведение
- 8.2.1. Функции головного мозга. Успехи нейрофизиологии
- 8.2.2. Поведение
- 8.2.3. Бихевиоризм
- 8.2.4. Гештальтпсихология
- 8.2.5. Этология и социобиология
- 8.3. Современное мировоззрение и планетарные проблемы
- 8.3.1. Проблема формирования современного мировоззрения
- 8.3.2. Глобальные последствия развития цивилизации
- 8.3.3. Деятельность «Римского клуба» и института л. Брауна «Worldwatch»
- 8.3.4. Новые ценности85
- 8.4. Концепция устойчивого развития
- 8.4.1. Экологическая и экономическая компоненты деятельности
- 8.4.2. Общие положения концепции устойчивого развития
- 8.4.3. Условия устойчивого развития и ключевые понятия концепции
- 8.5. Искусственный интеллект (ии)
- 8.5.1. Основные направления развития ии
- 8.5.2. Знания и их представление
- 8.5.3. Проблема понимания естественного языка
- Глава 9. Иерархия мироздания
- 9.1. Макромир
- 9.1.1. Основные этапы развития представлений о Вселенной
- 9.1.2. Релятивистская космология (а. Эйнштейн, а. А. Фридман)
- 9.1.3. Концепция расширяющейся Вселенной
- 9.1.4. Концепция «Большого Взрыва»
- 9.1.5. Антропный принцип90
- 9.2. Мезомир
- 9.2.1. Эволюция планеты Земля
- 9.2.2. Экологическая структура мезомира
- 9.2.3. Информационные свойства мезомира
- 9.3. Микромир
- 9.3.1. Учение об элементарных частицах
- 9.3.2. Элементарная структура вещества. Атом
- 9.3.3. Устойчивость и неустойчивость частиц. Термоядерные процессы. Ядро атома
- 9.3.4. Фундаментальные взаимодействия и законы природы92
- 9.3.5. Фундамент материи: физический вакуум и его состояния93
- 9.4. Виртуальные реальности
- 9.4.1.Значение термина «виртуальная реальность»
- 9.4.2. Компьютерная виртуальная реальность
- 9.4.3. Способы существования виртуальной реальности
- 9.4.4. О философии виртуальной реальности и киберпространства
- 9.5. Поиск внеземных цивилизаций
- 9.5.1. О возможности существования жизни и разума во Вселенной
- 9.5.2. О возможности информационного контакта с внеземными цивилизациями
- 9.5.3. О возможных формах технологической активности разума во Вселенной
- Летопись естественнонаучных открытий Период становления физики как науки
- Первый этап развития естествознания (кон. XviIв. – 60 годыXiXв.)
- Второй этап развития естествознания (60-е годы XIX в. - 1894 г.)
- Период современной физики
- Важнейшие открытия в биологии и медицине в хх веке
- Хронология клонирования
- Летопись открытий в химии
- Зарождение научной химии
- Утверждение в химии атомно-молекулярного учения
- Великие открытия в химии в хх веке
- Астрономия в хх веке
- Литература по главам Глава 1. Структура естествознания
- Глава 2. Этапы развития естествознания
- Глава 3. Фундаментальные концепции естествознания
- Глава 4. Концепции движения, пространства и времени
- Глава 5. Хаос. Самоорганизация. Сложность
- Глава 6. Жизнь
- Глава 7. Биосфера
- Глава 8. Человек
- Глава 9. Иерархия мироздания
- Литература дополнительная
- Словарь терминов
- Примечания
- 137 138