logo
3

1.1.3. Неисчерпаемость предмета естествознания

Хрестоматийная трактовка понятия «объект» такова: объект - часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности, обусловливающее эту деятельность обстоятельство, из которого человек вынужден исходить. Человеку противостоит природа, следовательно, она и есть объект.

Объект обладает практически неисчерпаемым содержанием. В свою очередь, предмет - это то, что конкретно определяет содержание природы как объекта, например, совокупность физических закономерностей, химических, или биологических и т. д. Соответственно, естествознание предметно представлено в виде различных дисциплин, исследующих указанные закономерности и, в конечном счете, через научную парадигму, формирующих общее представление о природе как объекте. Понятие «природа» может употребляться в нескольких смыслах. Например, можно говорить о «природе» человека, рассматривая его в качестве объекта естествознания. В этом случае такие дисциплины, как физиология, анатомия, психология и другие в качестве предметов выделят для изучения в этом объекте интересующие их закономерности.

Деление природы как единого объекта на множество предметов обусловлено направленностью практической деятельности человека, которая, в свою очередь, вытекает из естественных условий его существования. Человек является частью эволюционного процесса природы, он наделён способностью осознавать этот процесс и поэтому ему в принципе доступно практическое освоение и преобразование природы. Адаптивной способностью обладают все виды, но только человек совершает освоение и на теоретическом, и на практическом уровнях, что меняет ситуацию.

Вне зависимости от того, что на самом деле представляет собой природа, для её освоения и преобразования оказывается достаточным дробление её на части и последовательное изучение отдельных фрагментов. Эта ситуация и выражается фразой об объектном и предметном рассмотрении природы. На практике же это означает, что, в зависимости от степени «онаученности» естествознания, в природе выделяется в качестве предмета определённая совокупность устойчивых связей, которая ведет, в конечном счете, к формированию дисциплины, предстающей как совокупность теоретических установок и практических методологий, направленных на освоение выделенного предмета.

Разделение природы на части или объекта на предметы является неизбежностью, прежде всего, научного подхода к естествознанию. Предметирование природы позволяет сконцентрировать всю мощь исследовательских усилий на одном предмете и достичь тем самым наибольшего эффекта в его изучении. Причём мы можем наблюдать прямо пропорциональную зависимость между степенью онаученности естествознания, углублением предметной дифференциации и степенью эффективности исследовательских методологий. Эта тенденция чётко прослеживается в истории развития естествознания: по мере развития науки выделяется большее количество предметов, а возрастающая эффективность исследовательских методологий становится одновременно причиной и следствием этих процессов. Прогрессирующая дифференциация распространяется не только на природу как на объект, но и на сами предметы, которые в свою очередь начинают рассматриваться как объекты, подлежащие дальнейшей дифференциации. Это приводит к прогрессирующему росту дисциплин уже в пределах одного предмета. Этот вал дифференциации невозможно остановить, как невозможно остановить человеческое стремление к знанию. Научное естествознание не может, да и не стремится представить природу как целое.