logo
3

8.1.1. Человек: особый вид животных

Современный человек - это без сомнения совершенно особый вид животных. Речь, пластичность поведения, выпрямленное положение тела, мозг, слишком большой для целей простого удобства, сложные технологические навыки - всё это говорит о человеческой уникальности. Но как понимать уникальность? Все виды уникальны. Это основа биологической таксономии и разнообразия жизни. Все виды уникальны потому, что они генетически уникальны. Они не менее уникальны в физиологическом, экологическом, поведенческом отношении, чем современный человек. Из этого следует, что неприменимость биологических принципов к современному человеку нельзя объяснить его уникальностью.

Можно использовать ещё два подхода, которые, казалось бы, указывают на уникальность человека. Это - утверждение, что различия между гоминидами и представителями других видов должны быть гораздо больше, чем те, которые существуют для других видов. И второй подход может быть основан на утверждении, что человеческий вид возник в результате уникального процесса, которому не подвержены другие виды.

В контексте первого подхода можно сказать, что человеческая уникальность была чрезмерно преувеличена за счёт исчезновения австралопитеков, Homo erectus и неандертальцев, не говоря уж о возможном исчезновении древних человекообразных обезьян. Видимые разрывы в палеонтологической летописи эволюции человека говорят лишь о необходимости более тесного союза палеоантропологии и эволюционной биологии.

Утверждение об уникальности процесса, приведшего к возникновению человека, связано с возникновением у человека нового аспекта общего эволюционного процесса, то есть культурной эволюции. В самом широком смысле под культурой понимают небиологические аспекты поведения человеческого вида, включая речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов. С развитием этих процессов эволюция человека оказалась отделённой от основного русла биологической эволюции. Для человека естественный отбор, по меньшей мере, дополняется параллельным процессом культурного отбора.

Однако уникальность процесса культурной эволюции становится проблематичной, когда мы пытаемся выяснить происхождение каждой культурной особенности. Каждая из них - будь то возросшая способность к обучению, речь, изготовление орудий, - возможно, развивалась отдельно от остальных под влиянием независимых сил, связанных с отбором. Многие черты человеческой культуры, если рассматривать их в отдельности, можно обнаружить в рудиментарной форме у других животных. Большая часть тех особенностей, которые известны под названием «культура», если рассматривать их по отдельности, встречаются в той или иной форме в царстве животных. Поэтому и второй подход не может претендовать на утверждение уникальности человеческого вида.

Человек - это функциональное триединство сенсорной информации, поведенческих реакций и важнейшего связующего звена между ними –интрацеребральных* процессов.

Личность - это не какой-то непостижимый и неизменный способ реагировать, а гибкий процесс, находящийся в непрерывном развитии, на который влияет окружающий мир. Человека можно рассматривать как временную материально-информационную структуру, образующую относительные «системы отсчёта» для сравнения с другими «системами отсчёта» на условиях и в пределах возможностей человеческого сознания.