logo
3

1.2.1. Перспективы античной преднауки

Состояние науки на преднаучном этапе развития естествознания назовём «преднаукой». Каковы отличительные черты преднауки? От науки её отличают:

  1. Жёсткая идеологическая зависимость.

  2. Недостаточная инновационность исследований.

  3. Неприемлемые для науки цели и способы их достижения, например, в алхимии и астрологии.

  4. Пренебрежение опытными доказательствами выдвигаемых положений.

  5. Отсутствие чётко разработанных и общепринятых процедур познания.

  6. Методологическая неразработанность познавательной активности.

Исходя из исторического контекста следует говорить о восточной преднауке, не ставшей наукой и об античной преднауке, совершившей переход к научному состоянию.

Возможная перспектива преднауки заключается в том, чтобы перерасти в науку. Для этого необходимы какие-то социокультурные предпосылки. Они сложились в Древней Греции. Произошло это совсем не случайно. В том, что современная наука имеет европейское лицо и говорит с «древнегреческим акцентом» можно выявить определённую закономерность, связанную с историческими особенностями развития Древней Эллады.

Как известно, Древняя Греция состояла из городов-государств добровольно устанавливавших между собой те или иные отношения. Несмотря на то, что системы правления в этих государствах были разными: от демократии до тирании, социальная структура всегда включала в себя свободных граждан, которые прямо участвовали в управлении и в общественной жизни.

Другой важный для рассматриваемого нами вопроса момент заключался в многообразии. Мы имеем дело с единой культурой, в которой отсутствует принцип единоначалия в отличие, например, от восточных деспотий. В основе этого феномена, конечно же, лежит естественно сложившаяся система полисов. Это так сказать материальная основа существовавшего многообразия. Конечно, города-государства, основанные как самостоятельные во всех отношениях, в принципе не могли подчиняться какому-то экономическому, политическому или идеологическому диктату извне. Способствовала ли такая атмосфера генезису науки? Наверное, следует ответить утвердительно. Многообразие всегда включает механизм самоорганизации, который и в природе, и в обществе находит оптимальные способы собственного проявления.

Интеллектуальной и этической проблемой для древних греков стало объяснение окружающего мира, которое не находило удовлетворения в мифологическом способе. Именно поэтому преднаучное знание изначально приобрело натурфилософский характер. Итак, многообразие предполагает возникновение условий генезиса науки или, иначе, перехода преднауки в науку. В числе прочих социокультурных предпосылок, способствовавших генезису науки, мы выделяем наиболее важные: первая - феномен многообразия, распространившийся на всю культуру Эллады и вторая - присутствие свободных людей, способных воспользоваться плодами многообразия.