logo
физиология

Лекция 8. Минеральное питание растений

План лекции (4часа):

  1. Общие представления о минеральном питании

  2. Макроэлементы и микроэлементы

  3. Экология минерального питания

Представления о почвенном питании растений начали складываться в святи с развитием растениеводства. Уже и VI - V тысячелетии до новой эры возделывались пшеница, яч­мень, рожь, кукуруза, лен, конопля, многие огородные культуры и плодовые деревья, а зола, ил и навоз использовались как средства, повышающие плодородие почвы.

Первый физиологический эксперимент с целью изучения пи­тания растений был проведен голландским естествоиспытате­лем Я. Б. ван Гельмонтом в 1629г. Он посадил в глиняный сосуд, содержащий 91 кг сухой почвы, ивовую ветвь массой 2,25 кг и регулярно поливал почву дождевой водой. Через 5 лет растение и почва были взвешены отдельно. Оказалось, что ива весила 77 кг (прибавка около 75 кг), а масса сухой по­чвы уменьшилась всего на 56,6 г. Таким образом, масса расте­ния увеличилась в 33 раза, не считая ежегодно опадавших листьев. Ван Гельмонт сделал вывод, что вся растительная масса была создана за счет воды, вносившейся в сосуд при по­ливе. Этот опыт послужил основой для «водной теории» пита­ния растений, которая довольно долго держалась в ботанике.

Однако постепенно накапливались данные о роли мине­ральных элементов в питании растений. Один из основополож­ников отечественной агрономии А. Т. Болотов наметил ос­новные принципы минеральною питания растений. В 1770 г. вышла его книга «Об удобрении земель» — первая русская мо­нография по агрохимии. В ней он писал, что пища растений в почве «состоит в воде и некоторых особлевых земляных или паче минеральных частичках...». Болотов разрабоки приемы внесения удобрений в почву и в одной из статей перечислил 53 вида удобрении, пригодных для применения в сельском хозяй­стве. Швейцарский естествоиспытатель Н. Т. Соссюр системати­зировал известные в то время данные о питании растений и установил, что почва снабжает растения азотом и мине­ральными элементами. При выращивании растении из семян только на дистиллированной воде прирост воды не набдюдается. В своем труде «Химические исследования растений» (1804) он обратил внимание на то что различные соли поглащаются корнями из водного раствора с неодинаковой скоростью. Французский агрохимик Ж. Б. Буссенго (1837) показал, что растения можно выращивать и на чистом песке, если вносишь в него минеральные соли (золу и селитру). Немецкий химик Ю. Либих — один из основателей агрохимии возражая против гумусовой теории, в 1840 г. опубликовал книгу «Химия в приложении к земледелию и физиологии», где обосновал теорию минерального питания растений. По этой теории основой плодородия являются минеральные вещества почвы. Либих считал, что перегной нужен лишь для образова­ния СО2, который ускоряет выветривание материнской горной породы и увеличивает культурный слой почвы. Он первым предложил вносить в качестве удобрений чистые минеральные вещества. Правильно оценивая значение минеральных элементов в питании растений. Либих в то же время считал что рас­тения поглощают азот из воздуха в виде аммиака. Лишь позд­нее, в 1856 г., под давлением неопровержимых фактов Либих вынужден был признать, что источником азота для минераль­ною питания растений могут быть нитраты. Окончательно опровергли «гумусовую теорию» опыты И. Кнопа и Ю. Сакса (1859).