Лекция 8. Минеральное питание растений
План лекции (4часа):
Общие представления о минеральном питании
Макроэлементы и микроэлементы
Экология минерального питания
Представления о почвенном питании растений начали складываться в святи с развитием растениеводства. Уже и VI - V тысячелетии до новой эры возделывались пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, лен, конопля, многие огородные культуры и плодовые деревья, а зола, ил и навоз использовались как средства, повышающие плодородие почвы.
Первый физиологический эксперимент с целью изучения питания растений был проведен голландским естествоиспытателем Я. Б. ван Гельмонтом в 1629г. Он посадил в глиняный сосуд, содержащий 91 кг сухой почвы, ивовую ветвь массой 2,25 кг и регулярно поливал почву дождевой водой. Через 5 лет растение и почва были взвешены отдельно. Оказалось, что ива весила 77 кг (прибавка около 75 кг), а масса сухой почвы уменьшилась всего на 56,6 г. Таким образом, масса растения увеличилась в 33 раза, не считая ежегодно опадавших листьев. Ван Гельмонт сделал вывод, что вся растительная масса была создана за счет воды, вносившейся в сосуд при поливе. Этот опыт послужил основой для «водной теории» питания растений, которая довольно долго держалась в ботанике.
Однако постепенно накапливались данные о роли минеральных элементов в питании растений. Один из основоположников отечественной агрономии А. Т. Болотов наметил основные принципы минеральною питания растений. В 1770 г. вышла его книга «Об удобрении земель» — первая русская монография по агрохимии. В ней он писал, что пища растений в почве «состоит в воде и некоторых особлевых земляных или паче минеральных частичках...». Болотов разрабоки приемы внесения удобрений в почву и в одной из статей перечислил 53 вида удобрении, пригодных для применения в сельском хозяйстве. Швейцарский естествоиспытатель Н. Т. Соссюр систематизировал известные в то время данные о питании растений и установил, что почва снабжает растения азотом и минеральными элементами. При выращивании растении из семян только на дистиллированной воде прирост воды не набдюдается. В своем труде «Химические исследования растений» (1804) он обратил внимание на то что различные соли поглащаются корнями из водного раствора с неодинаковой скоростью. Французский агрохимик Ж. Б. Буссенго (1837) показал, что растения можно выращивать и на чистом песке, если вносишь в него минеральные соли (золу и селитру). Немецкий химик Ю. Либих — один из основателей агрохимии возражая против гумусовой теории, в 1840 г. опубликовал книгу «Химия в приложении к земледелию и физиологии», где обосновал теорию минерального питания растений. По этой теории основой плодородия являются минеральные вещества почвы. Либих считал, что перегной нужен лишь для образования СО2, который ускоряет выветривание материнской горной породы и увеличивает культурный слой почвы. Он первым предложил вносить в качестве удобрений чистые минеральные вещества. Правильно оценивая значение минеральных элементов в питании растений. Либих в то же время считал что растения поглощают азот из воздуха в виде аммиака. Лишь позднее, в 1856 г., под давлением неопровержимых фактов Либих вынужден был признать, что источником азота для минеральною питания растений могут быть нитраты. Окончательно опровергли «гумусовую теорию» опыты И. Кнопа и Ю. Сакса (1859).
- Гоу впо «сибирский государственный технологический
- Введение
- Лекция 1. Предмет и задачи физиологии растений
- Методы физиологии растений
- Лекция 2. Структурные компоненты клетки и их физиологические функции
- Лекция 3. Химический состав клетки
- Углеводы
- Функции углеводов в растении важны и разнообразны:
- Моносахариды
- Химические свойства
- Полисахариды Олигосахариды
- Высшие полисахариды
- Белки Общая характеристика и функции белков
- Классификация белков
- Простые белки
- Сложные белки
- Жироподобные вещества
- Лекция 4. Фотосинтез
- Пигменты фотосинтеза
- Химизм фотосинтеза
- Световая фаза фотосинтеза
- Темновая фаза фотосинтеза
- С4 – путь фотосинтеза
- Экология фотосинтеза
- Лекция 5. Дыхание
- Экология дыхания
- Лекция 6. Водный режим растений
- Механизмы передвижения воды по растению
- Транспирация
- Лекция 7. Основы почвенной микробиологии
- Роль микроорганизмов в превращении азотистых веществ
- Фиксация молекулярного азота
- Превращение микроорганизмами углеродсодержащих веществ растительного происхождения
- Лекция 8. Минеральное питание растений
- Содержание менеральных элементов в растениях
- Микроэлементы
- Лекция 9. Превращение органических веществ в растении
- Запасные вещества вегетативных органов древесных растений
- Органические вещества вторичного происхождения
- Превращение органических веществ в семенах
- Лекция 10. Рост и развитие растений
- Гормоны растений
- Как действуют гиббереллины
- Действие цитокининов
- Действие абк.
- Практическое применение этилена
- Использование синтетических регуляторов роста (срр).
- Коррелятивный рост
- Регуляция роста и развития Регуляция светом темпа онтогенеза растений
- Качество и количество света
- Периодичность роста
- Покой семян
- Индивидуальное развитие растений
- Этапы онтогенеза высших растений
- Лекция 11. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды
- Холодостойкость растений
- Морозоустойчивость растений
- Жароустойчивость растений
- Засухоустойчивость растений
- Влияние загрязнения атмосферы на растения
- Заключение
- Библиографический список Основная литература
- Доплнительная
- Приложение а Перечень ключевых слов